Разделы презентаций


готовность детей к школе

Содержание

«Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь. Став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений» (В.А.Сухомлинский).

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1 готовность детей к школе

готовность детей к школе

Слайд 2«Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь. Став учеником, ребенок

продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в

его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений» (В.А.Сухомлинский).
«Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь. Став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал

Слайд 3Л.С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что

готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе

представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов. По мнению Л.С. Выготского, быть готовым к школьному обучению — значит, прежде всего, обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира.
Л.С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что готовность к школьному обучению заключается не столько

Слайд 4Божович Л.И. выделяет три основные линии, по которым должна вестись

подготовка к школе: 1- это общее развитие (достаточный уровень развития

интеллектуальной сферы) 2-это воспитание умения произвольно управлять собой, своим поведением 3-формирование мотивов, побуждающих к учению
Божович Л.И. выделяет три основные линии, по которым должна вестись подготовка к школе:  1- это общее

Слайд 5Д.Б.Эльконин, обсуждая проблему готовности к школе, на первое место ставил

сформированность психологических предпосылок овладения учебной деятельностью. К наиболее важным предпосылкам

он относил: 1.умение ребенка подчинять свои действия правилу 2.умение ребенка ориентироваться на систему правил в работе 3.умение слушать и выполнять инструкции взрослого, умение работать по образцу
Д.Б.Эльконин, обсуждая проблему готовности к школе, на первое место ставил сформированность психологических предпосылок овладения учебной деятельностью. К

Слайд 6Н.Г. Салмина в качестве основных показателей психологической готовности к школе

выделяет: 1. произвольность как одну из предпосылок учебной деятельности; 2. уровень сформированности

семиотической функции; 3. личностные характеристики, включающие особенности общения (умение совместно действовать для решения поставленных задач), развитие эмоциональной сферы и др.
Н.Г. Салмина в качестве основных показателей психологической готовности к школе выделяет: 1. произвольность как одну из предпосылок

Слайд 7Во всех исследованиях, несмотря на различие подходов, признается факт, что

эффективным школьное обучение будет только в том случае, если ребенок

обладает необходимыми и достаточными для начального этапа качествами, которые затем в учебном процессе развиваются и совершенствуются. Психологическая готовность к школе – это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в группе сверстников
Во всех исследованиях, несмотря на различие подходов, признается факт, что эффективным школьное обучение будет только в том

Слайд 9  
Предпосылками личностных УУД являются:
умение осознавать свои возможности, умения, качества, переживания;
умение

соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами и моральными

нормами;
умение ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях;
формирование познавательной и социальной мотивации;
формирование адекватной самооценки;
формирование умения прийти на помощь другу, герою сказки и т.п.;
формирование способности учитывать чужую точку зрения;
воспитывать нравственные ориентиры (любовь к близким, малой родине, уважение к старшим, бережное отношение ко всему живому и т.п.)

  Предпосылками личностных УУД являются:умение осознавать свои возможности, умения, качества, переживания;умение соотносить поступки и события с

Слайд 10  
Предпосылками регулятивных УУД являются:
умение осуществлять действие по образцу и заданному

правилу;
умение сохранять заданную цель;
умение видеть указанную ошибку и исправлять ее

по указанию взрослого;
умение планировать свое действие в соответствии с конкретной задачей;
умение контролировать свою деятельность по результату;
умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника;
умение работать по инструкции взрослого;
умение удерживать задачу на протяжении всего времени выполнения задания;
готовность выбирать для себя род занятий из предложенных на выбор;
умение удерживать внимание, слушая короткий текст, который читает взрослый, или рассматривая репродукцию;
умение правильно держать орудия письма и инструменты (карандаш, ручка, рамка, лупа и т.п.) – сформированность мелкой моторики рук.

  Предпосылками регулятивных УУД являются:умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;умение сохранять заданную цель;умение видеть

Слайд 11  
Предпосылками познавательных УУД являются:
навыки сформированности сенсорных эталонов;
ориентировка в пространстве и времени;
умение

применять правила и пользоваться инструкциями;
умение (при помощи взрослого) создавать алгоритмы

действий при решении поставленных задач;
умение узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности.
умение осуществлять классификацию и сериацию на конкретном предметном материале;
умение выделять существенные признаки объектов;
умение устанавливать аналогии на предметном материале;
умение моделировать (выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.);
умение производить знаково-символические действия, кодирование, декодирование предметов;
умение производить анализ и синтез объектов;
умение устанавливать причинно-следственные связи.
ориентировка в пространстве и времени;
умение применять правила и пользоваться инструкциями;
умение ориентироваться в книге;
умение листать книгу вперёд-назад с определённой целью;
умение находить нужную страницу;
умение ориентироваться по условным обозначениям в книге;
умение работать по иллюстрации (рассмотрение иллюстрации с разными задачами: оценка смысла всей иллюстрации или её части, поиск нужных частей иллюстрации, нужных героев, предметов и т.п.);
умение пользоваться простейшими инструментами.

