Слайд 1МБОУ «Обоянская СОШ №3»
ЗАДАНИЕ №9 ОСЛОЖНЁННОЕ ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Подготовила учитель
русского языка и литературы Литвинчук Елена Николаевна
Слайд 2Цели занятия
Повторить и обобщить знания о простом осложненном предложении.
Вспомнить,
чем осложняется простое предложение.
Повторить знаки препинания в простом осложненном предложении.
Слайд 4
Он закрыл глаза привалившись спиной к
креслу и задремал.
Мосты разрушены и мы переезжаем реку вброд.
Слайд 5Вопрос команде «Умники»: Что такое простое предложение?
( Предложение, заключающее в
себе одну законченную мысль и имеющее одну грамматическую основу, называется
простым.)
Слайд 6Вопрос команде «Умницы»: Что такое сложное предложение?
(Сложное предложение – это
такое предложение, которое состоит из двух или нескольких простых предложений,
объединенных содержанием, построением и интонацией и имеет две или несколько грамматических основ.)
Слайд 7 Вопрос команде «Умники»: Что такое простое осложненное предложение?
(Простое осложнённое
предложение — это простое предложение, которое может быть осложнено однородными,
обособленными и уточняющими членами, вводными словами и конструкциями, обращением. Такие предложения занимают промежуточное положение между простыми и сложными, но от сложных их отличает наличие только одной грамматической основы.)
Слайд 8Вопрос команде «Умницы»: Как отличить простое осложненное предложение от сложного?
1. Выбираем
предложения, в которых есть знаки препинания. Находим грамматическую(-ие) основу(-ы) предложения.
Шаг
1. Если две и более основы - это сложное предложение.
Шаг 2. Если одна основа, то определяем, какова функция пунктуационных знаков.
Слайд 9однородными членами;
обособленными членами: определением, обстоятельством, дополнением, приложением;
обращением;
уточняющими и пояснительными членами;
вводными
словами, словосочетаниями и предложениями;
сравнительными оборотами.
Чем могут быть осложнены
простые предложения?
Слайд 10На иных березах обращенных к солнцу появились сережки. (М. Пришвин)
Предложение
осложнено обособленным согласованным определением, выраженным причастным оборотом.
Обособлением называется смысловое и
интонационное выделение второстепенных членов предложения.
Обособляются согласованные определения (согласующиеся с определяемыми словами в роде, числе и падеже), выраженные
- причастным оборотом (причастием с зависимыми словами),
- двумя или несколькими одиночными прилагательными или причастиями,
- прилагательными с зависимыми словами.
Слайд 11Лицо ее с симпатично вздернутым веснушчатым носом светилось радостью. (А.Грин)
Предложение осложнено обособленным несогласованным определением.
Обособляются несогласованные определения (не согласующиеся с
определяемыми словами в роде, числе и падеже), выраженные
- существительными в косвенном падеже,
- сочетанием существительного с прилагательным или существительным с числительным, если они имеют характер дополнительных разъяснений.
Слайд 12Мы мальчишки собирались иногда отрядами и шли в яр. (К.
Паустовский)
Предложение осложнено обособленным приложением.
Обособляются приложения (особый вид определения). Они
выражаются существительными и согласуются с определяемым словом в падеже (в числе и роде не всегда).
Слайд 13И кой-где первый желтый лист крутясь слетает на дорогу. (Ф.
Тютчев)
Предложение осложнено обособленным обстоятельством, выраженным одиночным деепричастием.
Обособляются обстоятельства, выраженные
одиночным
деепричастием,
деепричастным оборотом,
именем существительным в косвенных падежах (как правило, с предлогом или с предложными сочетаниями: несмотря на, невзирая на, по причине, при условии, благодаря, вопреки, вследствие, ввиду и т.п.).
Слайд 14В саду кроме меня никто не бывал.
(К. Паустовский)
Предложение
осложнено обособленным дополнением.
Обособляются дополнения, выраженные падежными формами имен существительных с
предлогами и предложными сочетаниями кроме, вместо, помимо, наряду с, за исключением, исключая и т.п. Подобные сочетания имеют ограничительное или расширительное значение.
Слайд 156 предложение
Вошла молоденькая лет семнадцати девушка. (Куприн)
Предложение осложнено обособленным уточняющим
членом предложения.
