Разделы презентаций


Государственная культурная политика Российской империи в XVIII - начале XX вв

Содержание

В начале XVIII в. российская власть выступила в роли активного регулятора культурных процессов, руководствуясь прежде всего принципами целесообразности и необходимости. Мероприятия государственной власти в области культуры – целенаправленные, но бессистемные, отражали

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Государственная культурная политика Российской империи в XVIII - начале XX

вв.
Над презентацией работала Киселева Алена
Факультет СКТ
Группа 1/1

Государственная культурная политика Российской империи в XVIII - начале XX вв.Над презентацией работала Киселева АленаФакультет СКТГруппа 1/1

Слайд 2В начале XVIII в. российская власть выступила в роли активного

регулятора культурных процессов, руководствуясь прежде всего принципами целесообразности и необходимости.


Мероприятия государственной власти в области культуры – целенаправленные, но бессистемные, отражали специфику модернизационных процессов в стране и личный взгляд самодержца на проблему. «государь рассматривался как источник закона, а закон, в идеале долженствовавший представлять собою стройную систему, на самом деле, в принципе, системой не являлся, сводясь к массе распоряжений».

В начале XVIII в. российская власть выступила в роли активного регулятора культурных процессов, руководствуясь прежде всего принципами

Слайд 3Ориентация власти на формирование светскости в политической и социальной культуре

потребовала переопределения государственных взаимоотношений с институтом церкви.
В 1701 г. был

восстановлен Монастырский приказ, куда передавались монастыри с вотчинами и архиерейские владения . Знаменитый указ от 31 января 1701 г. о запрете монахам писать в кельях потребовал нового подтверждения и более чем через двадцать лет (19 января 1723 г.) с опорой на «прибавления» к духовному регламенту.

Создание тринадцатой, духовной коллегии – Синода – завершило организационную перестройку, но не решило всех проблем духовной сферы. Идеологом церковной реформы стал приехав- в 1716 г. в Петербург Феофан Прокопович, ставший в 1718 г. епископом в Пскове.
Ориентация власти на формирование светскости в политической и социальной культуре потребовала переопределения государственных взаимоотношений с институтом церкви.В

Слайд 4Петр I силой заставлял боярство и дворянство устраивать в домах

публичные мероприятия, столы, балы, ассамблеи и др., которые были учреждены

при дворе.

Правила проведения ассамблей, поведение гостей, очередность и пр. подробно оговаривались на высшем государственном уровне. Введение в русскую культуру светского праздника стало очень важным событием.

Петр I силой заставлял боярство и дворянство устраивать в домах публичные мероприятия, столы, балы, ассамблеи и др.,

Слайд 5Изданное в 1717 г. «Юности честное зерцало, или Показание к

житейскому обхождению» наставляло правилам поведения в семье и обществе, не

гнушаясь даже мелочными подробностями. Принципы воспитания, которые должны были способствовать формированию человека новой культуры, утверждала и книга Ф. Прокоповича «Первое учение отрокам».
Изданное в 1717 г. «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению» наставляло правилам поведения в семье

Слайд 6Необходимость ускоренного освоения европейских достижений впервые поставила вопросы образования на

высший государственный уровень.
Именно петровская эпоха характеризуется созданием нового типа

школы – государственной светской.
Практические нужды вызвали появление школ профессионального характера, которые должны были готовить необходимых специалистов. Среди них были созданные в 1701 г. Школа математических и навигацких наук и Пушкарская школа, Инженерная школа, открытая в 1712 г., и др.
Необходимость ускоренного освоения европейских достижений впервые поставила вопросы образования на высший государственный уровень. Именно петровская эпоха характеризуется

Слайд 7Однако желающих обучаться, «добровольно хотящих», было немного, поэтому государство, реализуя

идею «насильственного прогресса», законодательным путем брало на учет «недорослей», особо

дворянских.

Наиболее близкими по типу к средней школе были созданные на основании указа 28 февраля 1714 г. цифирные школы.

Финансирование учебных заведений осуществлялось из разных источников и было весьма скудным. В то же время новая школа выполнила свою историческую, пусть и вполне утилитарную, задачу по подготовке кадров и в определенной степени способствовала утверждению новой культуры.

Однако желающих обучаться, «добровольно хотящих», было немного, поэтому государство, реализуя идею «насильственного прогресса», законодательным путем брало на

Слайд 8За год до своей смерти 28 января 1724 г. Петр

издал указ об учреждении в России Академии наук и художеств.

При Академии были созданы своеобразные «подготовительные структуры», каковыми стали университет и гимназия: «к расположению художеств и наук употребляются два образа здания: первый образ называется университет; второй – академия или социетет художеств и наук».
За год до своей смерти 28 января 1724 г. Петр издал указ об учреждении в России Академии

Слайд 9Ряд указов свидетельствуют о переданных в Петербург кладах древних монет,

о дарении предметов из курганов, о передаче «за вознаграждение» древностей.
В

начале XVIII века создаются и первые крупные частные коллекции Я.В. Брюса, А.Н. Демидова, Д.М. Голицына, которые послужили основой будущих музейных собраний.
В России появляется первый комплексный музей – Кунсткамера, впоследствии оказавшийся под опекой Академии наук и крупнейших академиков с мировыми именами и ставший одним из лучших музеев своего времени.
Ряд указов свидетельствуют о переданных в Петербург кладах древних монет, о дарении предметов из курганов, о передаче

Слайд 10Одной из важнейших задач культурной политики была организация печатного дела,

распространение «нужных» книг и контроль за главным в то время

каналом информации.