  Предпосылками познавательных УУД являются:навыки сформированности сенсорных эталонов;ориентировка в пространстве и времени;умение применять правила и пользоваться инструкциями;умение

Слайд 12  
Предпосылками коммуникативных УУД являются:
потребность ребенка в общении с взрослыми и сверстниками;
владение определенными

вербальными и невербальными средствами общения;
строить монологичное высказывание и диалоговую речь;
желательно

эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества;
ориентация на партнера по общению;
умение слушать собеседника.
умение ставить вопросы; обращаться за помощью;
предлагать помощь и сотрудничество;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
формулировать собственное мнение и позицию;
строить понятные для партнёра высказывания;
 

  Предпосылками коммуникативных УУД являются:потребность ребенка в общении с взрослыми и сверстниками;владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;строить

Слайд 13Психологическая готовность к школе

Психологическая готовность к школе

Слайд 14




 

Возраст 6 – 7 лет относится к периоду первого детства, охватывающему возрастной диапазон 4 – 7 лет. В эту пору ребенок растет «не по дням, а по часам»: на шестом и седьмом году годичные прибавки роста составляют 8 – 10 см, а веса тела – 2,2 – 2,5 кг. Интересно, что в зимние месяцы многие дети мало растут и прибавляют в весе, зато летом так быстро вытягиваются, что в сентябре их просто не узнать. В этом же возрасте происходит первое изменение пропорций тела. Большеголовый и относительно коротконогий человечек с большим туловищем превращается к 6 – 7 годам в гармонично сложенного мальчика или девочку, у которых соотношение головы и туловища почти такое же, как у взрослых. И если до этого мальчики и девочки почти не различались по размерам и форме тела, то в 6 – 7 лет ситуация начинает меняться. В 6 – 7 лет интенсивно идет развитие опорно-двигательной системы. Не закончены в этом возрасте рост и формирование костей скелета. К 6 – 7 годам еще слабо развиты мелкие мышцы рук, не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев. Еще несовершенна нервная регуляция движений.


Слайд 15




 

Движения, достаточная двигательная активность необходимы дошкольнику не только для нормального развития, здоровья, но и для формирования его личности. Возраст 6 – 7 лет – период интенсивного развития мозга. Рассматривая особенности развития мозга дошкольника, американский психолог и врач Глен Доман замечает: «Природа создала свое самое чудесное изобретение – человеческий мозг – таким образом, что в течение первых шести лет жизни он поглощает информацию с поразительной быстротой. В эти годы ребенок фактически является накопителем информации, которая пригодится ему в течение всей жизни, а размеры этого «накопителя» мы себе едва представляем. Ведущую роль в развитии ребенка до школы играет речь. В течение всего периода дошкольного детства идет накопление словарного запаса (в 6 – 7 лет запас слов ребенка от 3 до 7 тысяч). За год до школы ребенок уже может осознанно анализировать речь и звучащие буквы, очень любит играть в слова, подбирать слова-ассоциации, рифмовать, придумывать новые слова.


Слайд 16




 

При правильном воспитании и отсутствии органических нарушений к 6 годам дети должны четко произносить все звуки, правильно строить предложения, уметь с выражением прочитать стихотворение, рассказать сказку, описать картинку или серию картинок, связать начало, продолжение и конец рассказа, сказки. Основной формой речевого общения 6 – 7 летних детей является диалог. Дошкольник активно общается не только со взрослыми но и со сверстниками. Наряду с функцией общения в 6 – летнем возрасте речь выполняет и очень специфическую функцию регуляции деятельности. Это так называемая внутренняя речь.


Слайд 17




 

Ребенок учится словами планировать свое действие («Сейчас я сделаю это и это…»), словами оценивать его («Так …ой, не получилось»), вносить коррективы («Нужно вот так … нет, лучше так…»).   Формирование произвольного внимания начинается с того, что взрослый с помощью слова, жеста, игрушки или других воздействий заинтересовывает ребенка. В дальнейшем он сам учится организовывать свое внимание. Ребенок 6 – 7 лет может быть внимателен длительное время в привлекательной, эмоционально значимой ситуации, но с трудом сосредоточивается при выполнении неинтересной работы. Одна из самых острых проблем работы с детьми 6 – 7 лет – трудность концентрации внимания. Дети могут уже по словесной инструкции направлять внимание на нужный объект и его свойства, на организацию определенной деятельности. Но объем и уровень такого внимания, а также способность к его распределению еще очень низки. Лишь к 9 – 10 годам


Слайд 18




 

произойдет резкое изменение, и тогда дети смогут работать достаточно длительно, сосредоточенно, без отвлечений и ошибок. В процессе деятельности ребенку часто приходится переключать внимание. Скорость переключения внимания в 6 – 7 лет еще невысокая, да и изменение ситуации ребенок замечает не сразу. Не следует забывать еще об одной особенности детей 6 – 7 лет – о трудности распределения внимания между разными видами деятельности. Организуя занятия, педагоги часто пытаются использовать задания, требующие быстрой смены одного вида деятельности на другой, не учитывая трудности переключения внимания. Еще сложнее ребенку, когда его вынуждают одновременно выполнять два разных действия.


