Слайд 1
Государственное регулирование миграции
Слайд 2
Миграция населения – это процесс перемещения людей через
границы тех или иных территорий со сменой навсегда или на
более или менее длительное время постоянного места жительства либо с регулярным возвращением к нему
Слайд 3
Перемещения населения относительно каждой территории слагаются из эмиграционных
и иммиграционных потоков.
Эмиграция — выбытие за границу
Иммиграция — прибытие
из-за границы.
Разница между этими двумя потоками дает объем чистой миграции, их сумма — объем валовой миграции.
Слайд 4Внутренняя и внешняя миграция
Внутренняя миграция -
перемещение населения между городами и регионами одной страны
Внешняя
миграция – перемещение населения из одной страны в другую.
Внешняя миграция в свою очередь делится на:
межконтинентальную и
внутриконтинентальную.
Слайд 5
В зависимости от долговременности каждого перемещения миграция населения
делится на:
постоянную, или безвозвратную
временную, как правило, внутриконтинентальную; сезонную, связанную
с ежегодными поездками на заработки
маятниковую, предусматривающую ежедневные поездки к месту работы за пределы своего населенного пункта.
Слайд 6
В развитии миграционных процессов обычно выделяют три
большие социальные волны.
Первая охватывает примерно две трети XIX в. Для
этого периода наиболее характерным было перемещение промышленных рабочих.
Вторая волна прошла в конце XIX в. и в первую треть XX в. В это время преимущественно мигрирует разорившееся крестьянство.
Третья волна миграции рабочей силы началась после окончания Второй мировой войны. На этом этапе характерным становится перемещение двух прямо противоположных групп мигрантов из отсталых стран в развитые.
Слайд 7
Причины миграции
Развитие крупного машинного производства, которое предопределило неравномерность
социально-экономического развития разных стран.
Политическая нестабильность режимов или бегство от политических
преследований, расовой, религиозной и национальной дискриминации.
Слайд 8
Расширение международной системы информации, что дает людям осознать широкие социально-экономические
возможности других стран.
Развитие и удешевление транспортных средств.
Слайд 9
В современных условиях для миграции рабочей силы характерны
следующие тенденции.
Рабочие как основа миграционных потоков
Перемещение научно-технических кадров как новая
форма международной миграции рабочей силы.
Слайд 10
Значительное и постоянное увеличении масштабов трудовой миграции, вовлечение в этот
процесс трудящихся практически всех континентов.
Усиление нелегальной миграции
Слайд 12Страны с наибольшей численностью международных мигрантов
Слайд 13Экономические последствия международной миграции рабочей силы
Влияние миграции
рабочей силы на страны-импортеры:
Принимающие иностранную рабочую силу страны используют ее
как фактор развития своих производительных сил
В трудоемких отраслях и тех видах производств, которые не пользуются спросом у местного населения, иммигранты способствуют преодолению «узких мест» и обеспечивают нормальный процесс обобществленного воспроизводства.
Слайд 14
Иммигранты позволяют промышленно развитым странам в период относительно высоких темпов
экономического роста с меньшими затратами провести перемещение трудовых ресурсов
Местные предприниматели
выигрывают от импорта иностранной рабочей силы потому, что это позволяет им сдерживать темпы роста заработной платы своих рабочих
Слайд 15
Развитие иммиграции позволяет странам-реципиентам экономить большие средства на подготовке кадров.
Пример: в результате «похищения умов»
Соединенные Штаты сэкономили лишь в сфере образования и научной деятельности за период с 1965 по 1990 г. не менее 15 млрд. долл.
Слайд 16
Влияние миграции рабочей силы на страны-экспортеры:
Отъезд
части населения отдельных стран за рубеж может способствовать нормализации на
их рынках труда.
Пример: в Пакистане во второй половине 80-х гг. миграция за рубеж позволила сократить безработицу на одну треть
Слайд 17
Миграция рабочей силы способствует повышению среднего уровня заработной платы и
доходов самых бедных слоев стран-доноров.
