Слайд 1Готовимся к ЕГЭ
Задание 8.
Синтаксические нормы.
Теория и практика
Слайд 2Виды синтаксических ошибок:
Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом;
Нарушение связи
между подлежащим и сказуемым;
Ошибка в построении предложения с однородными членами;
Нарушение
в построении предложения с несогласованным приложением;
Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом;
Нарушение в построении предложения с причастным оборотом;
Неправильное построение предложения с косвенной речью.
Слайд 3благодаря
согласно
вопреки
наперекор
навстречу
подобно
1.Неправильное употребление падежной формы существительного с
предлогом
ЧЕМУ?
Слайд 4Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
вследствие
ввиду
в случае
ЧЕГО?
Слайд 5Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
«ПО» - «ПОСЛЕ ЧЕГО-НИБУДЬ»:
ЗАПОМНИ!!!
ПО ПРИЕЗДЕ В ГОРОД
ПО ПРИБЫТИИ НА МЕСТО
ПО ИСТЕЧЕНИИ СРОКА
ПО ОКОНЧАНИИ ШКОЛЫ
по завершении лекции
Слайд 6Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Предлог ПО в сочетании
с глаголами, обозначающими чувство (вздыхать, горевать, грустить, скучать, тосковать, плакать),
управляет дат. падежом. Норма: тосковать по (кому?)жене, но с местоимениями МЫ, ВЫ –(о КОМ?) пред. падеж, по вас, по нас.
Слайд 7Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Запомни!
Оплатить что
– уплатить за что
беспокоиться о ком – тревожиться за
кого
надеть что на что – одеть кого во что
обращать внимание на что – уделять внимание чему
отзыв о чем – рецензия на что
предостеречь от чего – предупредить о чем
заметить что – догадаться о чем
Слайд 82.Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Союзное слово кто употребляется с
глаголами только в форме ед.ч. При этом также следует обращать
внимание на единство грамматических форм подлежащего и сказуемого в главной части предложения:
Те, ….., не могли не любоваться…;
тот,….не мог не любоваться и т.п.
Все, кто видел этот фильм, отзывались о нем положительно.
Слайд 9Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Слова «большинство, меньшинство, несколько» с
неодуш.сущ. употребляются в ед.числе: Большинство столов было занято
Во мн. числе
с одуш. сущ.: Несколько участников выбыли из борьбы.
Числительные, оканчивающиеся на «один», согласуются с глаголом в единственном числе: На съезд прибыл сто один делегат.
Слайд 103.Ошибка в построении предложения с однородными членами
1. Построение предложений с
общим дополнением при однородных сказуемых:
Во время войны народ надеялся и
верил в победу. Если однородные сказуемые имеют одно и то же зависимое слово, следует проверить, могут ли они управлять им:
Сказуемые надеялся и верил имеют одно зависимое слово в победу, которое стоит в в.п. Но глагол надеялся не может управлять в.п. с предлогом в (надеялся (на кого? на что?…), следовательно, предложение построено неверно. Правильный вариант:
Во время войны народ надеялся (на кого? на что?) на победу и верил (в кого? во что?) в неё.
Слайд 11Ошибка в построении предложения с однородными членами
2.Нельзя связывать в качестве
однородных членов слова, выраженные разными частями речи. Нарушение : Главный
герой полюбил войну (сущ) и рисковать ( глаг) жизнью.
3.Смешение родо-видовых понятий в ряду однородных членов.
В лодке лежали караси, сазаны, лещи, рыба.
«Караси, сазаны, лещи» — это вид рыбы, поэтому не могут стоять с этим словом в одном ряду однородных членов.
Правильный вариант: В лодке лежала рыба: караси, сазаны, лещи.
Слайд 12Ошибка в построении предложения с однородными членами
4.Нарушение синтаксических норм при
построении предложений, в которых однородные члены связаны двойными союзами: как…,
так и; не только…, но и…; если не…, то… и др.
Хорошо отвечали на экзаменах как одиннадцатиклассники, а также учащиеся девятых классов.
Нельзя нарушать парность двойных союзов: части двойного союза как…, так и являются постоянными, поэтому союзы а также в данном предложении употреблены неправильно.
