Слайд 1ГОУ ВПО УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ-УПИ
ИНСТИТУТ ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И БЕЗОПАСНОСТИ
УЧЕБНЫЙ ВОЕННЫЙ ЦЕНТР
г. Екатеринбург – 2008 г.
ВОЕННАЯ
КАФЕДРА ПРОТИВОВОЗДУШНОЙ обороны ВВС
Дисциплина:
«Конструкция бронетанкового вооружения и техники»
УЧЕБНЫЙ ВОЕННЫЙ ЦЕНТР
ОТДЕЛ СУХОПУТНЫХ ВОЙСК
г. Екатеринбург – 2011 г.
Слайд 2ВАРИАНТЫ:
1. Порядок приведение аккумуляторных батарей в рабочее состояние.
2. Схема соединения
и включения АБ в бортовую сеть (Для 6 СТ140Р).
3. Способы
заряда аккумуляторных батарей.
Слайд 3
Тема №11
«Источники электрической энергии»
Занятие № 28
«Техническое обслуживание
АБ»
Слайд 4Учебные вопросы:
1. Контрольно-тренировочный цикл.
2. Объём и порядок выполнения работ
по техническому обслуживанию АБ в танке и вне его.
3. Учет
работы батарей и порядок их списания.
Слайд 5ВОПРОС № 1.
Контрольно-тренировочный цикл.
Слайд 6 Контрольно-тренировочный цикл (КТЦ).
Контрольно-тренировочный
цикл (КТЦ) представляет собой один из видов обслуживания и проверки
технического состояния аккумуляторных батарей, целью которого являются:
удаление с электродов кристаллов сульфата свинца;
выявление отстающих (наихудших) аккумуляторов и их исправление;
проверки отдаваемой емкости.
КТЦ проводится всем аккумуляторным батареям, приведенным в рабочее состояние. Батареям типа 6СТЭН-140М и 6СТ-140Р – один раз в 12 месяцев. Батареям 12СТ-85Р – один раз в 9 месяцев. Батареям 12СТС-85АС – один раз в 6 месяцев.
Кроме того, КТЦ проводится всем батареям, поступившим в часть вместе с машинами.
КТЦ включает в себя:
предварительный полный заряд батарей;
контрольный (тренировочный) разряд;
окончательный полный заряд.
Слайд 7Величина разрядного тока для аккумуляторных батарей при
проведении контрольно-тренировочного цикла
ТАБЛИЦА 1
Слайд 81.1. Предварительный полный заряд
Предварительный полный заряд АБ проводится зарядным током
постоянной величины до появления признаков конца заряда с последующей корректировкой
(при необходимости) плотности электролита.
После корректировки плотность электролита, приведенная к 25ºС должна соответствовать плотности, указанной в таблиц 1. Уровень электролита через 1 час после окончания заряда необходимо установить 10-12 мм, для аккумуляторных батарей 12СТС-85АС – 15-20 мм выше предохранительного щитка.
Слайд 91.2. Контрольный (тренировочный) разряд
Контрольный разряд проводится для определения фактической емкости
батарей. Емкость аккумуляторной батареи может быть определена при разрядах токами
указанными в таблице 1. Для определения емкости стартерных батарей используются токи 10 часовой режим разряда.
Величина зарядного тока должна поддерживаться постоянной в течение всего времени разряда АБ.
Перед началом контрольного разряда температура электролита должна быть 18-27ºС.
Контрольный разряд заканчивается в момент снижения напряжения до 1,7 В на первом вышедшем аккумуляторе в батареи.
Замер напряжения аккумуляторов и температуры электролита производится в среднем аккумуляторе батареи при включении на разряд, затем через каждые 2 часа.
При снижении напряжения на одном из аккумуляторов до 1,85В замеры напряжения необходимо проводить через каждые 15 минут, а при снижении напряжения до 1,75В аккумулятор контролировать непрерывно, чтобы уловить конец разряда. Как только на указанном аккумуляторе напряжение упадет до 1,7 В, следует немедленно отключить батарею от разрядной цепи, измерить напряжение всех аккумуляторов на оставшихся в группе батареях и при необходимости восстановить величину разрядного тока для оставшихся в группе батарей.
