Слайд 1Государственный образовательный стандарт общего образования и место биологии в нем
12.09.13
Слайд 2Федеральный компонент государственного образовательного стандарта
по биологии
(2004 г.)
Слайд 3Государственный стандарт общего образования – нормы и требования, определяющие:
обязательный минимум
содержания основных образовательных программ общего образования,
максимальный объем учебной нагрузки обучающихся,
уровень подготовки выпускников,
основные требования к обеспечению образовательного процесса.
Слайд 4Государственный стандарт общего образования позволяет обеспечить:
равные возможности для всех граждан
в получении качественного образования;
единство образовательного пространства в Российской Федерации;
защиту обучающихся от перегрузок и сохранение их психического и физического здоровья;
преемственность образовательных программ на разных ступенях общего образования;
социальную защищенность обучающихся;
Слайд 5Государственный стандарт общего образования позволяет обеспечить:
право граждан на получение полной
и достоверной информации о государственных нормах и требованиях к содержанию
общего образования и уровню подготовки выпускников образовательных учреждений;
основу для расчета федеральных нормативов финансовых затрат на его реализацию;
основу для определения требований к образовательным учреждениям, реализующим государственный стандарт общего образования.
Слайд 6Основные
нормативные документы
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (приказ Минобразования
РФ «об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного
общего и среднего (полного) общего образования от 5 марта 2004 г. №1089 )
Слайд 7Основные
нормативные документы
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской
Федерации, реализующих программы общего образования (приказ Минобразования РФ «Об утверждении
федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» от 9 марта 2004 г. №1312)
Слайд 8Основные
нормативные документы
Региональный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской
Федерации, реализующих программы общего образования (приказ главного управления образования Воронежской
области «Об утверждении регионального базисного учебного плана для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих программы общего образования» от 6 апреля 2005 г. №155)
Слайд 10Цель предпрофильной подготовки
Подготовить выпускника 9 класса
к осознанному выбору
дальнейшего жизненного пути.
Слайд 11Базовая модель
предпрофильной подготовки
в 9 классе
Компоненты
базовой модели
ППП
Информационная
работа
(0,5 часа)
Профориентационная
работа
(0,5 часа)
Элективы-9
(2 часа)
Слайд 13Общие требования к элективам-9
Набор курсов должен носить вариативный характер.
Ученик должен
иметь возможность менять наполнение ИУП элективами-9 как минимум 2
раза за учебный год.
Курсы должны помогать ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.
Элективы-9 не должны дублировать предметы из федерального и регионального компонентов учебного плана.
Слайд 14Общие требования к элективам-9
Содержание элективных курсов должно не только включать
информацию, расширяющую сведения об учебных предметах, но и знакомить учеников
со способами деятельности, необходимыми для успешного освоения программы того или иного профиля.
Должны предусматривать использование современных образовательных технологий.
Должны способствовать созданию положительной мотивации обучения.
Должны иметь учебно-методическое обеспечение.
Слайд 15Виды курсов по выбору:
1.Межпредметные (ориентационные)
2. Предметно ориентированные
Слайд 16Задачи
межпредметных (ориентационных) курсов
Создать базу для ориентации учеников в мире
современных профессий.
Познакомить учащихся на практике со спецификой типичных видов деятельности,
соответствующих наиболее распространенным профессиям.
Поддерживать мотивацию ученика, способствуя тем самым, внутрипрофильной специализации.
Слайд 17Продолжительность межпредметных (ориентационных) курсов
8-16 часов
Слайд 18Задачи
предметно ориентированных курсов
Дать ученику возможность реализовать свой интерес к
выбранному предмету.
Уточнить готовность и способность ученика осваивать выбранный предмет на
повышенном уровне.
Создать условия для подготовки к экзаменам по выбору.
Слайд 19Продолжительность предметно ориентированных курсов
16-35 часов
Слайд 20 Цель среднего (полного) общего образования - формирование социально
грамотной и социально мобильной личности, осознающей свои гражданские права и
обязанности, ясно представляющей потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Слайд 21 Профильное обучение - система специализированной подготовки в старших
классах, обеспечивающая обучающимся возможность выстраивания индивидуальной образовательной траектории.
Слайд 22Профильное обучение позволяет:
создать условия для дифференциации содержания обучения старшеклассников, построения
индивидуальных образовательных программ;
обеспечить углубленное изучение отдельных учебных предметов;
установить равный доступ
к полноценному образованию разным категориям обучающихся, расширить возможности их социализации;
обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием.
Слайд 23Учебные предметы
(третья ступень общего образования)
Базовые
общеобразовательные
Элективные
Профильные
общеобразовательные
Слайд 24 Базовые общеобразовательные учебные предметы - учебные предметы федерального
компонента, направленные на завершение общеобразовательной подготовки обучающихся.
(Федеральный
базисный учебный план предполагает функционально полный, но минимальный их набор.)
