Слайд 1Введение в связи с общественностью
История PR в Европе
Слайд 2Европейский PR
как деятельность, профессия, бизнес формировался значительно позже, чем американский.
В
1924 году в Париж приезжает группа американских специалистов для создания
PR-агентства; для руководителей французского бизнеса было организовано несколько информационных мероприятий, которые не имели успеха
Слайд 3Филипп Буари
Родился в 1927 г.
Классик PR, один из основателей PR
в Европе
«Relations Publiques ou strategie de confiance», «Entreprise-humaniste»
Основатель одного из
первых агентств в 1950-е гг. (клиенты – Соса-Cola, BP, Natalys)
Слайд 4Ф. Буари
Человек-созидатель (создатель материальных и культурных ценностей)
Человек экономический (потребитель)
Человек общественный
(личность как совокупность всех социальных отношений, в которые включен данный
индивид)
Слайд 5Филипп Буари
PR адресован «человеку общественному» и направлен на удовлетворение его
социальных и духовных потребностей, связанных с обладанием значимыми духовными ценностями
Возвращение
человеку тех ценностей, которых лишает человека индустриальное общество – это «одна из самых захватывающих задач» PR, заключающаяся «в попытке заново привязать человека к его работе и через нее вернуть ему ту веру, любовь и радость, без которых он не сможет остаться ответственным человеком и которые избавят его от его участи человека массы и не дадут завтра превратиться в человека-робота»
Слайд 6Жак Ку де Фрейжак
(пресс-секретарь Шарля де Голля)
1. «примитивная эра»
PR – первое десятилетие после Второй мировой войны
«Это время восстановления
разрушенной экономики, и развитие PR было подчинено нуждам корпораций, которые заботились не о том, чтобы защитить репутацию или воспеть достижения процветающих и модных фирм, а о том, чтобы заново познакомиться все еще искалеченное годами войны общество с миром промышленности, коммерции и экономики»
Период информирования социальных групп прежде всего путем установления эффективных отношений корпораций с прессой, становление пресс-рилейшнз
Слайд 72. «вторая эра»: середина 1950-х – 1970-е гг.
Период формирования философии
компании, когда предприниматели хорошо понимают, что недостаточно строить отношения с
прессой, нужно также объяснять и обосновывать свои действия, цели, рассказать о корпорации и ее философии, необходимо строить имидж корпорации
Слайд 83. «Третья эра»: 1970-80-е гг.
Период расширения рынков
Изменение мировой экономической ситуации
– растущая взаимозависимость национальной промышленности с промышленностью других стран, когда
расширение рынков повлекло за собой необходимость формирования мультинациональной политики и увеличения круга заинтересованной общественности
Слайд 94. «четвертая эра» с 1990-х гг.
Формирование глобального информационного рынка, интернационализация
СМИ, развитие новых электронных технологий в системе массовых коммуникаций
PR окончательно
формируется как профессия
Сетевые агентства: Hilton&Knowolton, Burston-Marsteller, Schandwicke Europe, Porter Novelli Int., GCI Europe
Слайд 10Европейская теория PR
Ф. Буари: европейская теория PR «придала родившейся в
США профессии этическое измерение»
Наиболее значимые школы – французская и немецкая
Французская
школа (Люсьен Матра) – «Стратегия доверия» – не принимает американские принципы продвижения корпоративных интересов, больше учитывает человеческий фактор, несет в себе более гуманистический характер
Слайд 11Люсьен Матра
Л. Матра – автор международного кодекса профессиональной этики (Афинского
кодекса)
«Relations publiques et management» – эпохальный доклад в Брюсселе в
1970 г.
PR и менеджмент представляют собой неразрывное единство в управлении компанией
Слайд 12Формирование профессиональных сообществ
1946 г. – Beroepsvereniging voor communicatie – Союз
профессионалов в области коммуникации Нидерландов
1947 г. – Suomen Tiedottajien Liito
– Финнская ассоциация коммуникаторов
1959 г. – Confederation Europeenne des Relations Publiques (CERP)
Слайд 13CERP
Роберто Зангранди
Консультативный статус при Совете Европы и ЮНЕСКО
11 мая 1965
г. принят Афинский кодекс
1989 г. – принят Лиссабонский кодекс
1997 г.
– Хельсинская хартия качества паблик рилейшнз
Слайд 14Национальные PR-ассоциации
1953 – Centre Belge des Relations Publiques
1953 – Public
Relations Institute of Ireland
1953 – Societe Suisse des Relations Publiques
1954
– Association Francaise des Relations Publiques
1958 – Deutsche Public Relations Gesellschaft
1960 – Hellenic Public Relations Association
1970 – Federazione di Relazioni pubbliche italiana
1975 – Public relations Verband Austria
1999 – Dansk Kommunikationsforening
Слайд 15Global Alliance for Public Relations and Communication Management (2000 г.)
