Слайд 1Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Красноярский государственный медицинский университет
имени профессора В.Ф.
Войно-Ясенецкого
Министерства здравоохранения и социального развития РФ»
Кафедра философии, этики, эстетики и
медицинской деонтологии с курсом политической социологии
Лекция № 31
ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА. Индивид, индивидуальность, личность
Читает кандидат философских наук,
доцент КОМОВА Надежда Викторовна
Слайд 2ВОПРОСЫ ЛЕКЦИИ
О понятии «природа человека»
Индивидуальное и социальное.
Отношения биологического и
социального в человеке.
Биологические предпосылки социальных свойств и способностей.
Агрессия,
ее причины и средства снижения.
Слайд 3«Природа человека» - существенное, постоянное, устойчивое, присущее всему человеческому роду.
Это качества и свойства, которые определяют:
основные особенности жизни людей,
устройство общества,
закономерности развития общества, культуры, цивилизации.
Природа человека – это общие родовые свойства, присущие всем людям во все времена человеческой истории.
Сущность человека состоит в его стремлении властвовать над своей биологической природой.
О ПОНЯТИИ «ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА»
Слайд 4Социологизм - только индивид зависит от общества, но не наоборот.
Личность является продуктом социальной среды, а сознание индивида есть отражение
общественного сознания. История деперсонифицируется, деиндивидуализируется.
Психологизм - нет ничего в обществе, чего бы не было в психике людей, нет никаких социальных закономерностей отдельных от сознания и поведения людей. Общество можно объяснить наблюдая жизнь личностей.
КОНЦЕПЦИИ ОТНОШЕНИЙ ИНДИВИДУАЛЬНОГО И СОЦИАЛЬНОГО
Слайд 5ОТНОШЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО И СОЦИАЛЬНОГО
Многопланово.
Индивид» и общество как отношение части
и целого образует пространство межиндивидуальных взаимодействий.
Отношение индивидуального как единичного
и общего - надиндивидуального образует «надиндивидуальное пространство» или социум.
Совпадение динамики социальных процессов и личностных изменений.
Подобие индивидуального и социального, внешнего и внутреннего (индивид возвращает то, что получает от общества).
Слайд 6УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ
«Философская антропология»
(М. Шелер,
А. Гелен,
Г. Плесснер,
Э.Роттакер,
Г.-Э. Херстенберг )
Слайд 7ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ЧЕЛОВЕКА
Объективистские - человек и окружающий его мир,
смысл всякого бытия познается из самого объекта, мира, а человек
понимается как существо, находящееся во всецелой или определяющей зависимости от объективных сфер, принципов и норм космоса, мировой разумности, вечных идей и сущностей, божественного провидения, природы, абсолютного духа, фаталистически понимаемой исторической необходимости.
Субъективистские - бытие человека и мира познается из самого человека, из субъективного «Я», через него, а человек понимается как существо, полностью или в основном автономное и свободное от объективных сфер и установлений. Субъективисты ищут основания общечеловеческого, индивидуального, а в конечном счете, и всякого другого бытия, в глубинных сферах внутренней индивидуальной жизни человека: в спонтанно-разумной деятельности, в духовно-нравственных, подсознательно-иррациональных силах, волевых импульсах и стремлениях.
Слайд 8ДИАЛЕКТИКО-МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИИ ЧЕЛОВЕКА
Марксистская философия исходит из предпосылки об уникальности
человеческого бытия.
Обоснованию этого положения служит развиваемая концепция антропогенеза, учение
о сочетании биологической и социальной сущности человека: теория предметно-практической деятельности как определяющей формы взаимодействия человека с окружающей средой.
Слайд 10ЧЕЛОВЕК
это особое, биосоциальное, предметно-деятельное, мыслящее существо.
это живое, телесное существо, жизнедеятельность
которого представляет собой основанный на материальном производ-стве, осуществляющийся в системе
общественных отноше-ний, процесс сознательного, целенаправленного, преобразую-щего воздействия на мир и на самого человека для обеспече-ния его существования, функционирования, развития.
Природа человека – это общие родовые свойства, присущие всем людям во все времена человеческой истории. Эти свойства следующие: человек есть единство индивидуаль-ного и социального. Он не может существовать без общества, вне определенной культуры, но он также не может не быть индивидуальностью, личностью, наделенной сознанием и волей.
Слайд 11ЧЕЛОВЕК
единство природного и культурного, надприродного. Сущность культуры состоит в регуляции
биологического начала в человеке.
Биологическое в человеке проявляется:
в инстинктах: самосохранения,
агрессии и др.
в сфере способностей: физическая сила и ловкость, интеллект, языковые способности, воля
в темпераменте: экспрессия, эмоциональность, агрессивность, импульсивность и др.
врожденных особенностях психики и соматики, в генетической предрасположенности к определенной патологии.
Социальное в человеке проявляется как
наличие культурных норм, установок, стереотипов
знания и навыки, приобретенные в процессе социализации
самостоятельно выработанные убеждения
потребность принадлежать какой-либо социальной общности и в тоже время обладать в ней известной автономией, самоценностью.
Слайд 12ЧЕЛОВЕК
Отношение биологического и социального дифференцировано и индивидуализировано.