Слайд 25Обязательные базовые общеобразовательные учебные предметы:
русский язык
литература
иностранный язык
математика
история
физическая культура
обществознание
естествознание
Слайд 26 Биология относится к учебным предметам, которые изучаются по
выбору.
Слайд 27 Профильные общеобразовательные учебные предметы – учебные предметы федерального
компонента повышенного уровня, определяющие специализацию каждого конкретного профиля обучения.
Слайд 29 Элективные учебные предметы – обязательные учебные предметы по
выбору обучающихся из компонента образовательного учреждения.
Слайд 30Функции
элективных учебных предметов
«Надстройка» профильного учебного предмета, когда такой дополненный
профильный учебный предмет становится в полной мере углубленным.
Развитие содержания одного
из базовых учебных предметов, что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне или получать дополнительную подготовку для сдачи ЕГЭ.
Удовлетворение познавательных интересов обучающихся в различных сферах человеческой деятельности.
Слайд 31
Среднее (полное) общее образование
Слайд 32Место биологии и предметов биологической направленности в БУПе 2004 года
Слайд 33Базовый уровень
Ознакомление с методами познания природы: проведение
наблюдений за экосистемами с целью их описания и выявления естественных
и антропогенных изменений.
Профильный уровень
Ознакомление с методами познания природы: исследовательскими методами биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); методами самостоятельного проведения биологических исследований (наблюдения, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотного оформления полученных результатов; взаимосвязью развития методов и теоретических обобщений в биологической науке.
Слайд 34Федеральный компонент государственного образовательного стандарта по биологии
(2004 г.)
Слайд 35Государственный стандарт общего образования – нормы и требования, определяющие:
обязательный минимум
содержания основных образовательных программ общего образования,
максимальный объем учебной нагрузки обучающихся,
уровень подготовки выпускников,
основные требования к обеспечению образовательного процесса.
Слайд 36Государственный стандарт общего образования позволяет обеспечить:
равные возможности для всех граждан
в получении качественного образования;
единство образовательного пространства в Российской Федерации;
защиту обучающихся от перегрузок и сохранение их психического и физического здоровья;
преемственность образовательных программ на разных ступенях общего образования;
социальную защищенность обучающихся;
Слайд 37Государственный стандарт общего образования позволяет обеспечить:
право граждан на получение полной
и достоверной информации о государственных нормах и требованиях к содержанию
общего образования и уровню подготовки выпускников образовательных учреждений;
основу для расчета федеральных нормативов финансовых затрат на его реализацию;
основу для определения требований к образовательным учреждениям, реализующим государственный стандарт общего образования.
Слайд 38Компоненты государственного образовательного стандарта:
федеральный
региональный
компонент образовательного учреждения (школьный)
Слайд 39Структура государственного стандарта общего образования по биологии
Цели
Обязательный минимум
содержания основных образовательных программ
Требования к уровню подготовки выпускников
Слайд 41Цели государственного образовательного стандарта ООО по биологии
освоение знаний о роли
биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах познания
живой природы; о живой природе и присущих ей закономерностях; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о человеке как биосоциальном существе;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием его собственного организма, биологические эксперименты;
Слайд 42Цели государственного образовательного стандарта ООО по биологии
развитие познавательных интересов, интеллектуальных
и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами,
биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
формирование способности и готовности использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей, для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Слайд 43Содержательные блоки
обязательного минимума содержания образовательных программ по биологии
для
основной школы
Биология как наука. Методы биологии
Признаки живых организмов
Система, многообразие и
эволюция живой природы
Человек – часть биосферы
Взаимосвязи организмов и окружающей среды
Слайд 44Требования
к уровню подготовки выпускников основной школы
Слайд 45В результате изучения биологии
в основной школе
ученик должен:
знать: …
уметь
находить: …
объяснять: …
проводить простые биологические исследования: …
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: …
Слайд 46Знать:
признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и
организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем;
биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
особенности строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения человека.
Слайд 47Уметь находить:
в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп;
в биологических
словарях и справочниках значения биологических терминов;
в различных источниках (в том
числе с использованием информационных и коммуникационных технологий) необходимую информацию о живых организмах; избирательно относиться к биологической информации, содержащейся в средствах массовой информации.
Слайд 48Уметь объяснять:
роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в
практической деятельности людей и самого ученика;
родство, общность происхождения и эволюцию
растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности;
взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;
родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме.
Слайд 49Уметь проводить простые биологические исследования:
ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять
результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных,
поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
по результатам наблюдений распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные; выявлять изменчивость организмов, приспособление организмов к среде обитания, типы взаимодействия популяций разных видов в экосистеме;
Слайд 50Уметь проводить простые биологические исследования:
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы
и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать
выводы на основе сравнения; определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
анализировать и оценивать влияние факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, собственных поступков на живые организмы и экосистемы.