Слайд 10При контрольном разряде необходимо записывать:
время включения батарей и разряд –
(час, мин);
начальную температуру электролита – (tн);
время окончания разряда - (час,
мин);
конечную температуру электролита – (tк).
Подсчет емкости, которую отдала аккумуляторная батарея производится по таблице 15, предварительно определив среднюю температуру электролита tср по формуле:
,
Фактическая емкость, отдаваемая при контрольном разряде, может быть как меньше, так и больше номинальной. Если емкость, отданная аккумуляторной батареей при контрольном разряде, составляет не менее 70% от номинальной, то такая батарея считается пригодной к дальнейшей эксплуатации, ее необходимо зарядить и сдать в эксплуатацию.
Слайд 11Танковые аккумуляторные батареи, не отрабатывающие гарантийный срок и отдавшие при
контрольном разряде менее 100% от емкости, указанной в таблице 1,
подвергают повторному КТЦ. Перед вторым контрольным разрядом в аккумуляторах батарей необходимо установить плотность электролита 1,28±0,01 г/см³, независимо от климатической зоны эксплуатации.
При втором контрольном разряде (до окончания гарантийного срока службы) батареи должны отдавать не менее 90% от емкости.
Так как полный предварительный заряд и последующий контрольный разряд снижают вероятность сульфатации, то контрольный разряд зачастую именуют как тренировочный.
Слайд 121.3. Окончательный полный заряд
После контрольного разряда батареи необходимо зарядить токами,
указанными в таблице 1. Между окончанием разряда и началом заряда
допускается перерыв не более 12 часов во избежание сульфатации электролитов.
Допускается проводить заряд при постоянном напряжении, при температуре не ниже минус 5ºС
Напряжение источника тока для заряда батарей должно соответствовать значениям, указанным в таблице 2.
Слайд 13ВОПРОС № 2.
Объём и порядок выполнения работ по техническому
обслуживанию АБ
в танке и вне его.
Слайд 142.1. Объем и порядок выполнения работ по техническому обслуживанию АБ
в танке.
Проверка АБ на отсутствие утечки тока.
Отсутствие утечки
тока проверяют по показанию вольтамперметра при не работающем двигателе и выключенных выключателе батарей (ВБ) и потребителях.
Слайд 15
Проверка состояния АБ по величине ЭДС. (Е)
Проверяется при включенном
ВБ и выключенных потребителях.
Е > 24В, если меньше - батареи разряжены.
Слайд 16Проверка состояния АБ по величине падения напряжения при прокручивании КВД
стартером без подачи топлива.
Показания вольтамперметра для АБ
6СТ-140МР
16 - 17 В летом;
14 - 15 В зимой.
летом
зимой
Слайд 17Проверка степени заряженности АБ по величине зарядного тока. Если через
15 минут работы двигателя на эксплуатационных оборотах, величина зарядного
тока равна:
до 20А - АБ полностью заряжена;
если зарядный ток 50 - 100 А - разряжены до предела;
если зарядочный ток более 100А - АБ разряжены сверх допустимого предела.
величине зарядного тока
Слайд 182.2. Объем и порядок выполнения работ по техническому обслуживанию АБ
вне танка.
Данная проверка заключается в определении состояния АБ наружным осмотром,
определении уровня электролита, плотности электролита, ЭДС каждого аккумулятора, утечки тока.
Порядок проверка технического состояния аккумуляторных батарей вне танка:
1. Произвести наружный осмотр АБ.
2. Проверить уровень электролита.
3. Проверить плотность электролита.
4. Проверить ЭДС на каждом аккумуляторе.
5. Проверить напряжение на каждом аккумуляторе.
6. Проверить наличие саморазряда на АБ.
7. Измерить температуру электролита.
8. Расчитать степень разряженности каждого аккумулятора.
9. Сделать вывод о техническом состоянии АБ.
