Слайд 1Макроэкономика Лекция 5 2017-2018 уч. год
Государственный сектор
Слайд 2Макроэкономика Лекция 5 2017-2018 уч. год
Доходы и расходы государства
Бюджетный дефицит
Взаимодействие
государственного и частного сектора
Слайд 3Макроэкономика Лекция 5 2017-2018 уч. год
Деятельность государства заключается в предоставлении
общественных благ частному сектору.
К общественным благам, предоставляемым государством, относятся
национальная оборону, государственное образование и здравоохранение, создание инфраструктуры для частного бизнеса, социальные функции государства, проведение стабилизационной макрополитики.
Слайд 4Макроэкономика Лекция 5 2017-2018 уч. год
Государственный сектор ≈ общественный сектор.
Размер общественного сектора обычно измеряется как доля государственного бюджета в
ВВП.
Государственный бюджет – это документ, в котором собраны все статьи доходов и расходов государства. Часто под бюджетом понимается сумма государственных расходов. Начиная со второй половины XIX в. размер общественного сектор рос во всех экономиках - закон Вагнера: государственные услуги стали высококачественным благом.
С увеличением дохода на душу населения доля государства в ВВП также имеет тенденцию к росту.
Слайд 5Макроэкономика Лекция 5 2017-2018 уч. год
1. Доходы и расходы государства
Для
производства и предоставления общественных благ государству необходимы ресурсы.
Основной источник
дохода государства – налоги, собираемые с частного сектора.
Государство может также получать доход в виде ренты за предоставляемые капитальные услуги и в виде прибыли государственных предприятий.
Слайд 6Макроэкономика Лекция 5 2017-2018 уч. год
Налоги - две большие категории:
прямые налоги и косвенные налоги.
Прямыми налогами облагаются непосредственно домашние хозяйства
и фирмы, а также их доходы и прибыли. Косвенными налогами облагаются виды деятельности, ресурсы, товары и услуги. Основными прямыми налогами являются налоги на доходы домашних хозяйств, на прибыли фирм и на собственность всех экономических агентов.
К косвенным налогам относятся налоги на добавленную стоимость, налоги с продаж, торговые тарифы, акцизы и сборы.
Слайд 7Макроэкономика Лекция 5 2017-2018 уч. год
Осуществлять сбор косвенных налогов, легче.
Косвенные налоги обычно имеют регрессивную ставку: основная налоговая нагрузка ложиться
на плечи наименее обеспеченных слоев населения.
Прямые налоги, в особенности, привязанные к доходам экономических агентов, являются более социально справедливыми.
В развитых странах основная часть доходов государства приходится на прямые налоги, в то время как развивающиеся страны в основном получают доходы от косвенных налогов (в частности, с торговых тарифов).
Слайд 8Макроэкономика Лекция 5 2017-2018 уч. год
Расходы государства:
Государственные закупки ресурсов, товаров
и услуг (текущее потребление государства) (G);
Обслуживание государственного долга (проценты по
госдолгу) (r*Dg);
Трансферты частному сектору (Tr);
Государственные инвестиции (дороги, порты) (Ig).
Слайд 9Макроэкономика Лекция 5 2017-2018 уч. год
2. Бюджетный дефицит
Бюджетное ограничение государства
аналогично бюджетному ограничению домашнего хозяйства с той лишь разницей, что
основным доходом государства являются налоги, а не выпуск:
(1)
Bg – государственные (чистые) запасы финансовых активов,
T – налоговые поступления (чистые налоги).
Для простоты не включены трансфертные платежи.
Слайд 10Макроэкономика Лекция 5 2017-2018 уч. год
Как правило, обязательства государства превышают
его активы. Таким образом, государство обычно имеет отрицательные чистые финансовые
активы.
Dg – государственный долг:
Dg = – Bg. (2)
Из (1) и (2):
(3)
Увеличение государственного долга равно разнице доходов и расходов государства.
Слайд 11Макроэкономика Лекция 5 2017-2018 уч. год
Разница расходов и доходов государства
-бюджетный дефицит - DEF.
В каждый период времени государственный долг
увеличивается на бюджетный дефицит. Государственный долг на сегодняшний день складывается из бюджетных дефицитов предыдущих периодов.
Слайд 12Макроэкономика Лекция 5 2017-2018 уч. год
Государство, также как фирмы и
потребители, сберегает часть своих нерастраченных доходов.
