Слайд 1Средства коммуникации детей с нарушенным слухом
Выполнили:
Студенты Колледжа
ОФ-218-196-3-1
Калжигитова Анжела
Генералова
Елена
Челябинск
2020 г.
Слайд 2Основные средства коммуникации лиц с нарушением слуха: дактильная речь, жестовая
речь.
Основными средствами общения глухих и слабослышащих является вербальная и невербальная
коммуникации.
Вербальные средства коммуникации– общение с помощью слова (письмо, чтение) и дактилология.
Невербальные средства коммуникации– мимика, жесты, рисунки, схемы, пиктограммы, (балет, музыка, изо и т.д. – это тоже своеобразное общение). Основная для неслышащих – жестовая речь.
Слайд 3Дактилология
Дактилология – пальцевая азбука (дактиль – палец; дактилемма – буква алфавита)
- средство вербальной коммуникации.
Официально дактильный алфавит был опубликован в конце
16 в испанским монахом Де Вебро. Педро Понсо де Леон (исп. монах) – первый сурдопсихолог- начал использовать дактильный алфавит в обучении. В 16 веке его ученики научились не только говорить, но и говорить на разных языках, научились читать, писать (но методика утеряна).
1626г– Алфавит опубликован Баннетом.
В 18 веке во Франции Шарль де Лепе (и Перейро - первые сурдопедагоги) – заложили основу обучения глухих.
Слайд 4Дактильная речь- движения рук, обозначают буквы алфавита, жестовая –явления окружающего мира.
Дактильная
речь является вспомогательной при обучении детей словесной речи. Легко воспринимается,
ребенок видит каждый элемент слова и может проверить себя, сопоставив свою речь и педагога. Дактильная речь помогает овладевать членораздельной речью и грамматическим строем.
Слайд 5Правила дактилирования:
1)Обязательно сопровождается проговариванием, кисть не должна закрывать рот, кисть
на уровне плеча, локоть неподвижен, кисть в постоянном движении.
2) Необходжимо
дактилировать приближенно к темпу говорения.
3) Дактилирование подчинено правилам орфографии, при этом проговаривается по правилам орфоэпии.
Слайд 6Дактилемы бывают:
-обрисовывающая,
-очертания буквы,
-условные.
Слайд 7Функции дактильной речи:
Она применяется в межличностной коммуникации глухих. В условиях
непринужденного неофициального общения глухие, как правило, пользуются жестовой речью. Однако
в жестовые высказывания включаются и дактильные слова и словосочетания: имена собственные, и т. д. Дактильные знаки дополняют калькирующую жестовую речь.
В общении слышащих (педагогов, родителей и др.) и глухих. Глухой, стараясь помочь слышащему понять то, что он сказал устно, может продактилировать для большей разборчивости.
Слайд 8Жестовая речь
Жестовая речь (невербальное средство коммуникации).
Она бывает двух видов:
1. Калькирующая
- повторяет лингвистическую структуру словесного языка. Это вторичная знаковая система. Жесты сопровождают
устную речь говорящего. Каждый жест-слово.
2. Русская жестовая речь- система общения, обладает собственной лексикой и грамматикой.
Слайд 9Разговорная жестовая речь усваивается глухим ребенком непосредственно в процессе общения с
глухими. Система обозначений в этой речи отличается от языка слов.
Объем словаря жестов значительно уступает и количественно, и качественно языку слов (Р. М. Боскис, С. А. Зыков, Г. Л. Зайцева).
Устная словесная речь при таком высказывании не используется.
Слайд 10Калькирующая жестовая речь
Калькирующая жестовая речь складывается и развивается под влиянием языка
слов и подчиняется тем же грамматическим закономерностям. Язык слов становится
орудием мышления глухого ребенка. В процессе обучения глухих детей язык жестов обогащается и развивается. Глухие в жестовой речи стремятся выразить то, что ими приобретено в языке слов. Калькирующая жестовая речь – это вторичная знаковая система, которая усваивается на базе и в процессе изучения глухими детьми словесной речи. Жесты становятся эквивалентами слов, а порядок их следования – такой же, как в предложении, т. е. этот вид речи калькирует лингвистическую структуру словесного языка. Жесты сопровождают устную речь говорящего.