Слайд 19




 

Кратковременная память – часть рабочей памяти. По-видимому, рабочая память тесно связана с вниманием. В процессе развития у ребенка растет объем слуховой кратковременной памяти. Трехлетний ребенок запоминает 3 слова, семилетний – 5, а взрослый – от 7 до 9 слов. Однако объем кратковременной памяти у взрослых не больше, чем у детей. Процессы забывания также сходны у детей и взрослых, различаются лишь способы запоминания и воспроизведения материала. Память у ребенка непроизвольна, и непроизвольная память преобладает у детей 6 – 7 лет. У ребенка 6 – 7 лет произвольное запоминание приближается по своей продуктивности к непроизвольному. Значительно снижают память болезни, переутомление и перенапряжение, отрицательные эмоции. Ребенка нельзя заставлять что-то запомнить, принуждение и недовольство взрослых только затрудняют процесс запоминания.


Слайд 20




 

Восприятие, внимание, память – все эти познавательные процессы совершенствуются в период дошкольного развития, и вместе с ними совершенствуется мышление ребенка. В дошкольном возрасте мышление ребенка вступает в новую фазу развития: происходит не только увеличение круга представлений и расширение умственного кругозора, но и перестройка самой умственной деятельности. При правильной организации воспитательной работы дошкольник начинает понимать причинно-следственные отношения между наблюдаемыми явлениями и рассуждать о них, не впадая в противоречия. Развитие мышления тесно связано с развитием других познавательных процессов. В период дошкольного детства совершается переход от наглядно-действенного мышления (свойственно детям 3 – 4 лет) к наглядно-образному (5 – 6 лет) и словесному (6 – 7 лет). Наглядно-образное мышление переходит и на более высокую ступень, к наглядно-схематическому мышлению, когда ребенок 6 – 7 лет оперирует не только конкретными образами, но и способен сам нарисовать простую схему, может использовать схему при работе с конструктором.


Слайд 21




 

К 7 годам у детей формируется эмоциональная децентрация (умение ребенка отойти от своей эгоцентрической позиции, в способности к изменению своей точки зрения в результате столкновения, сопоставления и интеграции с позициями, отличными от собственной) Дети 6 – 7 лет хорошо запоминают лица, события, места, но им еще трудно расположить их на временной оси. Хотя, кажется, что многие малыши уже в 3 года понимают, что такое время, однако реально такие слова, как «позавчера», «вчера», «завтра», «послезавтра» становятся осмысленными для них только к 6-летнему возрасту.


Слайд 22




 

Формирование личности ребенка  Дошкольное детство – это один из возрастных периодов, в котором происходит психологические изменения, решающие для формирования личности. Можем ли мы считать личностью 6 – 7 летнего ребенка? Скорее да, но личностью развивающейся. По А.Н. Леонтьеву, личность рождается дважды. В первый раз, когда трехлетний малыш произносит революционное «Я сам!», и второй – когда возникает сознательная личность. Собственное «Я» возникает, прежде всего, в общении ребенка с окружающими людьми – взрослыми и сверстниками. Причем формы общения с возрастом изменяются, а взрослые, порой, не зная или не замечая этого, относятся к 6 – 7 летнему сыну (дочери) как к маленькому. Непосредственно-эмоциональное общение (потребность во внимании, доброжелательном отношении, поддержке, улыбке) возникает с момента рождения, и необходимость в нем всегда сильна. Ребенок 6 – 7 лет остро реагирует на любое невнимание взрослых, на негативную оценку. Ему очень хочется быть хорошим. Кстати, дети, окруженные добрым и чутким


Слайд 23




 

отношением взрослых, не скупящихся на улыбку и поддержку, вырастают более активными, самостоятельными. А дети, растущие в строгих запретах, окриках и особенно противоречивых требованиях, забиты, скованны, нередко агрессивны, неинициативны. В 6 – 7 лет необходимо и познавательное общение, которое становится особенно интенсивным. Дети готовы расспрашивать обо всем, им все интересно, но взрослые часто отмахиваются от бесконечных вопросов, заглушая стремление к познавательному общению. Но бывает и другая крайность: пользуясь интересом ребенка, взрослые вводят его в мир сложнейших научных понятий, и, хотя они недоступны его пониманию, он может с успехом пересказывать услышанные фразы, создавая иллюзию глубокого проникновения в проблему.