Государственные сбережения - разница
между доходами государства и расходами государства (за исключением государственных инвестиций):
(4)
Слайд 13Макроэкономика Лекция 5 2017-2018 уч. год
Бюджетный дефицит, выраженный через государственные
сбережения и инвестиции (из 3 и 4):
(5)
Государственные инвестиции и государственные сбережения являются экзогенно заданными, и не зависят от различных переменных модели, в том числе и процентной ставки.
Слайд 14Макроэкономика Лекция 5 2017-2018 уч. год
Государство в модели открытой экономики
(6)
Инвестиции и сбережения разделены на государственные и частные.
Рост государственных сбережений может сопровождаться снижение частных и наоборот.
При прочих равных условиях бюджетный дефицит ухудшает платежный баланс.
Слайд 15Макроэкономика Лекция 5 2017-2018 уч. год
Располагаемый доход, с учетом государства:
(7)
Bp
– частный запас финансовых активов.
Частный сектор может осуществлять инвестиции за
рубеж и заимствовать из-за рубежа: Bp=Dg + B* (8).
Частные инвестиции:
(9)
Слайд 16Макроэкономика Лекция 5 2017-2018 уч. год
Совокупные сбережения в экономике:
(10)
Или:
S = Y – C – G (11)
Основное тождество системы национальных счетов для открытой экономики (с учетом государства):
CA = S – I = Y – C – I – G. (12)
Слайд 17Макроэкономика Лекция 5 2017-2018 уч. год
Модель открытой экономики с государством:
Слайд 18Макроэкономика Лекция 5 2017-2018 уч. год
Государственные сбережения, и государственные инвестиции
определяются экзогенно, поэтому кривая совокупных сбережений (инвестиций) получается простым параллельным
сдвигом кривой частных сбережений (инвестиций) на величину государственных сбережений (инвестиций).
Слайд 19Макроэкономика Лекция 5 2017-2018 уч. год
3. Взаимодействие государственного и частного
сектора
I. Налоги, взимаемые государством, уменьшают располагаемый доход потребителей, тем самым,
сужая их межвременные бюджетные ограничения:
(13)
Слайд 20Макроэкономика Лекция 5 2017-2018 уч. год
Влияние налогообложения:
Увеличение налогов может иметь
существенное влияние на решения домашних хозяйств о потреблении и сбережении.
Реакция домашних хозяйств будет отличаться в зависимости от того, является ли изменение налогов временным или перманентным, неожиданным или ожидаемым.
Слайд 21Макроэкономика Лекция 5 2017-2018 уч. год
Пример:
Государство поддерживает сбалансированный бюджет,
но хочет увеличить государственные расходы
необходимо одновременно увеличить налоги на
такую же величину, что и государственные расходы.
Слайд 22Макроэкономика Лекция 5 2017-2018 уч. год
Два случая:
а) временное увеличение
расходов и налогов;
б) перманентное увеличение…
В обоих случаях ни государственные сбережения,
ни государственные инвестиции не изменятся, однако потребители будут себя вести по-разному:
(а) домашние хозяйства уменьшат сбережения практически на всю величину прироста налогов (гипотеза перманентного дохода)
произойдет уменьшение совокупных сбережений экономики.
Слайд 23Макроэкономика Лекция 5 2017-2018 уч. год
Что произойдет в открытой экономике
(для каждого из возможных ее типов) при уменьшении сбережений:
в
случае малой открытой экономики с совершенной мобильностью капитала уменьшение совокупных сбережений приводит к ухудшению сальдо счета текущих операций при неизменной мировой процентной ставке:
Слайд 24Макроэкономика Лекция 5 2017-2018 уч. год
(б) домашние хозяйства, в первую
очередь, уменьшат потребление, и, возможно, несколько снизят сбережения;
в предельном
случае все перманентное изменение располагаемого дохода отразится на потреблении, а сбережения не изменятся. Тогда, равновесие в открытой экономике останется прежним.
В целом, уменьшение частных сбережений в этом случае будет существенно меньше, чем в случае временного увеличения налогов.
Слайд 25Макроэкономика Лекция 5 2017-2018 уч. год
II. Вытеснение:
Под вытеснением в макроэкономике
понимается ситуация, в которой увеличение государственных расходов приводит к уменьшению
частных расходов.
В закрытой экономике под вытеснением, как правило, понимают снижение инвестиций вследствие роста госрасходов.
В открытой экономике рост госрасходов, как правило, связан с вытеснением чистого экспорта.
Слайд 26Макроэкономика Лекция 5 2017-2018 уч. год
Временный рост государственных расходов, финансируемый
через увеличение налогов, вызывает падение частных сбережений. В малой открытой
экономике с совершенной мобильностью капитала инвестиции остаются на прежнем уровне, т.е. вытеснения инвестиций не происходит.