Слайд 51Использовать приобретенные знания и умения
в практической деятельности и повседневной
жизни для:
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами
и вирусами; профилактики травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Слайд 52Из обязательного минимума содержания основных образовательных программ
Царства … растений ...
Из требований к уровню подготовки оканчивающих основную школу
Знать признаки
клеток и организмов растений; растений своего региона
Уметь находить в тексте учебника отличительные признаки растений, необходимую информацию о них в различных источниках и избирательно относиться к ней; объяснять родство, общность происхождения и эволюцию растений; распознавать и описывать на таблицах растения разных отделов, наиболее распространенные растения своей местности, культурные растения, опасные для человека растения, сравнивать представителей отдельных систематических групп и делать выводы на основе сравнения, определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе;
Слайд 53Из обязательного минимума содержания основных образовательных программ
Царства …растений ...
Из
требований к уровню подготовки оканчивающих основную школу
Использовать приобретенные знания
и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, профилактики вредных привычек, оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями, выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.
Слайд 54Среднее (полное) общее образование
Слайд 55Уровни
государственного образовательного стандарта
среднего (полного) общего образования
по биологии
Базовый
Профильный
Слайд 56Ведущие принципы отбора содержания
Базовый уровень
Культуросообразность
Ценностная направленность
Экологизация
Профильный уровень
Фундаментальность
Профессиональная направленность
Связь теории с
практикой
Слайд 57Ведущие идеи содержания
Базовый уровень
Идея системной и многоуровневой
организации живой природы.
«Живые системы – открытые, саморегулирующиеся
и самовоспроизводящиеся системы».
Профильный уровень
Идея системной организации биологической науки.
«Биология – система наук о живой природе».
Слайд 58Цели государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по биологии
освоение
системы биологических знаний…
ознакомление с методами познания природы...
овладение умениями…
развитие познавательных интересов,
интеллектуальных и творческих способностей в процессе...
воспитание…
приобретение компетентности…
Слайд 59Базовый уровень
Ознакомление с методами познания природы: проведение
наблюдений за экосистемами с целью их описания и выявления естественных
и антропогенных изменений.
Профильный уровень
Ознакомление с методами познания природы: исследовательскими методами биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); методами самостоятельного проведения биологических исследований (наблюдения, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотного оформления полученных результатов; взаимосвязью развития методов и теоретических обобщений в биологической науке.
Слайд 60Содержательные блоки обязательного минимума содержания образовательных программ по биологии
для
средней (полной) школы
Биология – наука о живой природе
Клетка как биологическая
система
Организм как биологическая система
Многообразие организмов
Человек и его здоровье
Надорганизменные системы. Эволюция органического мира
Экосистемы и присущие им закономерности
Слайд 62Функции примерных программ:
информационно-методическая (позволяет получить представление о целях, содержании, общей
стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета);
организационно-планирующая
(предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов).
Слайд 63Структура примерной программы
Пояснительная записка (статус и структура примерной программы, общая
характеристика учебного предмета, цели обучения биологии на данной ступени общего
образования, место биологии в БУПе, общеучебные умения, навыки и способы деятельности, результаты обучения).
Основное содержание обучения с указанием примерного числа часов, отводимых на изучение каждого блока, минимальным перечнем лабораторных и практических работ, экскурсий, демонстраций.
Требования к уровню подготовки выпускников соответствующей ступени общего образования.
Слайд 64Содержательные блоки ООО по биологии
Слайд 65Царство растений
Строение растительного организма
на примере покрытосеменных: клетки, ткани, органы. Жизнедеятельность растений: питание (минеральное
и воздушное - фотосинтез), дыхание, опыление, размножение, рост, развитие, раздражимость. Растение – целостный организм. Роль растений в природе, жизни человека и собственной деятельности. Важнейшие сельскохозяйственные культуры. Меры профилактики заболеваний, вызываемых растениями. Охрана растительного мира.
Усложнение растений в процессе эволюции: водоросли, мхи, папоротники, хвощи, плауны, голосеменные. Покрытосеменные. Главные признаки основных отделов. Классы и семейства покрытосеменных растений (2 семейства однодольных и 3 семейства двудольных растений).Сохранение биологического разнообразия растений. Сельскохозяйственные растения.
Слайд 66Царство растений
Демонстрации
Строение растительной клетки.
Ткани, органы растительного организма (на примере покрытосеменных).
Растения разных отделов, семейств, видов.
Слайд 67Царство растений
Лабораторные и практические работы
Изучение органов цветкового
растения.
Выявление роли света и воды в жизни
растений.
Размножение комнатных растений.
Изучение внешнего строения водорослей.
Изучение внешнего строения мхов.
Изучение внешнего строения папоротника
Изучение строения и многообразия голосеменных растений.
Изучение строения и многообразия покрытосеменных растений.
Распознавание растений разных отделов.
Распознавание наиболее распространенных растений своей местности.
Распознавание важнейших сельскохозяйственных культур.
Определение принадлежности растений к определенной систематической группе с использованием справочников и определителей (классификация).