Слайд 24




 

Личностное общение позволяет ребенку реализовать потребность в сопереживании, взаимопонимании, обсудить со взрослым и сверстником свое состояние, высказать свои симпатии и антипатии. Дети 6 – 7 лет достаточно самостоятельны, они уже не так, как малыши, зависят от взрослых, могут элементарно обслужить себя, прибрать за собой. Психологическое развитие и становление личности тесно связаны с самосознанием, которое наиболее явно проявляется в самооценке. Именно осознание своего «Я», своих достоинств и недостатков ведет к формированию самооценки. Однако ребенок 6 – 7 лет еще не способен адекватно оценить себя и почти всегда оценка зависит от мнения о нем взрослых. К сожалению, запутанность и противоречивость требований часто порождает очень низкую самооценку даже в тех случаях, когда причин для этого нет. Постоянная неудовлетворенность собой, неверие в свои силы, в возможный успех очень быстро приводят к апатии, нежеланию стараться, а неадекватность и противоречивость требований могут вызвать раздражительность, неустойчивость настроения и даже агрессивность.


Слайд 25




 

Мотивы, движущие поведением детей 6 – 7 лет, разнообразны. Это мотивы, связанные с повышенным интересом к миру взрослых, к их профессиональной деятельности, чувствам. Дошкольники стремятся выработать, установить положительные взаимоотношения со взрослыми и очень чувствительны к их требованиям и правилам. Поэтому требования взрослых должны быть адекватны возможностям детей. В числе мотивов деятельности детей – мотивы личных достижений, самоутверждения. Они, безусловно, свойственны не всем детям, но значительная часть дошкольников стремится стать «первыми», «главными». Эти мотивы четко проявляются в играх с правилами, в соревнованиях. Познавательные мотивы во многом определяют развитие дошкольников. Принцип «хочу знать все обо всем» - это принцип их жизни. Ребенок 6 – 7 лет с удовольствием играет и учится читать, сочиняет сказки и рисует, лепит и строит.


Слайд 26




 

ВОЗРАСТНЫЕ НОРМЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 7 ЛЕТ
Мотивационная готовность к школе
Сформированность устойчивого познавательного, эмоционального и социального мотивов.
Память
Зрительная образная: объем — 7-8 предметов. Слуховая образная — 7 звуков. Слуховая вербальная — 7-8 слов. Тактильная — 7 предметов. Словесно-логическая. Произвольность памяти.
Внимание
Объем — 7-8 предметов. Устойчивость — 25-30 минут.
Концентрация: нахождение известного изображения, имеющего до 5 мелких деталей при высокой плотности штриховки.
Умение видеть двойственные изображения.
Воображение
Творческое: способность изменять сюжет сказки, сочинять свои сказки с использованием выдуманных персонажей, умение преобразовывать один предмет в другой в процессе манипуляции с различными материа­лами, придумывание различных игровых сюжетов.
Интеллектуальная сфера
Анализ
Умение устанавливать причинно-следственные связи.
Умение находить решение проблемных ситуаций.




Слайд 27




 


Умение формулировать позиции различных персонажей в литературном произведении.
Умение выстраивать аргументацию к своей позиции с учетом контраргументов.
Выполнение заданий: «найди девятое», «логические цепочки» по 3 и более признакам.
Исключение на основе всех изученных обобщений.
Зрительный синтез
Способность составить целое из 9 частей без образца, из 12 частей — со зрительной опорой на образец
Сравнение предметов на основе представлений Ребенок должен уметь выделять 10 сходств и 10 отличий, в том числе существенные признаки
Обобщение
Ребенок должен уметь выполнять обобщения 1 и 2 порядка:
Выполнение операции конкретизации на осно­ве всех имеющихся обобщений.
Выполнение сериации по всем свойствам предметов.
Умение выстраивать серию из 8-10 последова­тельных картинок.
Выполнение операции классификации по существенным признакам.





Слайд 28




 


Волевая сфера
Способность принимать и удерживать 5 и более правил в игровой и учебной ситуации.
Сформированное итогового и пошагового самоконтроля.
Умение планировать свою деятельность.
Умение действовать в соответствии с социальной ролью.
Личностная сфера
Умение критически относиться к своим поступкам.
Появление элементов рефлексии, устойчивой самооценки.
Новообразования
Внутренний план действий.
Произвольность всех психических процессов.
Возникновение соподчинения мотивов.
Самосознание. Обобщенное и внеситуативное отношение к себе.
Возникновение первой целостной картины мира.
Появление учебно-познавательного мотива.



Слайд 29




 

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика