Слайд 1Голоса в хоре
Все певческие голоса по высоте воспроизводимых звуков и
по тембру разделяются на женские, мужские и детские – по
физиологическому принципу. Каждая из этих больших групп, в свою очередь, делится на высокие и низкие голоса.
Слайд 2Диапазон голоса
Для начала – развенчание популярного мифа, часто встречающегося в
Интернете.
Диапазон – это вовсе не количество нот, которые может спеть
артист хора. Это расстояние (в нашем с вами случае оно называется интервал) между самой высокой и самой низкой нотой из тех, что он в состоянии взять.
Певческим же диапазоном, в свою очередь, называется тот интервал, который эстетически звучит приемлемо, не доставляя слухового и морального дискомфорта ни самому певцу, ни окружающим.
Слайд 4Регистр
Сила звучания человеческого голоса в различных участках звукового диапазона вовсе
не одинакова. Известно, что яркость звука усиливается при восходящем движении
и ослабевает при нисходящем. В этом можно легко убедиться при исполнении необученным певцом гаммы, без разницы, вверх или вниз. Диапазон голоса получается как бы разбитым на разные по тембру участки, кем-то когда-то названные РЕГИСТРАМИ. Отсюда определение: «Регистр – отрезок диапазона, состоящий из ряда однородных по тембру тонов».
Слайд 5Переходные ноты
Эти отрезки однородных тембров разделяются границами, приносящими массу неудобств
необученным певцам и называемыми переходными нотами.
Официальное определение: «Переходные ноты –
звуки, находящиеся на границах регистров, на которых происходит перестройка голосового аппарата».
У певцов опытных или у тех, кому Господь послал природную постановку голоса, регистры выровнены, а переходы между ними сглажены.
Слайд 6Классификация регистров
Количество регистров у мужчин и женщин неодинаково – у
мужчин их два. У женщин – целых три!
НИЖНИЙ РЕГИСТР
– его часто называю ГРУДНОЙ. Почему? Главным образом потому, что в нем преобладает грудное звучание.
ВЕРХНИЙ РЕГИСТР – известный также как ГОЛОВНОЙ, потому что на верхнем участке диапазона преобладает озвучивание головных резонаторов.
СМЕШАННЫЙ (МИКСТОВЫЙ) РЕГИСТР – только у женщин.
ФАЛЬЦЕТ – не является собственно регистром. Скорее, это одна из возможностей верхнего мужского регистра, при которой используются только головные резонаторы. Голосовые связки при этом смыкаются не по всей длине, а короткими краями – по аналогии с грифом гитары, если подергать струны не по основной длине, а после границы грифа.
Слайд 7«Чем петь?»,
или Краткое слово о голосовом аппарате. Источник звука
При всех
противоречиях мнений на эту тему, источником звука все-таки является гортань.
Она представляет собой конусообразную трубку, имеющую хрящевую основу. В середине гортани располагается так называемая голосовая щель – две небольшие, но самые важные в нашем с вами деле мышцы, которые называются голосовыми связками. Собственно их колебания и создают звуковую волну, которая воспринимается уже как звук.
Высота этого звука обусловлена частотой колебания связок. Например, основной или примарный тон – самый низкий – образуется от колебаний связок в целом. А вот из частичных их вибраций формируется тот самый обертоновый состав звука, который уже воспринимается как его окраска. Или тембр.
Слайд 8Резонаторы
РЕЗОНАТОРЫ (от лат. resono – откликаюсь) – часть голосового аппарата,
придающая слабому звуку, возникающему на гол. связках, силу, звучность, характерный
тембр. Р. подразделяются на верхние (головные, располож. над связками, – полости глотки, рта, носа и придаточные) и нижние (грудная клетка – трахеи, бронхи). Кроме того, Р. делятся на подвижные (способные изменять свою форму и объем, поддающиеся управлению – полости глотки и рта) и неподвижные (на функционирование которых можно влиять лишь опосредствованно).
Как мы видим из этого определения, голосовой аппарат более или менее поющего представителя хорового дела имеет несколько резонаторов. В основном, верхние и нижние.
Слайд 9Верхние резонаторы
Весьма полезные для певческого дела пустоты, расположенные выше гортани.
Как то: ротовая полость, носовая полость, гайморовы и лобные пазухи.
То есть те участки головы, где есть воздух, который собственно и является «звучащим телом».
Слайд 10Нижние резонаторы
Нижние резонаторы – это трахея, бронхи и прочие дыхательные
органы. В нашем с вами деле они считаются еще более
полезными, чем верхние, так как именно нижние резонаторы напрямую влияют на тембр голоса и оказывают непосредственное воздействие на колебание связок, причем при наименьшей затрате энергии. Об этом говорит ощущение поющим вибрации грудного резонатора (как раз трахея, бронхи…)
Слайд 11Главный резонатор или попросту глотка
Почему главный? Говорят, потому, что именно
он усиливает звук гортани.
Но было бы несправедливо свести это значение
к одной только глотке, забыв при этом такие бонусы, как:
Полость рта – уже упомянутый нами резонатор, влияющий на формирование певческого голоса, особенно при формировании гласных и согласных.
Полость носа (с ее придаточными полостями в лицевой части черепа) – резонатор с секретом: он «отзвучивает» при наличии в голосе колебаний определенной частоты. Считается, что резонирование этой зоны помогает певческому самоконтролю качества звука и служит показателем хорошей организации певческого аппарата, а для некоторых способствует еще и нахождению яркого, полетного звука. Главное здесь – не петь «в нос». Характерный «носовой призвук» еще не украсил ни один певческий голос.
Слайд 14Опора как гарант вокальной устойчивости
С певческим дыханием связан один из
самых старых, широко распространенных и вместе с тем один из
наименее расшифрованных терминов – так называемая певческая опора. Термин этот происходит от итальянского appogiare la voce, что значит «поддерживать голос». Профессиональное пение – это прежде всего пение на хорошей певческой опоре. Именно певческая опора придает голосу присущий ему певческий тембр, большую силу, полётность, а главное – неутомимость, важнейшие профессиональные качества.
Слайд 15Опора как гарант вокальной устойчивости
Опорой дыхания называется положение активизированной работы
мышц брюшного пресса и сознательного сохранения вдыхательной установки во время
пения (ощущения того, что вдох еще продолжается или что он сейчас наступит).
Наличие опоры дыхания – обязательное условие для возникновения всех необходимых вокальных качеств, то есть: звонкости, округлости, устойчивого вибрато. Опора дыхания обеспечивает ровный, без непроизвольных перерывов, звук, не зависит от его высоты, перехода в другой регистр, изменения тембра, громкости, характера атаки, а также перемещения по сцене во время пения.
Опора дыхания связана с:
а) правильной осанкой;
б) ощущением напряжения мышц брюшного пресса;
в) ощущением свободы в области ротоглоточной полости;
г) ощущением свободы в области грудной клетки;
д) ощущением грудного резонирования во время звучания в нижнем регистре.
Таким образом, подведем итог:
Опора дыхания – это такое состояние, когда все тело раскрепощено, кроме брюшного пресса, который не просто сжимается, чтобы выпускать воздух, а делает этот выдох максимально равномерным.
Слайд 16Атака звука
Наше ухо устроено так, что способно различать особенности уже
в первый момент воспроизведения звука. Этот начальный момент работы голосовых
связок и дыхания принято называть атакой или способом взятия звука.
Строго говоря, атака звука определяется различными вариантами взаимодействия голосовых связок и дыхания по времени, а также степенью напряжения и сближения голосовых связок. В нашем с вами хоровом деле различают следующие виды атак.