Правильный вариант: Хорошо отвечали на экзаменах как одиннадцатиклассники, так и учащиеся девятых классов.
Книга не только имеет познавательную ценность, но и большое воспитательное значение.
При двойных (сопоставительных) союзах один из однородных членов предложения ставится при первой части союза, а другой — при второй.
Правильный вариант: Книга имеет не только познавательную ценность, но и большое воспитательное значение.
Слайд 13Ошибка в построении предложения с однородными членами
5.Нарушение лексической сочетаемости однородных
членов с тем словом, с которым они связаны по смыслу.
Много
критических замечаний и ценных предложений было внесено в ходе обсуждения вопроса.
Все однородные члены предложения должны лексически сочетаться с тем словом в высказывании, с которым они связаны по смыслу: нельзя «внести замечание».
Правильный вариант:
Много ценных предложений было внесено в ходе обсуждения вопроса, много было высказано критических замечаний.
Слайд 144.Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Названия произведений, картин, музыкальных
произведений, фильмов, заключенные в кавычки, не изменяются, если возле них
стоит нарицательное существительное — жанровое обозначение.
Если это нарицательное существительное отсутствует, то изменяется имя собственное.
Правильный вариант: В кинофильме «ВойнА и мир» С.Бондарчук прекрасно сыграл Пьера Безухова.
В «Войне и мире» С.Бондарчук прекрасно сыграл Пьера Безухова.
Слайд 15Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
1. Деепричастие может относиться только
к действующему подлежащему: Присутствующие согласились с докладчиком, возражая лишь против
отдельных положений.
2. Допускается использование в безличном предложении при инфинитиве: Возвращаясь домой , нужно зайти в булочную.
Слайд 16Нарушение в построении предложения с причастным оборотом
1. Разрыв причастного оборота
определяемым словом.
Приготовленные оладьи мамой были необыкновенно вкусны.
Определяемое слово не должно
разрывать причастный оборот, оно может стоять только перед ним или после.
Правильный вариант:
Оладьи, приготовленные мамой, были необыкновенно вкусны.
Приготовленные мамой оладьи были необыкновенно вкусны.
Слайд 17Нарушение в построении предложения с причастным оборотом
2. Нарушение согласования причастия
с определяемым словом
Мы гордимся нашими футболистами, победивших английскую команду.
Причастие
с определяемым словом должно быть согласовано в роде, числе и падеже: футболистами (какими?) победившими…
Правильный вариант:
Мы гордимся нашими футболистами, победившими английскую команду.
3. Замена страдательных причастий действительными
Задание, выполняющееся нами, не вызывает особых затруднений.
Действительные причастия на -ся следует, где это возможно, заменять страдательными причастиями.
Правильный вариант:
Задание, выполняемое нами, не вызывает особых затруднений.
Слайд 18Нарушение в построении предложения с причастным оборотом
4. Нарушение однородности синтаксических
элементов предложения
Дождь, ливший с утра и который напоил землю, очень
выручил хлеборобов.
Не могут выступать в качестве однородных синтаксических элементов причастный оборот и придаточная часть сложноподчиненного предложения.
Правильный вариант:
Дождь, ливший с утра и напоивший землю, очень выручил хлеборобов.
Слайд 19Неправильное построение предложения с косвенной речью
Косвенная речь- это способ передачи
чужой в виде придаточного предложения.
В косвенной речи должна меняться
форма местоимения : Нарушение: Пушкин писал, что «в свой жестокий век восславил я свободу». Норма: Пушкин писал, что «в жестокий век восславил» он свободу.
Слайд 20Укажите предложения с грамматической ошибкой «Неправильное употребление падежной формы существительного
с предлогом»
1) Вопреки прогнозам, шквальный ветер не нарушил систему энергоснабжения
поселка.
2) Благодаря повышения уровня сервиса в фирменных магазинах стало больше покупателей.
3) Контроль деятельности подразделения возложен на директора филиала.
4) По окончанию школы мы все будем
поступать в институты.
2,4
Слайд 21Укажите предложения с грамматической ошибкой «Нарушение связи между подлежащим и
сказуемым»
1) Все, кто читал пушкинского «Бориса Годунова», помнит бродягу Варлаама.
