Слайд 1Государственная культурная политика Российской империи в XVIII - начале XX
вв.
Над презентацией работала Киселева Алена
Факультет СКТ
Группа 1/1
Слайд 2В начале XVIII в. российская власть выступила в роли активного
регулятора культурных процессов, руководствуясь прежде всего принципами целесообразности и необходимости.
Мероприятия государственной власти в области культуры – целенаправленные, но бессистемные, отражали специфику модернизационных процессов в стране и личный взгляд самодержца на проблему. «государь рассматривался как источник закона, а закон, в идеале долженствовавший представлять собою стройную систему, на самом деле, в принципе, системой не являлся, сводясь к массе распоряжений».
Слайд 3Ориентация власти на формирование светскости в политической и социальной культуре
потребовала переопределения государственных взаимоотношений с институтом церкви.
В 1701 г. был
восстановлен Монастырский приказ, куда передавались монастыри с вотчинами и архиерейские владения . Знаменитый указ от 31 января 1701 г. о запрете монахам писать в кельях потребовал нового подтверждения и более чем через двадцать лет (19 января 1723 г.) с опорой на «прибавления» к духовному регламенту.
Создание тринадцатой, духовной коллегии – Синода – завершило организационную перестройку, но не решило всех проблем духовной сферы. Идеологом церковной реформы стал приехав- в 1716 г. в Петербург Феофан Прокопович, ставший в 1718 г. епископом в Пскове.
Слайд 4Петр I силой заставлял боярство и дворянство устраивать в домах
публичные мероприятия, столы, балы, ассамблеи и др., которые были учреждены
при дворе.
Правила проведения ассамблей, поведение гостей, очередность и пр. подробно оговаривались на высшем государственном уровне. Введение в русскую культуру светского праздника стало очень важным событием.
Слайд 5Изданное в 1717 г. «Юности честное зерцало, или Показание к
житейскому обхождению» наставляло правилам поведения в семье и обществе, не
гнушаясь даже мелочными подробностями. Принципы воспитания, которые должны были способствовать формированию человека новой культуры, утверждала и книга Ф. Прокоповича «Первое учение отрокам».
Слайд 6Необходимость ускоренного освоения европейских достижений впервые поставила вопросы образования на
высший государственный уровень.
Именно петровская эпоха характеризуется созданием нового типа
школы – государственной светской.
Практические нужды вызвали появление школ профессионального характера, которые должны были готовить необходимых специалистов. Среди них были созданные в 1701 г. Школа математических и навигацких наук и Пушкарская школа, Инженерная школа, открытая в 1712 г., и др.
Слайд 7Однако желающих обучаться, «добровольно хотящих», было немного, поэтому государство, реализуя
идею «насильственного прогресса», законодательным путем брало на учет «недорослей», особо
дворянских.
Наиболее близкими по типу к средней школе были созданные на основании указа 28 февраля 1714 г. цифирные школы.
Финансирование учебных заведений осуществлялось из разных источников и было весьма скудным. В то же время новая школа выполнила свою историческую, пусть и вполне утилитарную, задачу по подготовке кадров и в определенной степени способствовала утверждению новой культуры.
Слайд 8За год до своей смерти 28 января 1724 г. Петр
издал указ об учреждении в России Академии наук и художеств.
При Академии были созданы своеобразные «подготовительные структуры», каковыми стали университет и гимназия: «к расположению художеств и наук употребляются два образа здания: первый образ называется университет; второй – академия или социетет художеств и наук».
Слайд 9Ряд указов свидетельствуют о переданных в Петербург кладах древних монет,
о дарении предметов из курганов, о передаче «за вознаграждение» древностей.
В
начале XVIII века создаются и первые крупные частные коллекции Я.В. Брюса, А.Н. Демидова, Д.М. Голицына, которые послужили основой будущих музейных собраний.
В России появляется первый комплексный музей – Кунсткамера, впоследствии оказавшийся под опекой Академии наук и крупнейших академиков с мировыми именами и ставший одним из лучших музеев своего времени.
Слайд 10Одной из важнейших задач культурной политики была организация печатного дела,
распространение «нужных» книг и контроль за главным в то время
каналом информации.
Сознавая политическое и стратегическое значение печати и ее роль в распространении светской культуры, Петр I содействует формированию программы изданий, лично определяет, кому и что выпускать. Московский Печатный двор, «гражданская» типография В.А. Киприанова сыграли большую роль в становлении типографского дела в России.
