Слайд 1Сунь Ятсен
12 ноября 1866
— 12 марта 1925)
Слайд 2Сунь Ятсен «Программа строительства страны».
Основные идеи книги:
необходимость объединить страну;
развитие
госсектора экономики с привлечением иностранного капитала;
национальное строительство: в стране имеется
пять наций: хань, маньчжуры, монголы, хуэйцзу, тибетцы.
по типу США создать одну китайскую нацию – «чжунхуа миньцзу» путём «чжунцзу тунхуа» - этнической взаимной ассимиляции, слияния.
Слайд 3Сунь Ятсен о путях китайской революции
Сунь Ятсен о пути революции
в Китае.
Он выделял три этапа национальной революции в Китае:
первый
– военный, основной силой революции должна стать армия, но не массы. Революция должна проходить в форме военного похода, массовые движения могут играть второстепенную роль;
второй – политической опеки, когда ГМД должен быть единственной партией, чтобы осуществить свои реформы;
третий – конституционный.
Слайд 4Национальная революция
1925-1927 гг.
Движение 30 мая 1925 г. в Шанхае:
на
японской фабрике был убит один из молодых китайских рабочих. Похороны
рабочего вылились в антияпонскую демонстрацию протеста. Это событие считают началом Национальной революции в Китае.
Слайд 6Движение 30 мая
Участники движения требовали:
восстановления национального суверенитета Китая;
свержения власти милитаристов;
политического
объединения Китая;
решение аграрного вопроса, предоставление демократических свобод населению и т.п.
Слайд 7С весны 1926 г. Чан Кайши стал готовиться к походу
на Север.
Увеличились налоги, которые были направлены на укрепление Народно-революционной
армии ( так с 1925 г. стала называться южная армия).
9 июля 1926 г. начался Северный поход НРА на Пекин. Он завершился в 1927 г., в целом удачно для ГМД.
В ходе Похода выявилось две опасности для ГМД, а именно:
первая – большевизации ГМД;
вторая – военизации, милитаризации ГМД, усиление военной диктатуры Чан Кайши.
Слайд 9Несколько слов о походе и о том, что произошло в
отношениях КПК и ГМД в этот период?
В декабре 1926 г.
значительная часть ЦИК ГМД переехала из Гуанчжоу в г. Ухань, ближе к театру военных действий.
Но на Уханьское правительство большое влияние оказывал Коминтерн и КПК, ставка которых была в Ухани.
Но большая часть Национального правительства «не доехала» по определенным причинам до Ухани, осталась в ставке Чан Кайши в г. Наньчане.
Они отвоевали у милитаристов Нанкин. Т.о. в 1927 г. сложилось двоевластие: правительство в Ухани и в Нанкине.
Слайд 10КПК с 1927 г. провозгласила курс на радикализацию масс, на
социалистическую революцию, на усиление классовой борьбы.
ГМД летом 1927 г.
принял решение о непре -емлемости для него политического курса КПК, а именно:
ГМД выступил против конфискации помещичьих земель путём захвата их массами;
ГМД выступил против создания революционной армии только из рабочих и крестьян;
ГМД выступил против внедрения коммунистов в руководящие органы ГМД.
Слайд 11Уханьское гоминдановское правительство скоро поняло, что «попало в коммунистическую ловушку»
и попыталось воссоединиться с Чан Кайши.
21 июля 1927 г.
Политбюро ЦК ВКП(б) приняло решение об отзыве советских военных советников из армии Уханя, о немедленном отъезде М.М.Бородина в Москву. Так произошел разрыв ГМД и Коминтерна.
Слайд 13КИ дал установку КПК на совершение государственного переворота против Уханьского
правительства. Ч
ан Кайши понял это уже в феврале 1927 г.,
он критиковал раскольническую деятельность М.Бородина
Слайд 14Уханьское правительство переехало в Нанкин в сентябре 1927 г.
В
Китае начался период гражданской войны КПК и ГМД.
ГМД стал
проводить реформы.
На этапе 1925-1927 гг. планы КПК провести социалистическую революцию провалились.
В советской литературе часто характеризовали революцию 1925-1927 гг. как неудавшуюся социалистическую.
Слайд 15На деле в 1911 – 1927 гг. колоссальную самостоятельную роль
играл ГМД.
После 1927 г. ГМД столкнулся с рядом больших
проблем:
сепаратизм коммунистов,
сепаратизм милитаристов,
попытки Японии сохранить контроль над Маньчжурией,
этносепаратизм.
В таких сложных условиях начиналось «нанкинское десятилетие».
Слайд 16Поэтому изучение особенностей китайского общества, его социально-экономической истории являлась актуальной.
Другой причиной было распространение марксизма в Китае.
Дискурсанты искали особенности
Китая и пытались учесть их в своих предложениях реформ. теоретики ГМД – отстаивали учение о трех народных принципах Сунь Ятсена, пытались показать, что марксисткое учение не вполне применимо в Китае, в силу особенностей крестьянской страны, неразвитости капитализма в Китае
Слайд 17Одним из советников Чан Кайши был ученый – экономист Тао
Сишэн, который оспаривал точку зрения коммунистов о том, что в
Китае уже победил капитализм и оспаривал то утверждение, что Китай остается феодальным.
Тао Сишэн считал, что особенностями Китая было
1) неравномерность развития экономики;
2) завоевание Китая кочевниками, которые принесли в Китай разделение на бедных и богатых, на аристократию и народ, то есть феодализм,
3)отсутствие в Китае государства городского типа, где вся власть сосредотачивалась в городах. С эпохи Цинь политическая власть приморских городов не распространялась на глубинные территории, которые являлись объектом вторжений кочевников, либо находились под властью военных клик;
Слайд 184) на протяжении почти всей истории в Китае торговый капитал
сосуществовал наряду с натуральным крестьянским хозяйством, торговый капитал не подрывал
феодальную систему, а восстанавливал её, и торговый капитал и помещики грабили крестьян
5) не промышленность главенствовала над торговлей, а наоборот. В настоящее время под влиянием иностранного капитала шла капитализация промышленности и разорение деревни. В стране много избыточного крестьянского населения, которое пополняет ряды бандитов, бродяг.
Выход – в осуществлении трех народных принципов Сунь Ятсена. Вывод состоял в регулировании налоговой политики, ценовой политики, земельной системы.
Слайд 19Экономическая программа – не обобществление земли и капитала, а рациональная
организация производительных сил и справедливом распределении продуктов производства. подчеркивая антикапиталистическую
направленность идей Сунь Ятсена, Ху категорически выступает за отмену частной собственности на землю и на капитал. Но поскольку в Китае нет крупных частных собственников и капиталистов, то здесь вполне применим метод Сунь Ятсена: установление государственным законом твердой цены на землю, допущение наряду с государственными предприятиями мелких частных , которые будут облагаться таким прямым налогом, который будет препятствовать чрезмерному росту капитала. Т.о. собственность на землю и капитал будет находиться как в руках государства, так и в частных руках, что воспрепятствует возникновению госкапитализма, угнетающего большинство народа, так и частного капитализма, угнетающего народ. Государство будет использовать новинки техники, сократит военное производство.
Слайд 20На всех трех этапах строительства страны (военном, опеки, конституции) надо
осуществлять все три народных принципа. На первом этапе: аннулировать неравноправные
договоры, восстановить и развивать национальную экономику, разорвать отношения с империалистами, ликвидировать власть милитаристов, бороться с бюрократией, отменить жестокие поборы и налоги, запретить ростовщичество, ликвидировать бандитизм.. Создать органы самоуправления, провести обсчет земель и населения, оказать содействие кооперации.