В системе интегральной
индивидуальности оно существует в двух вариантах:
биологическое как основание социальных
качеств (иерархия),
биологическое как взаимодействующее с социальным: координация, кооперация, конкуренция.
Исследование биосоциальных связей - это знание природы человека, границ его возможностей и размаха индивидуальных различий. Без чего невозможно понять, насколько человек способен к изменениям, каковы перспективы развития индивидуальности.
Слайд 21 ЭКСПРЕССИЯ (выразительные движения). Выразительные движения предшествовали звуковой
речи и служили средством общения и взаимодействия человека.
ТЕМПЕРАМЕНТ. Генотип определяет состояние таких черт темперамента, как активность, общительность, эмоциональность и некоторых их производных: интроверсия - экстроверсия, социабельность, невротизм.
Темперамент – только элемент в системе факторов, детерминирующих поведение и определяющих формирование индивидуальных личностных свойств.
Другими элементами являются способности (интеллект), потребности и условия среды.
Слайд 22ТЕОРИИ АГРЕССИИ
Теория инстинкта, которая рассматривает агрессивное поведение как врожденное (З.Фрейд).
Теоретики – эволюционисты считали, что источником агрессивного поведения является инстинкт
борьбы, присущий всем животным, включая человека (Ч. Ломброзо).
Теория фрустрации. Фрустрация – это состояние неудовлетворенности какой-либо социальной потребности личности. Согласно этой теории, у индивида, пережившего фрустрацию, возникает побуждение к агрессии.
Теория социального опыта или социального научения трактует агрессию как явление социальное.
Слайд 23ПОНЯТИЕ «АГРЕССИЯ»
Агрессия обязательно подразумевает преднамеренное, целенаправленное причинение вреда другому лицу
(жертве).
Агрессия – любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение
вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.
Агрессию следует рассматривать как поведение, а не как эмоцию, мотив или установку.
Негативные эмоции, мотивы и установки не всегда сопровождают злонамеренное поведение. Однако, целенаправленность на причинение ущерба - обязательный признак агрессии.
Случайное нанесение ущерба, действия врачей и родителей не есть агрессия (эти действия совершаются ради пользы).
Слайд 24СПОСОБЫ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ АГРЕССИИ
НАКАЗАНИЕ. Грозящее наказание может служить эффективным средством
предотвращения агрессии, но лишь в том случае,
1) если агрессор
не находится в степени крайнего озлобления, или
2) если это наказание, которое он ожидает, действительно для него сурово;
3) если выгода от совершения агрессии не слишком велика или
4) если человеку нечего терять.
Удержать от агрессии наказание может, если оно сразу следует за совершением агрессивных действий.
КАТАРСИС. Существует мнение, что если приведенному в ярость индивиду дать возможность «выпустить пар» в социально допустимой или законной форме, то это снизит агрессию.
ДЕМОНСТРАЦИЯ И ПРИЗЫВ К СДЕРЖАННОСТИ. Этот способ может только снизить частоту или интенсивность проявления агрессии.
КОГНИТИВНЫЕ ФАКТОРЫ. Провоцирует агрессию убеждение во враждебности окружающих, а дальше действует схема «око за око – зуб за зуб».
ИНДУКЦИЯ РЕАКЦИЙ, НЕСОВМЕСТИМЫХ С ГНЕВОМ ИЛИ ОТКРЫТОЙ АГРЕССИЕЙ. Н-р, юмор, скромный, но неожиданный подарок, ненавязчивая похвала и т.д.
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ.
Слайд 25ВЫВОДЫ
Природа человека – это общие родовые свойства, присущие всем
людям во все времена человеческой истории.
Эти свойства следующие: человек есть
единство индивидуального и социального. Он не может существовать без общества, вне определенной культуры, но он также не может не быть индивидуальностью, личностью, наделенной сознанием и волей.
Человек есть единство природного и культурного, надприродного. Сущность культуры состоит в регуляции биологического начала в человеке.
Биологическое в человеке проявляется в:
в инстинктах: самосохранения, агрессии и др.
в сфере способностей: физическая сила и ловкость, интеллект, языковые способности, воля
в темпераменте: экспрессия, эмоциональность, агрессивность, импульсивность и др.
врожденных особенностях психики и соматики, в генетической предрасположен-ности к определенной патологии.
5. Социальное в человеке проявляется как:
наличие культурных норм, установок, стереотипов
знания и навыки, приобретенные в процессе социализации
самостоятельно выработанные убеждения
потребность принадлежать какой-либо социальной общности и в тоже время обладать в ней известной автономией, самоценностью.
Слайд 26ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Спиркин, А.Г. Философия: Учебник / А.Г. Спиркин. –
М., 2007.
2. Ермаков, В.С. Справочник по истории философии: хронологический, персонифицированный
/ В.С. Ермаков. – СПб.: Изд-во «Союз», 2003.
3. История философии: Энциклопедия. – Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2002.
4. Радугин, А. А. Философия: Курс лекций / А. А. Радугин. - М.: Центр, 2004.
5. Философия: Учебное пособие /Под ред. Кохановского В.П. - Ростов-на-Дону, 2001.
6. Философия: Учебник / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной.- М., 2005.
7. Философия права: Учебник / Под общ. ред. В.П.Сальникова, Г.Н.Хона. – М., 2002.