Слайд 1Государственный бюджет
Обществоведение, 11 класс, профильный уровень.
Учитель – Непершина Г.И.
, МОУ СОШ № 15 г. Балашова Саратовской области.
Слайд 2Государственный бюджет
(от англ. budget – сумка, кошелёк) – сводный
план доходов государства и использование полученных средств на покрытие всех
видов государственных расходов.
Деятельность государства по формированию, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджета, а также составлению и утверждению отчёта об его исполнении (формулировка касается бюджетов всех уровней, входящих в бюджетную систему РФ) называется бюджетный процесс.
Слайд 3Государственный бюджет
называют ведущим звеном финансовой системы страны -
ведь он объединяет в себе главные доходы и расходы государства.
Бюджет представляет собой основной финансовый плановый документ государства на текущий год, имеющий силу закона.
утверждается законодательным органом власти. В РФ это федеральное собрание и две его палаты: Государственная Дума и Совет Федерации.
Слайд 4Основные функции государственного бюджета
перераспределение национального дохода и валового внутреннего продукта
(ВВП);
государственное регулирование и стимулирование экономики;
контроль за образованием и использованием центрального
фонда денежных средств.
Слайд 6Основные статьи расходов
Расходы государственного бюджета — это денежные средства, направленные на
финансовое обеспечение задач и функций государственного и местного самоуправления.
Слайд 9Проверь себя
Как называется бюджет, когда ожидаемые доходы равняются ожидаемым
расходам?
Сбалансированный .
Как называется бюджет, когда доходы превышают расходы?
Профицитный . Эта
разница является положительным сальдо.
Как называется бюджет, когда расходы превышают доходы?
Дефицитный. Эта разница является отрицательным сальдо.
Слайд 11Источники покрытия бюджетного дефицита
Слайд 12Государственный долг
сумма задолженности государства внешним и внутренним кредиторам;
различают внешний
и внутренний государственный долг.
Слайд 13Внутренний государственный долг – это сумма задолженности государства перед собственным
населением и предприятиями;
Внешний – задолженность государства международным банкам, иностранным
правительствам, крупным частным банкам.
Обслуживание долга – это выплата процентов по задолженности, постепенное погашение основной суммы долга.
Слайд 14Важны не абсолютные показатели долга, а их соотношение к другим
экономическим показателям государства.
Величина долга на душу населения.
Отношение долга к ВВП
(оно не должно быть больше 80%).
Отношение величины госдолга к объёму экспорта (он не должен превышать сумму экспорта более чем в 2 раза).
Расходы по обслуживанию долга по отношению к сумме экспорта (не должны превышать 15-20%).
Отношение внешнего долга к размеру золотовалютных резервов.
Слайд 15Реструктуризация долга
процесс, при котором пересматриваются условия обслуживания долга (процент, суммы,
сроки начала возврата).
Реструктуризация долга производится тогда, когда
страна не может осуществлять выплаты в соответствии с первоначальными соглашениями о предоставлении займа.
Слайд 16Основные принципы бюджетного финансирования
достижение максимального финансового эффекта при минимуме затрат;
целевой
характер использования бюджетных ассигнований;
предоставление бюджетных средств по мере выполнения производственных
показателей и с учетом использования ранее отпущенных ассигнований;
безвозвратность бюджетных ассигнований.
кредитование предприятий путем выдачи бюджетных ссуд, проценты по которым либо вовсе не взимаются, либо взимаются по низким ставкам.
Слайд 20Бюджет будет дефицитным уже третий год подряд, однако стала заметна
положительная динамика. Если в самый тяжелый 2009 г. вилка между
доходами и расходами составила более 3 трлн. руб., то по итогам 2011 г. эта цифра составит 1,9 триллиона. Еще через год дефицит бюджета должен уменьшиться до 1,5 трлн рублей.
Слайд 21Основные задачи в области государственных расходов
По декларациям государственной власти, а также исходя из
анализа общей экономической ситуации в стране, эти задачи на ближайшее будущее представляются следующими:
сократить число федерально-целевых программ, при этом обеспечить концентрацию средств бюджета в наиболее эффективных и социально значимых проектах;
снизить расходы на содержание госаппарата;
продолжить децентрализацию инвестиционного процесса, при этом расширить практику государственно-коммерческого финансирования проектов;
повысить эффективность использования бюджетных ассигнований на национальную оборону и безопасность;
усилить контроль за использованием бюджетных средств;
обеспечить приоритетное финансирование расходов.