Обособляются уточняющие члены предложения. Они уточняют, конкретизируют предшествующий член
предложения и выполняют одинаковую с ним синтаксическую функцию.
Слайд 16Внизу как зеркало стальное синеют озера струи. (Ф. Тютчев)
Предложение осложнено обособленным сравнительным оборотом.
Обособляются сравнительные обороты. Они присоединяются сравнительными
союзами как, будто, как будто, словно, точно, что, нежели, чем.
Слайд 17Будьте настойчивы упорны но не упрямы.
(В. Обручев)
Предложение осложнено
однородными членами предложения, а именно, однородными сказуемыми.
Однородные члены предложения.
Однородными могут
быть любые члены предложения — как главные, так и второстепенные. Их легко можно обнаружить в предложении по следующим признакам:
- отвечают на один и тот же вопрос;
- относятся к одному и тому же слову;
- чаще всего выражены одной и той же частью речи;
- произносятся с интонацией перечисления.
Слайд 18В предложении их можно определить еще по некоторым признакам:
-
наличие запятых, одной или нескольких;
- если нет запятых или они
есть, но присутствуют сочинительные союзы:
Соединительные
одиночные – и, да (в значении и),
повторяющиеся – и … и, ни … ни,
двойные – не только … но и, как … так и.
Противительные
одиночные – а, но, да (=но), однако, же, зато.
Разделительные
одиночные – или (иль), либо,
повторяющиеся - или … или, либо … либо, то … то, не то … не то, то ли … то ли.
Слайд 19
Работая над поиском однородных членов, помните, что
при них могут быть
обобщающие слова (Ни сплетни света, ни бостон, ни милый взгляд,
ни вздох нескромный – ничто не трогало его.(А.Пушкин)
не являются однородными членами предложения:
фразеологические обороты (и день и ночь, ни то ни сё, и смех и грех, ни свет ни заря, ни себе ни людям, и так и сяк и др. Запятая в таких оборотах не ставится!);
повтор одних и тех же слов, усиливающих длительность или интенсивность признака: А снег всё падал и падал ;
два глагола в одной форме, являющихся одним сказуемым: А он взял да и женился. Пойду посмотрю, как там у него дела;
нельзя при поиске однородных членов ориентироваться только на знаки препинания, потому что их может не быть вообще.
Слайд 21
Однородными членами могут быть любые члены предложения.
Проходят, протекают, тысячелетия, века,
годы…( Д.Б.)
Слайд 22Однородные члены могут отделяться от определяемого слова другими членами предложения.
Бурые
лесные бабочки порхали над дорогой, садились возле лужиц на мокрую
землю, тыкались хоботками в подсыхающую глинистую пленку. (В.М.)
Слайд 23Однородные члены можно определить по союзам.
Ни одно деревце, ни один
куст не росли на темном граните. (А. Каз.)
Когда-то здесь хранились
не только книги, но и древние рукописи.(Л.З.)
Покорил великий хан все восточные страны и устремил грозный взгляд в землю сибирскую. (И.В.)
Слайд 24Отличайте однородные члены от сложного предложения.
Отдохни, и мы пойдем дальше.
(Л.С)
Слайд 25Простое осложненное предложение может также находиться внутри сложного.
Березовый лесок закончился,
и перед ними снова возникли острова и полуострова, заросшие камышом.
(М. Серегин)
Слайд 26 (1)По-своему наказав преступников, мальчики теперь боялись, не обвинят ли
их в шалостях или даже в хулиганстве. (2)В их глазах
я увидел огоньки возмущения злом и в то же время неуверенность. (З)Мальчики словно спрашивали: (4)«Правильно ли мы сделали?» (5)Едва сдерживая чувство радости, я сказал: (6)«Молодцы, ребята! (7)Всегда, когда видите преступление, обман, лицемерие, делайте так, как подсказывает и приказывает совесть. (8)Она никогда не предаст. (9)Будьте настоящими борцами за правду. (10) Преступников накажут. (11)Кроме того, они своими руками посадят десять деревьев за каждое уничтоженное и будут ухаживать за ними несколько лет». (12)Ободрённые моей похвалой, мальчики отдали ключ от автомашины: преступников легко было задержать...
( В. Сухоттский)
1. Из предложений 3-8 выпишите номер предложения с однородными дополнениями.
Ответ: 7
2. Из предложений 7-11 выпишите номера предложений с однородными сказуемыми.
Ответ: 7, 11
Слайд 27 (1)По-своему наказав преступников, мальчики теперь боялись, не обвинят ли
их в шалостях или даже в хулиганстве. (2)В их глазах
я увидел огоньки возмущения злом и в то же время неуверенность. (З)Мальчики словно спрашивали: (4)«Правильно ли мы сделали?» (5)Едва сдерживая чувство радости, я сказал: (6)«Молодцы, ребята! (7)Всегда, когда видите преступление, обман, лицемерие, делайте так, как подсказывает и приказывает совесть. (8)Она никогда не предаст. (9)Будьте настоящими борцами за правду. (10) Преступников накажут. (11)Кроме того, они своими руками посадят десять деревьев за каждое уничтоженное и будут ухаживать за ними несколько лет». (12)Ободрённые моей похвалой, мальчики отдали ключ от автомашины: преступников легко было задержать...
(В. Сухоттский)
3. Из предложений 1-6 выпишите номера предложений с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.
Ответ: 15
4. Из предложений 8-12 выпишите номер предложения с обособленным определением, выраженным причастным оборотом.
Ответ: 12
Слайд 28
(1)Особенно мне запомнилась маленькая старушка с дрожащим
испитым лицом, в давно потерявшей чёрный цвет, порыжевшей от времени,
лоснящейся тальме. (2)Такие тальмы носила ещё моя бабушка, несмотря на вежливые насмешки всех её дочерей — моих тётушек. (З)Даже в те далёкие времена тальмы вышли из моды.
(4) Луврская старушка виновато улыбалась и время от времени начинала озабоченно рыться в потёртой сумочке, хотя было совершенно ясно, что в ней нет ничего, кроме старого рваного платочка.
(5) Старушка вытирала этим платочком слезящиеся глаза. (6) В них было столько стыдливого горя, что, должно быть, у многих посетителей Лувра сжималось сердце. (К. Паустовский)
1. Из предложений 1-4 выпишите номер предложения с обособленным обстоятельством.
Ответ: 2
2. Из предложений 2-5 выпишите номер предложения с обособленным дополнением.
Ответ: 4
Слайд 29(1)Только теперь, когда её не стало, он с опозданием начал
смутно догадываться, что Баваклава не только кормила, будила, обстирывала его,
но и делала ещё незаметную, очень важную для него работу. (2)Это открытие удивило его. (З)Потому что до сегодняшнего дня он считал Баваклаву тёмной и отсталой. (4)Она не знала о «чёрных дырах» Вселенной — сверхплотных звёздах, не знала о королевских примулах — цветах, распускающихся накануне землетрясения, не знала, почему «Крылышки» сильнее ЦСКА...
(5)И тогда взгляд его упал на старые стенные часы. (6)Две большие латунные гири лежали на полу, а маятник замер... (Ю. Яковлев)
Из предложений 1-4 выпишите номер предложения с обособленными приложениями.
Ответ: 4
Слайд 31Текст №1.
(1)Сколько маленький Коля помнил себя в
войну, он всегда был голодным. (2)Он никак не мог привыкнуть,
приладиться к голоду, и его ввалившиеся глаза сердито поблёскивали, постоянно искали добычу. (З)Черноволосый, нестриженый, взъерошенный, с проступающими рёбрышками, он был похож на маленького исхудалого волчонка. (4)Дома ему давали болтанку и хлеб. (5)Мать добавляла в муку веники — вымолоченные метёлки проса, и хлеб был тяжёлый, вязкий; от него пахло сырой глиной. (6)Но и этот хлеб голодный мальчонка съедал мгновенно. (Ю. Яковлев)
Задание команде «Умницы»:
1 Из предложений 1-4 выпишите номер предложения с однородными сказуемыми.
Ответ: 2
2 Выпишите номер предложения с обособленным распространенным приложением.
Ответ: 5
Задание команде «Умники»:
1 Из предложений 3-6 выпишите номер предложения с однородными дополнениями.
Ответ: 4
2 Выпишите номер предложения с обособленными однородными определениями.
Ответ: 3
Слайд 32Текст№2.
(1)Медленно двигаясь, я вошёл в толпу. (2)Что тут
продавали, я в точности не разузнал. (З)Зато справа меня поджимал
человек с пустым рукавом, засунутым в карман. (4)В единственной руке человек держал мыльницу, плоскогубцы и книжку. (5)Я, наверное, тогда не умел утаивать, и намётанный глаз инвалида сразу нащупал меня. (6)Показывая свой товар, он рукой ухватил меня за воротник, как добычу, которая может исчезнуть в потоке. (А. Приставши)
Задание команде «Умницы»:
1 Выпишите номер предложения с обособленным сравнительным оборотом.
Ответ: 6
2 Выпишите номер(а) предложения(ий) с обособленным распространенным обстоятельством.
Ответ: 1,6
Задание команде «Умники»:
1 Выпишите номер предложения с однородными дополнениями.
Ответ: 4
2 Выпишите номер(а) предложения(ий) с обособленными распространенным согласованным определением.
Ответ: 3
Слайд 33Текст№3.
(1)Мой отец, небогатый заводский священник, страстно любил книги и
затрачивал на них последние гроши. (2)Но ведь для книг нужен
шкаф, а это вещь слишком дорогая, да, кроме того, в нашем маленьком заводе не было и такого столяра, который сумел бы его сделать. (З)Пришлось шкаф заказать в соседнем Тагильском заводе, составлявшем главный центр округа Демидовских заводов.(4) В детстве я не знал другой вещи более красивой. (Д. Мамин-Сибиряк)
Задание команде «Умницы»:
1 Выпишите номер предложения с обособленным распространенным приложением.
Ответ: 1
Задание команде «Умники»:
1 Выпишите номер(а) предложения(ий) с обособленным распространенным определением.
Ответ: 3
Слайд 34Текст№4.
(1) И хоть на солнце во все глаза
не взглянешь, в этот короткий миг можно было смотреть и
всё видеть. (2)И вода ожила, засверкала, поигрывая красками и заполняясь до краёв расплавленным металлом, воспламеняя дымно-курящий воздух над собой, поджигая сумеречные серые берега. (3)И те враз вспыхнули, объятые огнём, осветились изнутри нежным светом. (4)Всё стало иным, всё оплодотворилось солнцем и воскресло к жизни. (5)И не было ничего краше этой богом солнца прямо у нас на глазах сотворённой земли. (А. Приставши)
Задание команде «Умницы»:
1 Выпишите номер предложения с обособленными однородными обстоятельствами, выраженными деепричастными оборотами.
Ответ: 2
2 Выпишите номер предложения с необособленным распространенным определением.
Ответ: 5
Задание команде «Умники»:
1 Выпишите номера предложений с однородными сказуемыми.
Ответ: 1, 2,3
2 Выпишите номер предложения с обособленным распространенным обстоятельством.
Ответ: 3
Слайд 35Текст№5.
Мы до ночи искали мою книгу. (2)Мы нагибались к
каждому кусту и ползали по траве. (3)Мы забрели в заросли
черники, которой никогда прежде не встречали. (4)Потом мы рвали яркую калину для букета на комод. (5) В сыроватой низине нашли несколько листьев ландыша, с красной, как пуговица, завязью.
(А. Приставкин)
Задание команде «Умницы»:
Найдите предложение с обособленным несогласованным распространённым определением и напишите его номер.
Ответ: 5
Задание команде «Умники»:
Найдите предложение с обособленным сравнительным оборотом и напишите его номер.
Ответ: 5
Слайд 36Текст№6.
(1)Снег пошел в полдень — легкий, сухой, голубой. (2)Он
отдавал запахом перезревших антоновских яблок, и роте сразу стало легче
идти: ногам сообщалось что- то бодрое и веселое, как при музыке. (3)Капитана по- прежнему отделяли от колонны шесть строевых шагов, но за густой снежной завесой он был теперь почти невидим, и рота — тоже как по команде — принялась добивать на ходу остатки галет — личный трехдневный НЗ. . (4)Они были квадратные, клеклые и пресные, как глина, и капитан скомандовал: (5)«Отставить!» в тот момент, когда двести сорок ртов уже жевали двести сорок галет. (6)Капитан направился к роте стремительным шагом, неся на отлете хворостину. (7)Рота приставила ногу и ждала его, дружная, виноватая и безгласная. (К. Воробьев)
Задание команде «Умницы»:
1 Из предложений 1-4 выпишите номер(а) предложения(ий) с обособленным сравнительным оборотом.
Ответ: 24
2 Выпишите номер предложения с обособленным распространенным обстоятельством.
Ответ: 6
Задание команде «Умники»:
1 Выпишите номер предложения с однородными сказуемыми.
Ответ: 4
2 Выпишите номер(а) предложения(ий) с обособленными однородными определениями.
Ответ: 17
Слайд 371 Задание команде «Умницы»:
В каком предложении есть обособленные члены? (Знаки
препинания не расставлены.)
1) Сквозь редкие ветви деревьев виден был залитый лунным
светом двор.
2) Облака оседая снежными холмами на рёбрах гор летят к западу.
3) Наконец он увидел сворачивающую влево дорогу и на ней ехавшую к развилке машину.
4) Она стояла подбоченясь.
Ответ: 2
Слайд 382Задание команде «Умники»:
В каком предложении нет обособленных членов? (Знаки препинания
не расставлены.)
1) Марья Дмитриевна приняла вид достойный и несколько обиженный.
2) Он постоял
немного вслушиваясь в темноту и улыбнувшись про себя зашагал ещё быстрее.
3) Залитые солнцем стлались за рекой пшеничные нивы.
4) Мальчик сконфуженный покраснел.
Ответ: 1
Слайд 393 Задание команде «Умницы»:
В каком варианте ответа правильно указаны
все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Потом
(1) спрятав перо (2) он задумался (3) слушая шум и шорох волн (4) тяжело несущихся за стеной каюты.
1) 1,2,4 2)2 3) 1,2,3,4 4)3,4
Ответ: 3
Слайд 404 Задание команде «Умники»:
В каком варианте ответа правильно указаны
все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Я
шёл пешком и (I) поражённый прелестью природы (2) поминутно останавливался (3) надеясь запомнить её.
1) 1,3 2)2,3 3) 1,2 4) 1,2,3
Ответ: 4
Слайд 415 Задание команде «Умницы»:
В каком варианте ответа правильно указаны и
объяснены все запятые?
Цепляясь за лесистые вершины гор (1) облака опускались
всё ниже и ниже (2) захватывая ущелья и лощины (3) превращались в непроглядные тучи (4) заволакивающие море дымкой.
1) 1, 2, 3, 4 — выделяются два деепричастных оборота и один причастный
2) 1, 2, 3, 4 - выделяются деепричастные обороты
3) 1, 2, 3 — выделяются деепричастные обороты
4) 2, 3, 4 - выделяются деепричастный и причастный обороты
Ответ: 1
Слайд 426 Задание команде «Умники»:
В каком варианте ответа правильно указаны и
объяснены все запятые?
На ольхе сидит снегирь (1) отбившийся от стаи
(2) и (3) качая чёрным носом (2) сердито поскрипывает.
1) 1, 2, 3,4 - выделяются причастные обороты
2) 1, 2, 3, 4 — выделяются деепричастные обороты
3) 1, 2 — выделяется причастный оборот
4) 1, 2, 3, 4 — выделяются причастный и деепричастный обороты
Ответ: 4
Слайд 437 Задание команде «Умницы»:
В каком варианте ответа правильно указаны все
цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
В глубоких
балках между (1) поросшими редким кустарником (2) обрывами ещё лежат (3) напоминая об ушедшей ночи (4) влажные тени.
1) 3,4 2)2,3 3)1,2,3 4)1,2,3,4
Ответ: 1
Слайд 448 Задание команде «Умники»:
В каком варианте ответа правильно указаны все
цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Моряки (1)
уже давно сидящие за столом (2) и (3) бранившие его за опоздание (4) встретили его преувеличенно любезно (5) друг перед другом щеголяя знанием английского языка.
1) 1,5 2) 1,4,5 3) 1,2,3 4)4
Ответ: 2
Слайд 459Задание команде «Умницы»:
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте
которых в предложении должны стоять запятые.
Каждое утро солнце всходило багровым
шаром и (1) подымаясь выше в безоблачном небе (2) совершало свой круг (3) никому не давая отдохнуть (4) от испепеляющего всё зноя.
Ответ: 123
Слайд 4610 Задание команде «Умники»:
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на
месте которых в предложении должны стоять запятые.
Старые вётлы (1) бросая
(2) через медленно текущую (3) реку на луг длинные густые тени (4) постепенно зарумяниваются (5) покрываясь багрянцем заката.
Ответ: 145