Слайд 192.2.1. Наружным осмотром определить:
состояние крышки и мастики;
целостность ящика, выводных
зажимов,
межаккумуляторных соединений, покраски;
чистота вентиляционных отверстий.
2.2.2. Проверить уровень электролита.
Уровень
электролита над предохранитель щитком должен быть 10-12 мм. Доливается только дисцилированная вода (электролит добавляется только тогда, когда было его выливание).
Порядок проверки:
Снять пробку заливного отверстия и погрузить уравномерную трубку в электролит до упора в предохранительный щиток аккумулятора. Зажать пальцем верхний конец трубки и приподнять её, определить визуально высоту столбика электролита в трубке.
Рис.1. Определение уровня электролита в аккумуляторе:
1 - электролит;
2 - заливное отверстие;
3 - стеклянная трубка;
4 - предохранительный щиток аккумулятора
Слайд 202.2.3. Проверить плотность электролита.
Плотность электролита определяется с помощью денсиметра с
целью контроля степени заряженности аккумулятора. Измеренная плотность приводится к температуре
+ 25º С в соответствии с таблицей поправок (поправка +0.01 г/см³ вводится на каждые 15 º С (отличия от температуры + 25º С).
Порядок проверки:
Для определения температуры электролита необходимо погрузить термометр в электролит и по его шкале произвести отсчет. После определения температуры электролита определить его плотность с помощью ареометра. Для этого необходимо сжать рукой резиновую грушу ареометра, опустить конец заборной трубки в электролит и постепенно отпустить грушу. Когда денсиметр всплывет, по его шкале определить плотность электролита в аккумуляторе.
Рис. 2. Определение плотности электролита:
1 - электролит; 2 - заливное отверстие; 3 - стеклянный цилиндр; 4 - резиновая груша; 5 - шкала денсиметра (поплавка); 6 - денсиметр (поплавок); 7 - заборная трубка;
8 - предохранительный щиток аккумулятора
Слайд 212.2.4. Проверить ЭДС на каждом аккумуляторе.
Электродвижущая сила (ЭДС) определяется
с целью сравнения Е расч. с Е зам.
Определяется с помощью нагрузочной вилки.
Значительная разница этих величин будет являться признаком неисправности (КЗ) внутри аккумулятора.
Порядок проверки:
Для проверки прижать концы проводов переносного вольтметра к разноименным выводам аккумулятора и определить величину ЭДС по показаниям прибора.
Рис.3. Пробник Э107 аккумуляторной батареи:
1 - гибкий проводник; 2 - вольтметр; 3 - корпус; 4 - нагрузочные резисторы; 5 - контактная ножка положительного вывода батареи; 6 - контактная гайка подсоединения резисторов; 7 - ручка; 8 - щуп отрицательного вывода батареи
Слайд 222.2.5. Проверить напряжение на каждом аккумуляторе.
Напряжение определяется с целью проверки
работоспособности аккумулятора и выявления неисправности. Определяется с помощью нагрузочной вилки.
Если при замере в течении 5 с напряжение 1.7 - 1.8 В - аккумулятор работоспособен, если напряжение 1.4 - 1.5 В, или плывет - аккумулятор засульфатирован.
Порядок проверки:
Подключить нагрузку к нагрузочной вилке, для этого завернуть винтовой барашек с боку нагрузочной вилки до конца. С помощью нагрузочной вилки проверить напряжение в каждом аккумуляторе АБ, для этого нагрузочную вилку поочередно приложить к выводным борнам аккумуляторов, обеспечив плотный контакт концов нагрузочной вилки с выводными борнами в течении 5 с. Определить величину падения напряжения по вольтметру нагрузочной вилки.
Слайд 232.2.6. Проверить наличие саморазряда на АБ.
Утечка тока проверяется с
целью предупреждения повышенного саморазряда, обусловленного загрязнением поверхности аккумулятора токопроводящей пленкой
электролита. Утечка НЕ допускается. Проверяется переносным вольтметром.