Сознавая политическое и стратегическое значение печати и ее роль в распространении светской культуры, Петр I содействует формированию программы изданий, лично определяет, кому и что выпускать. Московский Печатный двор, «гражданская» типография В.А. Киприанова сыграли большую роль в становлении типографского дела в России.

Одной из важнейших задач культурной политики была организация печатного дела, распространение «нужных» книг и контроль за главным

Слайд 11Царский указ 1721 г. фактически констатировал расширение межкультурного диалога с

европейскими странами. При Сенате должен был появиться «типографический печатный стан

иностранных языков», а при нем предписывалось поставить «искусного переводчика и секретаря».

Огромное значение правительство предавало новому элементу новой русской печатной культуры – газете. Помимо культурной составляющей (информационная функция, формирование языка русской прессы и др.) основной задачей официальной газеты была задача политико-воспитательная.

Царский указ 1721 г. фактически констатировал расширение межкультурного диалога с европейскими странами. При Сенате должен был появиться

Слайд 12Уважение Петра к печатному слову сказалось и в том, что

он выступил инициатором сбора и сохранения древних русских книг. Именно

он издал первый в России подобного рода указ. Согласно новым задачам правительства ряд старопечатных книг отбирались, исправлялись и перепечатывались.

Одной из главных функций культурной политики с самого начала формирования этого феномена стал контроль и надзор. Несмотря на то, что институт цензуры еще не оформился, тем не менее печать не была обойдена пристальным «вниманием» власти. Главным цензором, в руках которого было сосредоточено издательское дело страны, был Петр, который выступал и в роли издателя и заказчика.
В 1721 г. надзор за всем, касающимся религии, был возложен на Синод, который должен был следить, «нет ли какого в письме оном погрешения, учению православному противного». Этот документ впервые законодательно регламентирует отечественную печать.

Уважение Петра к печатному слову сказалось и в том, что он выступил инициатором сбора и сохранения древних

Слайд 13Такая сфера культуры, как благотворительность, в петровское время так же

была делом государственным.
Правительственная политика предусматривала: «определение в домовые Святейшего Патриарха

богадельни нищих, больных и престарелых», покупку им лекарств; устройство «при церквях гошпиталей для незаконнорожденных детей» и дачу «им и их кормилицам денежного жалования»; создание «цухтгаузов» (смирительных домов), госпиталей и сиротских домов, лазаретов для содержания больных; отдачу «в богадельни слепых и престарелых, являющихся при переписи»; раздачу «безродных младенцев на воспитание с вечным за воспитателем укреплением», запрет посылать «сумасбродных и в уме помешанных в монастыри»; расходы на содержание «нищих и сирот» в монастырях и пр.
Такая сфера культуры, как благотворительность, в петровское время так же была делом государственным.Правительственная политика предусматривала: «определение в

Слайд 14В начале XIX в., после восшествия на престол Александра I,

появилось либеральное цензурное законодательство (1804).
До Пушкина в русском обществе

безраздельно господствовал инструментальный подход к культуре, в соответствии с которым она была неким приложением к жизни, политике, досугу и т. д. Культурная политика выступала соответственно функцией политических, сословных, правительственных и иных структур, но только не самой культуры.
В начале XIX в., после восшествия на престол Александра I, появилось либеральное цензурное законодательство (1804). До Пушкина

Слайд 15Именно в правление Николая I утверждается российская, а затем и

советская традиция культурной политики – бесцеремонное вмешательство в художественную жизнь

и даже в сам творческий процесс.

Ужесточение цензуры, наступление реакции табуировали для культуры ряд областей общественной жизни; она как бы ушла в себя, подчинив свои цели задачам «чистого» искусства, науки и просвещения.

Именно в правление Николая I утверждается российская, а затем и советская традиция культурной политики – бесцеремонное вмешательство

Слайд 16В царской России не было специального ведомства, в исключительном ведении

которого находились вопросы культуры и искусства. Департамент по делам цензуры

и Министерство просвещения осуществляли в основном идеологический надзор, олицетворяя собой государственную культурную политику в рамках знаменитой триады: «Самодержавие, православие, народность». Прямо противоположную, демократичную политику проводили общественные организации и фонды, помогавшие художникам и содействовавшие развитию национального искусства.
В царской России не было специального ведомства, в исключительном ведении которого находились вопросы культуры и искусства. Департамент

Слайд 17После отмены крепостного права в 1861 г появляется демократическое начало

– нет больше деления в культуре на высший и низший

класс. Например, появляются поэты из крестьян: Кольцов. Вообще народная культура стала ярко о себе заявлять. В 1898 г открывается Московский художественный общедоступный театр.
После отмены крепостного права в 1861 г появляется демократическое начало – нет больше деления в культуре на

Слайд 18Политика российского правительства в национальных окраинах была направлена на слияние

их во всех сферах с империей. Идея слияния с Россией

не была поддержана широкими слоями населения, особенно Прибалтикой, Польшей, Финляндией, что в дальнейшем привело к усилению движения, к отрыву от России внутри правящей элиты, которая в принципе относилась лояльно к политике Российской империи.
Политика российского правительства в национальных окраинах была направлена на слияние их во всех сферах с империей. Идея

Слайд 19Список литературы: Статья И.М. Чирсковой «ВЛАСТЬ И КУЛЬТУРА В РОССИИ В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ

XVIII в.: У ИСТОКОВ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ» Культурная политика России в XIX веке-https://mybiblioteka.su/tom2/2-141278.html https://lektsii.com/2-48819.html Особенности

национальной политики Российской империи-http://daudov.blogspot.com/2013/01/24.html
Список литературы: Статья И.М. Чирсковой «ВЛАСТЬ И КУЛЬТУРА В РОССИИ В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XVIII в.: У ИСТОКОВ

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика