Слайд 1Готовимся к ЕГЭ.
Абзац как основная
единица речеведения
НЦИО
Национальный центр инноваций в образовании
Слайд 2Абзац. Тематическое предложение в абзаце
Абзац – это единица текста, представляющая собой единство тематически объединенных
предложений. В одном из предложений абзаца обычно указывается тема.
Тематическое предложение абзаца выделяет предмет речи и очерчивает границы темы в абзаце. Оно содержит слово, словосочетание, часть предложения или предложение, требующие распространения, детализации тем или иным способом путем приведения подробностей, примеров, указания причины, следствия, путем сопоставления, противопоставления и т.п.
Если тематическое предложение в абзаце отсутствует, это значит, что абзац является
продолжением распространения (детализации) темы, обозначенной в предшествующем абзаце.
Слайд 3Ход авторской мысли
Абзац – это дополнительное средство группировки суждений по
смыслу. Членение текста на абзацы создает алгоритм распознавания фрагментов смысла,
смысловых и логических комплексов в письменной речи.
Он отражает намерение художника выделить внешним образом в особую группу те или иные части произведения, он делает отчетливыми группировки эмоций, идей, образов.
Какие способы
распространения
мысли использует
автор в тексте?
Слайд 4Способы распространения темы или мысли в абзацах
1. Детализация.
2. Приведение примеров,
подтверждающих мысль, высказанную в тематическом
предложении.
3. Сопоставление и противопоставление.
4. Объяснение тезиса,
получившего отражение в тематическом предложении.
5. Причинное обоснование содержания тематического предложения.
6. Указание на следствие из содержания тематического предложения абзаца.
7. Определение понятий, введенных тематическим предложением.
8. Аналогия – распространение темы путем указания на аналог.
9. Выделение из событий, явлений, лиц, поступков, признаков и т.д., обозначенных в
тематическом предложении абзаца, одного какого-нибудь с последующей его детализацией.
10. Формулирование вывода из содержания тематического предложения.
11. Вопросно-ответный способ распространения тематического предложения в абзаце.
12. Дополнение мысли, отраженной в тематическом предложении абзаца.
13. Нагнетание, усиление темы абзаца.
14. Подтверждение главной мысли абзаца.
15. Предположение, не противоречащее смыслу тематического или концептуального
предложения абзаца.
16. Указание на условие осуществления или истинности утверждения (отрицания),
сделанного в тематическом предложении абзаца.
Слайд 20Определите способы распространения темы или мысли в абзацах
…Далеко не все читающие владеют
искусством чтения: глаза бегают по буквам, «из букв вечно выходит какое-нибудь слово» (Гоголь) и всякое слово что-нибудь да «значит»; слова и их значения связываются друг с другом, и читатель представляет себе что-то – «подержанное», расплывчатое, иногда непонятное, иногда приятно мимолетное, что быстро уносится в позабытое прошлое...
И это называется «чтением»... Механизм без духа. Безответственная забава. «Невинное» развлечение. А на самом деле – культура верхоглядства и поток пошлости.Такого «чтения» ни один писатель себе не желает. Таких «читателей» мы все опасаемся. Ибо настоящее чтение происходит совсем иначе и имеет совсем иной смысл…
Как возникло, как созрело написанное?
Кто-то жил, любил, страдал и наслаждался; наблюдал, думал, желал, надеялся и отчаивался. И захотелось ему поведать нам о чем-то таком, что для всех нас важно, что нам необходимо духовно увидеть, прочувствовать, продумать и усвоить. Значит – что-то значительное о чем-то важном и драгоценном. И вот он начал отыскивать верные образы, ясно-глубокие мысли и точные слова. Это было нелегко, удавалось не всегда и не сразу. Ответственный писатель вынашивает свою книгу долго: годами, иногда – всю жизнь; не расстается с нею ни днем, ни ночью; отдает ей свои лучшие силы, свои вдохновенные часы; «болеет» ее темою и «исцеляется» писанием. Ищет сразу и правды, и красоты, и «точности» (по слову Пушкина), и верного стиля, и верного ритма, и все для того, чтобы рассказать, не искажая, видение своего сердца…
наконец произведение готово. Последний просмотр строгим, зорким глазом; последние исправления
– и книга отрывается, и уходит к читателю, неизвестному, далекому, может быть, – легковесно капризному, может быть, – враждебно придирчивому… Уходит – без него, без автора. Он выключает себя и оставляет читателя со своею книгою «наедине».
...Читать – значит искать и находить, ибо читатель как бы отыскивает скрытый писателем духовный клад, желая найти его во всей его полноте и присвоить его себе. Это есть творческий процесс, ибо воспроизводить – значит творить. Это есть борьба за духовную встречу; это есть свободное единение с тем, кто впервые приобрел и закопал искомый клад. И тому, кто никогда этого не добивался и не переживал, всегда будет казаться, что от него требуют «невозможного».
Искусство чтения надо приобретать и вырабатывать в себе. Чтениедолжно быть углублено; оно должно стать творческим и созерцательным. И только тогда нам всем откроется его духовная ценность и его душеобразующая сила. Тогда мы поймем, что следует читать и чего читать не стоит, ибо есть чтение, углубляющее душу человека и строящее его характер, а есть чтение разлагающее и обессиливающее.
По чтению можно узнавать и определять человека. Ибо каждый из нас есть то, что он читает; и каждый человек есть то, как он читает; и все мы становимся незаметно тем, что мы вычитываем из прочтенного, – как бы букетом собранных нами в чтении цветов.
И. А. Ильин «Поющее сердце. Книга тихих созерцаний»
Слайд 22Удачи в работе!
Егораева Г.Т., руководитель департамента методологии АНО НЦИО, Москва
Слайд 23Литература
Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Словарь-справочник лингвистических терминов.
Изд. 2-е. М.: Просвещение, 1976г.
В.Н. Мещеряков. Жанры школьных сочинений. Теория
и практика написания. М.: «Флинта», «Наука», 1999.
С.М. Евграфова. Искусство письменной и устной речи. Газета «Русский язык», № 2/2000.
Громов И.А. Формирование речеведческой культуры:
абзац как основная единица речеведения. Журнал «Русский язык», №9, 2009