2)
Большинство произведений поэта
посвящены теме любви.
3) Многие из путешествующих, кто были на
русском Севере, стремятся приехать еще раз
на Соловки и Кижи.
4) Те, кто приезжал на Черноморское побережье, любовались морским пейзажем.
1,2,3
Слайд 22Укажите предложения с грамматической ошибкой «Нарушение в построении предложения с
несогласованным приложением»
1)В районной газете «Светлом пути» была
опубликована статья о
нашей школе.
2) Начало русской драматургии было положено пьесами «Недоросль» Д.И. Фонвизина и «Горе от ума» А.С. Грибоедова.
3)В журнале «Новом мире» напечатана
рецензия на это произведение.
4) Путешествие по Волге мы совершили на теплоходе «Пётр Великий».
1,3
Слайд 23Укажите предложения с грамматической ошибкой «Ошибка в построении предложения с
однородными членами»
1)И.И.Левитан стремился показать на своих картинах не только красивый
вид, но и передать всю трогательность русской природы.
2) Неприятный мне разговор затянулся, вопреки моим ожиданиям.
3)Все россияне помнят и гордятся победой нашей страны в Великой Отечественной войне.
4) В комнате стояли столы, стулья, книжный
шкаф, современная мебель.
1,3,4
Слайд 24Укажите предложения с грамматической ошибкой «Неправильное построение предложения с деепричастным
оборотом»
1)Вся дорога должна быть в поле зрения водителя, находясь за
рулем автомобиля.
2) Храня сведения о прошлом, летописи были ценнейшим материалом для историков.
3) Используя языковые средства
выразительности, речь наполняется яркими красками.
4) Готовясь к экзамену по русскому языку, толковые словари помогут вам.
1,3,4
Слайд 25Укажите предложения с грамматической ошибкой «Нарушение в построении предложения с
причастным оборотом»
1) Арестованный тревожился о семье,
взятой под надзор полицией и
которую он
оставил без средств к существованию.
2) Не подкреплённые слова фактами ничего не стоят.
3) Содержание задач, включённое в экзаменационную работу, не выходит за рамки школьной программы.
4) В лесу мы нашли много ландышей, пробивающихся из-под земли.
1,2,3
Слайд 26Укажите предложения с грамматической ошибкой «Неправильное построение предложения с косвенной
речью»
1) Неизвестный осведомился у Ивана, что
какие сигареты он
предпочитает.
2) Н.М. Карамзин утверждал, что изучение иностранных языков обогащает родной язык, делает его более ярким, гибким.
3)Студент грустно сказал, что я еще пока не
готов отвечать.
4)Оскар Уайльд сожалел, что: «В наш век
люди слишком много читают, это мешает
им быть мудрыми»
1,3,4
Слайд 27
7.Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками:
к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго
столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
A)Важным ключом к раскрытию смысла романа является и авторская ирония, раскрывающей не только характеры, героев, но и идейную нагрузку романа.
Б) Все, кто читал роман, заметил факты, не соответствующие действительности.
B)Человеку, перейдя в царство истины, не потребуется никакая власть.
Г) Благодаря полёта ласточки, в голове прокуратора сложилась формула.
Д) Значительная часть читателей в романе «Мастере и Маргариты» долгое время черпали сведения об евангельских событиях как не едва ли из единственного источника.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
1)неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
4) ошибка в построении предложения с однородными членами
5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
7) неправильное построение предложения с косвенной речью
Слайд 28Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками:
к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго
столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) Поднявшись на смотровую площадку, открывается чудесный вид на Москву.
Б) Все, кто рано начинает учить иностранный язык, овладевает им в совершенстве.
В) Благодаря современных технологий ученые исследовали глубины озера и нашли под илистым дном богатейшие залежи нефти.
Г) Осуждая своих современников, М.Ю.Лермонтов пишет о том, что я печально смотрю на своё поколенье.
Д) Образ поэта-пророка, созданные Пушкиным, определял и его собственную жизнь.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
1)неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
4) ошибка в построении предложения с однородными членами
5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
7) неправильное построение предложения с косвенной речью