Слайд 16Франция
Становление связей с общественностью связывают с развитием медиарилейшнз в
XIX в.
Эмиль Золя в 1862 – 66 гг. работал
в службе по связям с прессой издательства Hachette
Слайд 17Ф. Буари
«после Второй мировой войны создаются Центры производительности, которые становятся
во Франции местом встречи многих ответственных лиц. Именно там в
1945-50 гг. осуществляется обмен многочисленными продуктивными идеями, и для первых специалистов в области PR эти центры стали горнилом, где выплавлялась новая теория»
Слайд 18«Стеклянный дом» ( Maison en verre, 27 декабря 1950 г.)
Профессиональный
клуб, где обсуждались и осмысливались вопросы PR как инструмента менеджмента
Задача
– «изучать и воплощать в практику методы, связанные с улучшением человеческих отношений внутри групп и в масштабах страны в целом, развивать, поощрять и поддерживать в профессиональных группах и в общественном мнении дух, который призван служить реализации этих методов в сфере информации и социальных отношений»
Слайд 19«Определение профессии консультанта в области паблик рилейшнз и пресс-атташе»
Постановление министра
информации Франции Аллена Пейерефитта, 1964 г.
Впервые законодательным образом урегулирована деятельность
консультантов в области PR , определено, что консультант по PR не может совмещать свою работу с работой журналиста или рекламиста
Слайд 201960 – 70 гг.
Создаются службы информации не только в государственных
органах, но и на предприятиях
PR-технологии уступают место рекламе, лоббированием и
внутрикорпоративным PR еще никто не занимался
Слайд 211980-е гг.
Движение от информационного общества к обществу коммуникаций: возникшие отделы
и службы коммуникаций стали профессионально заниматься распространением информации о деятельности
своих организаций
Слайд 22Манифест PR, 1986 г.
Написан французскими специалистами, в том числе Ф.
Буари, как реакция на попытку рекламистов включить в свою профессиональную
компетенцию функции PR.
Формулируется методологическая база разграничения различных коммуникационных дисциплин, в особенности PR и рекламы
Слайд 23Манифест PR
«вы воздействуете на потенциальных потребителей и пользователей, чтобы постараться
превратить их в реальных покупателей товаров, рекламу которых вам заказали,
мы
воздействуем на всю совокупность аудиторий, которые затрагивает деятельность и функции компании, рассматривая эти аудитории в качестве партнеров, чье поведение может затормозить развитие этой компании или способствовать ему»
Слайд 24Манифест PR
«вы проектируете имидж марки товара, вызывающий желание и
порождающий мотивации к покупке,
мы проектируем институциональный имидж компании, чтобы показать,
что она собой представляет, что делает и как старается ответить на ожидания своих партнеров, дабы вызвать взаимное доверие»
Слайд 25Манифест PR
«вы метите в целевые аудитории,
мы ведем диалог с
аудиториями;
вы позиционируете товар и его марку,
вы – один из главных
инструментов маркетинга, мы – обязательный инструмент менеджмента,
вы – стратегия желания, порождающая мотивацию к покупке,
мы – стратегия доверия, обеспечивающая консолидацию и причастность»
Слайд 26PR-образование во Франции
CELSA (Сорбонна IV) – высшая школа наук
об информации и коммуникации
Университеты Бордо, Нанси, Гренобля, Страсбурга, Тулузы, Paris
VII
Слайд 27Европейская доктрина PR
Европейскую доктрину PR принято связывать с традицией латинской
гуманистической мысли, в силу этого она определяется как «латинская доктрина
PR» или «латинская школа коммуникации»
В англо-саксонской коммуникационной традиции (Айви Ли) PR призван давать «алиби системе», что критически оценивалось представителями французской гуманистической мысли
Слайд 28Европейская доктрина PR
Мишель Крозье: «американские эксперты Pr продают гражданам то
общественное мнение, которое заказывают монополии»
Основные положения Европейской доктрины:
Разграничение между PR
и пропагандой, недопустимость методов пропаганды
Связь между PR и менеджментом
Оценка деятельности компаний не только как экономических игроков в обществе, но и гражданских позиций («предприятие-гражданин»)
Человек нуждается в уважении и признании, на его производственные результаты влияет атмосфера в коллективе, то , насколько приняты во внимание его потребности быть понятым, выслушанным. Принятым во внимание
Повышенное внимание к вопросам деонтологии
Слайд 29Французская школа PR
Жак Сегела
Жан-Пьер Бодуан