Однако, в результате уменьшения частных сбережений, ухудшается сальдо счета текущих операций и торговый баланс. Следовательно, увеличение госрасходов влечет за собой вытеснение чистого экспорта (ухудшение торгового баланса).
Слайд 27Макроэкономика Лекция 5 2017-2018 уч. год
В случае закрытой экономики (или
открытой экономикой с полным ограничением мобильности капитала) следствие таких действий
правительства - рост внутренней ставки процента и вытеснение инвестиций.
Чистый экспорт и сальдо счета текущих операций в экономике с полным ограничением мобильности капитала должны все время равняться нулю, поэтому вытеснения чистого экспорта в такой экономике произойти не может.
Слайд 28Макроэкономика Лекция 5 2017-2018 уч. год
III. Другие направления взаимодействия частного
и государственного сектора:
влияние роста государственных расходов на полезность частного
потребления (строительство дорог к зонам отдыха - рост расходов на отдых, строительство нового парка - снижение расходов частного сектора на содержание парковых зон);
воздействие государственных расходов на совокупное частное предложение
(рост государственного страхования – снижение расходов фирм на страхование, снижение издержек, рост предложения товаров);
Слайд 29Макроэкономика Лекция 5 2017-2018 уч. год
воздействие налогов:
налоги оказывают влияние
на решения домашних хозяйств, связанные с предложением труда, сбережениями и
инвестициями в финансовые и реальные активы:
с ростом налогов предложение труда сокращается (эффект замещения) или возрастает (эффект дохода), эффект замещения, как правило, выше;
корпоративные налоги аналогичным образом воздействуют на инвестиционные решения.
Слайд 30Макроэкономика Лекция 5 2017-2018 уч. год
Налоговые ставки и налоговые поступления:
Изначально,
предполагается, что все налоги в экономике являются паушальными и не
искажают решений, принятых экономическими агентами.
Однако в сейчас практически не осталось паушальных налогов.
Большинство современных налогов вызывают существенные искажения стимулов, в результате которых экономики не могут достигнуть максимального благосостояния и несут «потери мертвого груза».
Важная проблема - оптимизация налоговой системы с целью уменьшения «потерь мертвого груза».
Слайд 31Макроэкономика Лекция 5 2017-2018 уч. год
Наименьшие искажения стимулов вносит налоговая
система с постоянными во времени ставками налогообложения. Следовательно, государство должно
сглаживать ставки налогов, несмотря на то, что это может вызвать временный дефицит бюджета.
Слайд 32Макроэкономика Лекция 5 2017-2018 уч. год
Кривая Лаффера:
связывает среднюю ставку налогообложения
и собираемый доход от налогов.
При нулевой ставке налога налоговые
сборы будут равны нулю.
Налоговые сборы будут равны нулю и при 100%-ой ставке налогообложения, поскольку у людей не будет никаких стимулов производить что-либо.
Зависимость налоговых сборов от ставки процента, скорее всего, имеет вид дуги с максимальным уровнем налоговых сборов, достигаемым при некоторой средней ставке процента.
Далеко не всегда увеличение ставки налогообложения приведет к росту собираемых налогов.
Слайд 33Макроэкономика Лекция 5 2017-2018 уч. год
Стандартная кривая Лаффера:
Слайд 34Макроэкономика Лекция 5 2017-2018 уч. год
Поступления могут падать не только
из-за реального снижения предложения, но и из-за усиления стимулов к
уклонению от налогов или к выбору видов деятельности с низкими налоговыми ставками.
Проблема выбора оптимального уровня налогообложения ( с точки зрения максимизации сбора налогов):
для Швеции - 70%, для США - 35%.
Слайд 35Макроэкономика Лекция 5 2017-2018 уч. год
Надо ли бороться с бюджетным
дефицитом?
Должен ли бюджет быть сбалансирован в каждом периоде или правительство
может позволить себе циклические колебания профицитов и дефицитов бюджета?
Если циклическое поведение бюджета допустимо, то каким оно должно быть: проциклическим, контрциклически или ациклическим?
Слайд 36Макроэкономика Лекция 5 2017-2018 уч. год
На размер бюджетного дефицита влияет
цикл деловой активности:
в период депресии бюджетный дефицит имеет тенденцию к
росту; в период подъема - к снижению.
Два важных фактора: налоговые поступления возрастают в период подъема и сокращаются в период депрессий; некоторые виды государственных расходов (выплаты по безработице) имеют антициклическую природу.