Слайд 11Царский указ 1721 г. фактически констатировал расширение межкультурного диалога с
европейскими странами. При Сенате должен был появиться «типографический печатный стан
иностранных языков», а при нем предписывалось поставить «искусного переводчика и секретаря».
Огромное значение правительство предавало новому элементу новой русской печатной культуры – газете. Помимо культурной составляющей (информационная функция, формирование языка русской прессы и др.) основной задачей официальной газеты была задача политико-воспитательная.
Слайд 12Уважение Петра к печатному слову сказалось и в том, что
он выступил инициатором сбора и сохранения древних русских книг. Именно
он издал первый в России подобного рода указ. Согласно новым задачам правительства ряд старопечатных книг отбирались, исправлялись и перепечатывались.
Одной из главных функций культурной политики с самого начала формирования этого феномена стал контроль и надзор. Несмотря на то, что институт цензуры еще не оформился, тем не менее печать не была обойдена пристальным «вниманием» власти. Главным цензором, в руках которого было сосредоточено издательское дело страны, был Петр, который выступал и в роли издателя и заказчика.
В 1721 г. надзор за всем, касающимся религии, был возложен на Синод, который должен был следить, «нет ли какого в письме оном погрешения, учению православному противного». Этот документ впервые законодательно регламентирует отечественную печать.
Слайд 13Такая сфера культуры, как благотворительность, в петровское время так же
была делом государственным.
Правительственная политика предусматривала: «определение в домовые Святейшего Патриарха
богадельни нищих, больных и престарелых», покупку им лекарств; устройство «при церквях гошпиталей для незаконнорожденных детей» и дачу «им и их кормилицам денежного жалования»; создание «цухтгаузов» (смирительных домов), госпиталей и сиротских домов, лазаретов для содержания больных; отдачу «в богадельни слепых и престарелых, являющихся при переписи»; раздачу «безродных младенцев на воспитание с вечным за воспитателем укреплением», запрет посылать «сумасбродных и в уме помешанных в монастыри»; расходы на содержание «нищих и сирот» в монастырях и пр.
Слайд 14В начале XIX в., после восшествия на престол Александра I,
появилось либеральное цензурное законодательство (1804).
До Пушкина в русском обществе
безраздельно господствовал инструментальный подход к культуре, в соответствии с которым она была неким приложением к жизни, политике, досугу и т. д. Культурная политика выступала соответственно функцией политических, сословных, правительственных и иных структур, но только не самой культуры.
Слайд 15Именно в правление Николая I утверждается российская, а затем и
советская традиция культурной политики – бесцеремонное вмешательство в художественную жизнь
и даже в сам творческий процесс.
Ужесточение цензуры, наступление реакции табуировали для культуры ряд областей общественной жизни; она как бы ушла в себя, подчинив свои цели задачам «чистого» искусства, науки и просвещения.
Слайд 16В царской России не было специального ведомства, в исключительном ведении
которого находились вопросы культуры и искусства. Департамент по делам цензуры
и Министерство просвещения осуществляли в основном идеологический надзор, олицетворяя собой государственную культурную политику в рамках знаменитой триады: «Самодержавие, православие, народность». Прямо противоположную, демократичную политику проводили общественные организации и фонды, помогавшие художникам и содействовавшие развитию национального искусства.
Слайд 17После отмены крепостного права в 1861 г появляется демократическое начало
– нет больше деления в культуре на высший и низший
класс. Например, появляются поэты из крестьян: Кольцов. Вообще народная культура стала ярко о себе заявлять. В 1898 г открывается Московский художественный общедоступный театр.
Слайд 18Политика российского правительства в национальных окраинах была направлена на слияние
их во всех сферах с империей. Идея слияния с Россией
не была поддержана широкими слоями населения, особенно Прибалтикой, Польшей, Финляндией, что в дальнейшем привело к усилению движения, к отрыву от России внутри правящей элиты, которая в принципе относилась лояльно к политике Российской империи.
Слайд 19Список литературы:
Статья И.М. Чирсковой
«ВЛАСТЬ И КУЛЬТУРА В РОССИИ
В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ
XVIII в.:
У ИСТОКОВ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ»
Культурная политика России в XIX веке-https://mybiblioteka.su/tom2/2-141278.html
https://lektsii.com/2-48819.html
Особенности
национальной политики Российской империи-http://daudov.blogspot.com/2013/01/24.html