Порядок проверки:
Для этого одним проводом переносного вольтметра водить по поверхности мастики или корпусу батареи, а специальный вывод - прижать к выводному полюсу «+» АБ. При наличии саморазряда, который определяется по отклонению стрелки на переносном вольтметре, обработать поверхность АБ 10 раствором кальцинированной соды или 5 раствором нашатырного спирта.
Рис. 4. Проверка наличия саморазряда
Рис. 5. Нейтрализация поверхности батареи
(пробки аккумуляторов должны быть ввернуты)
Слайд 242.2.7. Измерить температуру электролита.
Порядок проверки:
Открутить пробку на среднем аккумуляторе АБ
и вставить в отверстие ртутный термометр, через 1 минуту посмотреть
показания шкалы термометра, не вынимая его из аккумулятора. Вынуть термометр, протереть и уложить на штатное место.
Слайд 25К А Р Т О Ч К А
результатов проверки технического
состояния аккумуляторной батареи
Марка _____________ номер ______________ завод-изготовитель ______________
год и
месяц изготовления ____________ год и месяц установки на танк ___________
Слайд 26Возможные варианты решений при проведении диагностирования АБ
1. Аккумуляторную батарею сдать
на зарядную станцию для подзарядки, если хотя бы один аккумулятор
разряжен на 25% в зимних условиях эксплуатации и на 50% в летних условиях эксплуатации.
2. Батарею сдать в ремонт, если хотя бы один аккумулятор имеет короткозамкнутые электроды (пластины).
3. Батарею сдать в ремонт, если имеют место механические повреждения, не устраняемые силами экипажа (повреждение и износ полюсных выводов и перемычек; трещины в заливочной мастике и ее отслоение; трещины моноблоков, баков и крышек аккумуляторов; разрушение деревянного ящика батареи и т.д.).
4. Батарею обслужить в следующем объеме: долить дистиллированную воду, прочистить вентиляционные отверстия, удалить пыль, обработать 10% раствором кальцинированной соды (нашатырного спирта) поверхность мастики, подкрасить кислотостойким лаком деревянный ящик, зачистить полюсные выводы наждачной шкуркой и смазать их техническим вазелином и т.д. (мелкие, устранимые экипажем недостатки).
5. Кроме того, танковые аккумуляторные батареи подлежат сдаче на зарядку независимо от их степени разряженности (ежемесячно, осенью и весной) и сдаче на контрольно-тренировочный цикл (КТЦ) через 9 и 12 месяцев в зависимости от марки батарей и при поступлении их в часть вместе с машиной.
Слайд 27ВОПРОС № 3.
Учет работы батарей и порядок их списания.
Слайд 28Учет автомобильных и танковых аккумуляторных батарей в службе воинской части
организуют начальники автомобильной, бронетанковой служб в соответствии с требованиями приказов
Министра обороны 1979 г. № 260 и 1992 г. № 28.
На них также возлагается руководство по учету, осуществление контроля за состоянием и сохранностью аккумуляторных батарей на складе, в подразделениях и аккумуляторной части.
3.1. Учет работы аккумуляторных батарей
Слайд 29Аккумуляторные батареи, полученные со склада довольствующей службы, приходуются на складе
и в службе воинской части по «Карточкам учета категоричных материальных
средств» (форма 43, приказ МО 1979 г. № 260).
С целью контроля, за наличием, состоянием, своевременностью освежения и списания, общий учет батарей ведется в автомобильной, бронетанковой службе части (лицом, ответственным за автомобильную, бронетанковую технику в частях сокращенного состава, кадра, базах, учреждениях и др.) по «Книге учета технического состояния аккумуляторных батарей» (форма 35, приказ МО 1979 г. № 260).
Слайд 30При этом каждой аккумуляторной батарее приписывается порядковый номер, который набивается
на перемычке батареи.
После получения аккумуляторных батарей со склада воинской части
командир подразделения записывает в паспорт (формуляр) машины (агрегата) (в разделе XII, п.п. 1—5) их марку, номер, год выпуска и дату установки на машину.
Во втором разделе формуляра записываются:
марка АБ, номер, год, месяц выпуска, дата установки на машину (сроки приведения в рабочее состояние). Время работы на машине учитывается по счетчику моточасов двигателя танка.
