Слайд 1Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Красноярская государственная медицинская академия
Федерального агентства
по здравоохранению и социальному развитию»
(ГОУ ВПО КрасГМА РосЗдрава)
Кафедра философии,
этики, эстетики и медицинской деонтологии с курсом политической социологии
ФИЛОСОФИЯ
ПРОСВЕЩЕНИЯ
Читает кандидат философских наук доцент
КОМОВА Надежда Викторовна
Слайд 2Лозунг Просвещения:
«Имей мужество пользоваться своим собственным умом» (Кант)
XVIII век
– эпоха Просвещения: научное знание, ранее бывшее достоянием узкого круга
ученых, теперь распространяется вширь: выходя за пределы университетов и лабораторий в светские салоны, становясь предметом обсуждения среди литераторов, популярно излагающих последние достижения науки и философии. Уверенность в мощи человеческого разума, в его безграничных возможностях, в прогрессе наук, создающем условия для экономического и социального благоденствия.
Слайд 3План лекции
Характеристика эпохи Просвещения. Культ разума
Философия Вольтера
Философия Руссо
«Энциклопедия наук, искусств
и ремесел»
Идеи социалистов-утопистов
Слайд 4Выдающиеся просветители:
АНГЛИЯ: Дж. Локк, Дж. Толанд,
А. Коллинз, Т.
Рид, А. Смитт, Д. Юм,
ФРАНЦИЯ: Вольтер, Руссо, Дидро, Д′Аламбер,
Кондильяк, Гольбах, Ламетри
ГЕРМАНИЯ: Лессинг, Гердер, Кант
Слайд 5ВОЛЬТЕР (Франсуа Мари Аруэ)
(1694 – 1778)
Философ, писатель, публицист, один
из основоположников французского Просвещения
Слайд 6
Страстно выступал против религии
(«Раздавите гадину!»)
Считал Бога основателем окружающего мира, связующим началом всего сущего, однако был убежден, что никакая теория и практика не сможет достоверно доказать ни Его наличие, ни Его отсутствие
Видел необходимость в признании существования Бога с морально-этической точки зрения для того, чтобы поддерживать порядок в обществе, держать людей (под угрозой Божьего наказания) в повиновении и жестких рамках нравственности
В отношении познания выступал за совмещение эмпиризма и рационализма, отдавая предпочтение первому
Выступал за гуманное отношение к простому народу и уважение его прав, однако идеалом государства считал абсолютную монархию («просвещенный абсолютизм»)
Вел переписку с Екатериной II и другими «просвещенными» монархами, давал практические рекомендации по устройству государства
Слайд 7Жан Жак РУССО (1712-1778)
Основное внимание уделял социально-политической философии, выступал с
позиций революционной демократии
Видел в Боге мировую волю и мировой разум
Слайд 8 Считал что материя несотворима и объективно существует
всегда
Человек состоит из смертного тела и бессмертной души
Человек не в силах до конца познать мир
Выступал против религии и предлагал создать заменитель религии (для моральных ограничений) – «гражданскую религию»
Был сторонником эмпирического познания
Считал главной причиной противоречий в обществе частную собственность
Обосновал право народа на восстание (право свергнуть паразитирующее меньшинство и создать общество по собственному усмотрению
В справедливом обществе все должны обладать равными правами, а частная собственность – распределена между всеми гражданами
Власть должна осуществляться гражданами (через собрания, сходы)
В будущем государстве – новая система воспитания – детей воспитывают на идеях личной свободы, нетерпимости к религии и деспотизму, владеющих профессией
Слайд 9Дени ДИДРО (1713-1784)
Один из самых выдающихся французских философов-материалистов
Слайд 10Дидро внес большой вклад в Просвещение, выдвинул идею создания «Энциклопедии
наук, искусств и ремесел».
Энциклопедия была
свободна от религиозных предрассудков и содержала основы ведущих наук, искусства и знания в области производства. В ее создании принимали участие: Вольтер, Д′Аламбер, Монтескье, Кондильяк, Гольбах и др. На создание «Энциклопедии» ушло свыше 20 лет
Слайд 11Философские взгляды Дидро
Признавал материю единственно существующей субстанцией, проявлением которой считал
все единичные вещи
Движение объяснял таким свойством материи, как разнородность
Отвергал духовное
начало мироздания, считал сознание свойством материи
В основе общества и государства видел «общественный договор», отрицал божественность власти короля
Идеалом государства считал «просвещенную монархию», а экономики – разделенную разумно частную собственность
Слайд 12Социалистическо-утопическое (коммунистическое) направление
Социалисты-утописты жестко критиковали существующий общественно-экономический и политический строй,
выдвигали проекты нового общества и государства, основанного на общественной собственности,
где торжествует идея справедливости – всеобщее равенство.
Коммунистические идеи нашли поддержку среди широких слоев простого народа Франции накануне и во время Великой французской революции 1789-1794 гг.
Видными социалистами-утопистами Франции (первыми коммунистами) были Мабли, Бабеф, Сен-Симон, Фурье.