Слайд 1Государство и рынок как способы макроэкономической координации
Слайд 2Государство и рынок как способы макроэкономической координации
Слайд 3Государство и рынок как способы макроэкономической координации
Слайд 4Рамки использования государства и рынка в макроэкономике
Рамки определяются недопущением, с
одной стороны, провалов рынка, а с другой стороны, провалов государства
При
этом необходимо добиваться оптимального соотношения между макроэкономическими издержками и гарантиями, которые получают производители и потребители от процессов координации (организовывания, упорядочивания) в народном хозяйстве
Слайд 5Цели государства в макроэкономике
способствовать росту эффективности функционирования экономических субъектов, а
следовательно, и системы в целом;
реализовывать начала справедливости, понимая их как
одно из важнейших условий для повышения уровня организованности системы в целом и ее эффективности за счет некоторого перераспределения созданного в обществе дохода
Слайд 6Функции государства в макроэкономике
Определение «правил игры»
Защита конкуренции
Перераспределение ВВП через бюджет
Производство
общественных благ
Преодоление внешних эффектов
Проведение макроэкономического регулирования
Слайд 8Перераспределение ВВП
через бюджет
Налоги платят все налогоплательщики
Из бюджета средства
получает часть членов общества (тех кто платит, и тех кто
не платит налоги)
Слайд 9Общественные блага характеризуются:
признак неисключения — практически невозможно исключить человека из
круга потребителей данного блага
признак неконкурентности в потреблении — потребление
блага одним человеком не уменьшает возможностей потребления его другим
признак неделимости — благо нельзя разложить на отдельные единицы
невозможно адекватно сопоставить результаты с затратами
Слайд 10Внешние эффекты (экстерналии) -
это воздействие рыночной трансакции на третьих
лиц, не опосредованное рынком
Термин был введён в
1920 году А. Пигу в книге «Теория благосостояния»
При наличии внешних эффектов рыночное равновесие перестаёт быть эффективным: возникает фиаско (провал) рынка
Слайд 11Основные понятия
Государственный бюджет — роспись (совокупность) денежных доходов и расходов
государства для выполнения им собственных функций
В макроэкономике рассматриваются:
федеральный
бюджет
консолидированный бюджет
бюджет расширенного правительства
Слайд 12Основные понятия
Доходы государства формируются за счет поступления налогов, неналоговых платежей,
доходов от внешнеэкономической и предпринимательской деятельности государства
Расходы государства представлены денежными
средствами, направляемыми для выполнения функций собственно государства, выполнения функций государства как экономического субъекта, а также на выплату государственного долга (в России – это расходы бюджета расширенного правительства)
Слайд 13Основные понятия
Особая роль принадлежит той части государственных расходов, которая направляется
на перераспределение доходов граждан (стипендии, пенсии, пособия) и получила в
макроэкономике название трансферты (социальные трансферты)
Соотношение между доходами и расходами государства может принять форму превышения доходов над расходами — профицит государственного бюджета и форму превышения расходов над доходами — дефицит государственного бюджета
Слайд 14http://info.minfin.ru/
Данные о России
Слайд 15Государство и совокупный спрос
Рост государственных расходов приводит к росту совокупного
спроса и, в конечном итоге, ВВП
Снижение налогов государства приводит к
росту доходов экономических субъектов (производителей и потребителей), увеличивается инвестиционный, потребительский спрос и, в конечном итоге, ВВП
Слайд 16Долговое финансирование государства в макроэкономике
Рост государственных расходов и снижение
налогов при неизменных доходах государства ведет к дефициту государственного бюджета
и необходимости долгового финансирования
Покрытие дефицита бюджета за счет денежной эмиссии ведет к инфляции
Слайд 17Условия эффективного долгового финансирования
Долговое финансирование может быть эффективным, так как
сегодня мы платим по вчерашним долгам, а сегодняшние долги переносим
на завтра
Дефицит государственного бюджета становится эффективным инструментом макроэкономического регулирования при условиях, определенных опытным путем:
Дефицит государственного бюджета не превышает 3% ВВП
Выплаты по государственному долгу не превышают 3% ВВП
Слайд 19Налоги и их роль в макроэкономике (основные понятия)
Налог в макроэкономике
— взаимно ответственная двухсторонняя сделка между государством и экономическим субъектом.