Рост квалификации выезжающих в другие страны
рабочих.
Слайд 18
Приток иностранной валюты, которую переводят на родину трудящиеся-мигранты.
Их переводы иногда составляют значительную часть доходов страны и
тем самым способствуют нормализации финансовой ситуации.
Слайд 20
Отрицательные последствия трудовой миграции:
Рабочая сила,
на воспроизводство которой были затрачены национальные ресурсы, создает ВВП не
у себя дома, а за рубежом.
За границу уходит наиболее конкурентоспособная и предприимчивая часть населения, ослабляя тем самым национальную экономику.
Массовый отъезд молодых людей, преимущественно мужчин, отрицательным образом отражается на демографической ситуации.
Слайд 21Государственное регулирование внешней трудовой миграции
Одним из важных методов регулирования иммиграции
работников является заключение международных соглашений, которые могут быть дву- и
многосторонними. Их основная цель состоит в том, чтобы ввести количественные ограничения в процесс трудовой миграции.
Слайд 22
При фильтрации въезда иммигрантов разработана сложная система ограничений. Большое внимание
уделяется квалификации рабочей силы
Квотирование соотношения между иностранными и местными работниками
на предприятиях принимающей страны.
Пример: Греция запрещает наем иностранных рабочих предприятиям, на которых работает менее пяти лиц греческого происхождения.
Слайд 23
Финансовые ограничительные нормативы, что, должно принести какую-то пользу принимающей стране.
Пример:в США предусмотрена ежегодная выдача до 10
тыс. иммиграционных виз инвесторам, вкладывающим в американскую экономику свыше 500 тыс. долл
Слайд 24
Временные ограничители.
Введение таковых означает, что для иммигрантов устанавливается
ограниченный срок пребывания и работы в принимающей стране.
Пример: в Норвегии разрешения на работу выдаются только на один год, хотят и допускается возобновление.
Слайд 25
Профессионально-отраслевые ограничения в форме прямых запретов.
Пример: в Турции действует закон, который
содержит подробный перечень профессий, которыми иностранцам заниматься нельзя.
Слайд 26
Национально-географические приоритеты. Они предусматривают льготы определенным этническим группам при въезде
и трудоустройстве.
Слайд 27Механизмы регулирования трудовой миграции
Разрешение на работу и трудовая сертификация
Для получения разрешения о найме мигранта работодатель должен
доказать, что:
он предпринял необходимые усилия для поиска работника нужной квалификации в своей стране и не нашел такового.
найм иностранного работника не будет сопровождаться понижением зарплаты и ухудшением условий труда по отношению к другим работникам данной профессии и уровня квалификации.
Пример: введение особой категории въездных виз H1B в США
Слайд 28
Перечни востребованных или избыточных профессий
Основой для формирования и
модификации перечней служат отчеты о заполнении вакансий, опросы работодателей, анализ
статистики заработной платы, прогнозы занятости.
Слайд 30
Трудовая миграция без предварительного контракта
В середине 2000-х
гг. начали действовать программы привлечения квалифицированных специалистов, которым по новым
правилам для получения визы не требуется наличия разрешения на работу.
Слайд 31Балльная система оценок для высококвалифицированных специалистов в Великобритании
Слайд 32
Квоты и лимиты
Определяются на основе тенденций,
а также прогнозов экономической конъюнктуры.
Квоты используются
как количественные параметры профессиональных миграционных программ, ориентированных, например, на привлечение программистов или среднего и младшего медицинского персонала
Цель этих программ - обеспечить ускоренный, без бюрократической волокиты приток этих специалистов в страну на уже известное место работы
Слайд 33Механизмы регулирования миграции неквалифицированной иностранной рабочей силы
Для удовлетворения дефицитного спроса
на низкоквалифицированную рабочую силу существуют программы привлечения сезонных сельскохозяйственных рабочих
и отраслевая программа привлечения рабочей силы из третьих стран (Великобритания)
Программы осуществляются на квотной основе и предоставляют возможность временного трудоустройства