Слайд 1Государственное бюджетное учреждение высшего образования Республики Крым
«Крымский инженерно-педагогический университет»
Презентация
По
дисциплине
Логопсихология
На тему
Методики диагностики различных форм мышления
Выполнила
Студентка 2 курса
Группы С(Д)О-Л-18
Узлякова Дарья
Слайд 2И. И. Черемискина
Методики диагностики свойств мышления
Слайд 3Методика исследования быстроты мышления
Цель: методика позволяет определить темп выполнения ориентировочных
и операциональных компонентов мышления. Может использоваться как индивидуально, так и
в группе.
Инструкция: вам предлагается бланк со словами, в которых пропущены буквы, по моему сигналу в течение 3 минут вы должны вписать недостающие буквы. Каждый прочерк означает одну пропущенную букву. Слова должны быть существительными, нарицательными, в единственном числе.
Обработка результатов: необходимо подсчитать количество правильно составленных слов в течение 3 мин. Показателем быстроты мышления и одновременно показателем подвижности нервных процессов (Н.П.) выступает количество правильно составленных слов: – менее 20 слов из 40 – низкий показатель быстроты мышления и подвижности нервных процессов; – 21–30 слов – средний показатель быстроты мышления и подвижности нервных процессов; –31 и более слов – высокий показатель быстроты мышления и подвижности нервных процессов.
Слайд 4Методика «Значение слов»
Цель: оценка творческого мышления.
Инструкция: перед вами находится
список из 25 слов. Ваша задача в течение 15 минут
написать как можно больше значений для каждого слова (учитываются только принципиально различные слова). Слова: корень, тень, путь, голова, единица, билет, полоса, свет, слово, хозяйство, язык, линия, лицо, номер, движение, класс, основание, картина, оборот, культура, общество, связь, петля, жизнь, роль.
Слайд 5А. И. Ахметзянова
Практикум по клинической психологии
Слайд 6Складывание картинок из отрезков
Цель: исследования интеллектуального уровня
Инструкция: обследуемому предлагают
составить из отрезков 6 рисунков. Первые 3 рисунка разрезаны на
4, а последующие — на большее число частей. Для повторных исследований можно иметь несколько наборов рисунков, аналогично подобранных и разрезанных. Правильное выполнение задания требует вначале анализа материала, а затем планомерного последовательного составления рисунков. Существенную роль при этом играет выделение опорных сигнальных деталей рисунка. При интеллектуальной недостаточности такой анализ отсутствует, и больные пытаются составить рисунок, беспорядочно прикладывая один отрезок к другому (по методу проб и ошибок).
Слайд 8
Понимание рассказов
Результаты исследований по этой методике свидетельствуют об осмыслении сюжета
рассказа и о состоянии памяти обследуемого. Анализируется характер пересказа, умение
обследуемого выделить основное и отвлечься от второстепенных деталей, обращается внимание на особенности речи (словарный запас, возможное наличие парафазии, темп речи, особенности построения фразы, лаконичность или, наоборот, чрезмерная обстоятельность). Особое внимание уделяется тому, насколько обследуемому доступен скрытый, переносный смысл рассказа, его юмористическая сторона. Применяя тексты с пропущенными словами, можно обнаружить нарушения критичности мышления: обследуемый вставляет случайные слова, иногда по поверхностной ассоциации с близко расположенными к недостающему, а допускаемые нелепые ошибки не исправляет даже после замечаний. Понимание переносного смысла рассказа свидетельствует об интеллектуальном уровне обследуемого.
Слайд 9Сборник тестов
«Диагностика познавательных процессов школьников»