Государство продает определенные услуги, которые оплачивает каждый экономический субъект
Налоговое бремя — доля общих налоговых поступлений в валовом внутреннем продукте страны (макроэкономическая ставка налога)
Слайд 20Налоги и их роль в макроэкономике (основные понятия)
Прогрессивная шкала налогообложения
— повышение налоговой ставки в соответствии с возрастанием дохода, с
которого взимается налог
Прямые налоги — налоги, которые взимаются с результата хозяйственной деятельности экономического субъекта (подоходный налог, налог на прибыль, платежи по социальному страхованию)
Косвенные налоги — налоги, которые взимаются с конечной цены товаров и услуг и не связаны с результатами хозяйственной деятельности экономических субъектов (акцизы, налог с продаж, налог на добавленную стоимость)
Слайд 21Интересные теоретические соображения
1996 г. Нобелевская премия в области экономики У.
Викри и Дж. Мирлис «за фундаментальный вклад в теорию экономических
стимулов в условиях асимметрии информации»:
Государство знает о доходах экономических субъектов меньше, чем они – асимметрия информации;
Сложность решения проблемы налогообложения, т. к. необходим баланс интересов общества, государства и экономических субъектов
Слайд 22(продолжение)
Налоги не обязаны быть любыми, они, как минимум, должны быть
справедливыми,
Чем больше доход, тем больше налог,
Часть дохода, необходимого для удовлетворения
насущных потребностей работника и его семьи, должна быть освобождена от налога,
Нужды государства удовлетворяются только после обеспечения жизненно необходимых нужд налогоплательщика
Слайд 23Налоговая дилемма в макроэкономике
1. Налоговые ставки на доходы граждан возросли
→ увеличились налоговые поступления в бюджет → появились реальные возможности
роста государственных расходов без угрозы дефицита бюджета → в конечном итоге увеличится совокупный спрос и ВВП
Однако наряду с описанной тенденцией наберет силу и другая: налоговые ставки на доходы возросли → снизились доходы потребителей, сократился потребительский спрос → произойдет снижение совокупного спроса и ВВП
Слайд 24Налоговая дилемма в макроэкономике
2. Налоговые ставки на прибыль возросли →
увеличились налоговые поступления в бюджет → появились реальные возможности роста
государственных расходов без угрозы дефицита бюджета → в конечном итоге увеличится совокупный спрос и ВВП
Однако наряду с описанной тенденцией наберет силу и другая: налоговые ставки на прибыль возросли → увеличились затраты у производителей, сократились инвестиции → произойдет снижение совокупного спроса и ВВП
Слайд 25«Игра» с нулевой суммой и рост эффективности
Налоговая дилемма существует потому,
что в национальной экономике действуют различные субъекты.
В нашем первом
примере одна цепочка – взгляд со стороны государства, другая – со стороны потребителя.
Во втором примере одна цепочка – взгляд со стороны государства, другая – со стороны производителя.
Слайд 26(продолжение)
Налоговая дилемма означает, что мы имеем дело «с игрой» с
нулевой суммой (если что-то где-то прибавится, то что-то где-то отнимется).
Однако
сила, с которой действуют наши субъекты (государство и функциональные, соответственно), различна, поэтому при игре с нулевой суммой возможен как рост общеэкономической эффективности, так и ее снижение
Слайд 27Разрешение дилеммы
Манипулирование размерами налоговых ставок может стать важным инструментом повышения
эффективности функционирования макроэкономической системы в целом, побуждая экономических субъектов к
выбору наиболее эффективной деятельности или в качестве потребителя, или в качестве производителя. Необходима налоговая политика государства