В девятом разделе формуляра машины записываются:
даты зарядки АБ на зарядной станции, проведения КТЦ и ремонта.
Слайд 313.2. Порядок списания аккумуляторных батарей.
Списание аккумуляторных батарей,
выработавших амортизационные сроки, осуществляется в соответствии с требованиями приказов
МО 1985 г. №300 и 1989 №Z190. Право на списание автомобильных батарей предоставляется начальнику автомобильной службы округа по ходатайству, командиров соединений и частей, а аккумуляторных батарей на бронетанковую технику Начальнику вооружения - заместителю командующего округа по вооружению по согласованию с начальником бронетанковой службы.
Аккумуляторные батареи, по истечению сроков службы, списываются по «Акту изменения качественного состояния» (форма 13, приказ МО 1979 г. № 260) Приложение 9, а в случае досрочного выхода из строя по инспекторскому свидетельству на основании заключения комиссии воинской части. В состав комиссии обязательно включается начальник финансовой службы части.
Слайд 32Нормы наработки (сроки службы) аккумуляторных батарей снижаются:
на 50 % -
в очень холодном климатическом районе;
на 20 % - в холодном
климатическом районе;
на 15 % - в очень жарком сухом и жарком сухом климатических районах;
на 10 % - при использовании на машинах аэродромного обслуживания и входящих в комплекс вооружения и обеспечивающих боевое дежурство.
Слайд 331. Списанию подлежат АКБ по истечении их срока службы (выработке
норм наработки) при условии, что фактически отдаваемая ими емкость при
контрольном разряде составит менее 50 % от номинальной. Аккумуляторные батареи, фактическая емкость которых превышает 50 % от номинальной, подлежат дальнейшему использованию.
2. Разрешение (акт на списание или инспекторское свидетельство) на выбраковку и списание аккумуляторных батарей, пришедших в негодность в процессе эксплуатации, дается в установленном порядке командиром соединения на основании заключения комиссии, назначенной командиром части.
3. Акт-рекламация составляется и считается действительным только в случаях:
если дефект или несоответствие батарей ГОСТ или ТУ обнаружены в течение гарантийного срока службы;
если были соблюдены правила приведения батарей в рабочее состояние, правила хранения и эксплуатации;
если батареи не имеют механических повреждений и не подвергались вскрытию.
Слайд 34Определение фактического состояния аккумуляторов производится согласно требованиям «Руководства по свинцово-стартерным
АБ», изд. 1983 г. При этом оценка состояния батареи должна
быть направлена на продление срока их службы.
Выработка норм наработки батарей не может являться основанием для их списания, если они пригодны для дальнейшего использования.
Списанию подлежат аккумуляторные батареи по истечению их срока службы при условии, что фактическая емкость списываемых батарей при контрольном разряде составит менее 50% от номинальной. При этом председатель и члены комиссии, подписавшие акт на списание батарей, а также лица, утвердившего его, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Слайд 35Списание аккумуляторных батарей производится после выработки установленных сроков службы по
заключению комиссии воинской части:
танковых - заместителем командующего войсками округа
по вооружению, по согласованию с начальником бронетанковой службы;
автомобильных – начальником автомобильной службы округа.
Поэтому одной из основных обязанностей должностных лиц и личного состава является бережливое отношение к батареям, организация их правильной эксплуатации, своевременного обслуживания и ремонта (Директивы МО РФ Д-72 и ГК СВ № 465/2/747 от 1993 г.)
После получения акта на списание батарей, они исключаются из учета, снимаются с машины или с хранения и сдаются на склад довольствующей службы.
Слайд 36III. Заключительная часть.
Ответить на вопросы обучаемых.
Подвести итог занятия.
Дать задание на
самопоподготовку:
«Танк Т-72. ТО и ИЭ». Книга
2, часть Москва, Воениздат, 1989 г.- с. 8 - 12.
«Стартерные свинцово-кислотные АБ» Руководство В/ч 1983г. с. 3-41