Разделы презентаций


Говорение

Содержание

Характеристика говорения Говорение, или экспрессивная речь — сложный многогран-ный процесс, позволяющий осуществлять вместе с аудированием устное вербальное общение.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Петухова а.
Петухова п.
Кафтанюк у.
Мотыгина а.
Ладнева м.
Арбатский д.
Стрелков а.
Говорение.

Петухова а.Петухова п.Кафтанюк у.Мотыгина а.Ладнева м.Арбатский д.Стрелков а.Говорение.

Слайд 2Характеристика говорения
Говорение, или экспрессивная речь — сложный многогран-ный процесс, позволяющий

осуществлять вместе с аудированием устное вербальное общение.

Характеристика говорения 	Говорение, или экспрессивная речь — сложный многогран-ный процесс, позволяющий осуществлять вместе с аудированием устное вербальное

Слайд 3 Говорение как вид речевой деятельности характеризуется следующими важнейшими параметрами:
мотив –

потребность или необходимость высказаться;
цель и функции – характер воздействия на

партнера, способ самовыражения;

предмет – своя или чужая мысль;

структура – действия и операции;

механизмы – осмысление, предвосхищение, комбинирование;

средства – языковой и речевой материал;

речевой продукт – типы диалогов, монологических высказываний;

условия – речевые ситуации.

Говорение как вид речевой деятельности характеризуется следующими важнейшими параметрами:мотив – потребность или необходимость высказаться;цель и функции –

Слайд 4 В.М. Филатов выделяет следующие специфические признаки говорения как вида речевой

деятельности:

- говорение всегда целенаправленно, так как высказывание преследует какую-либо цель;
-

говорение всегда мотивированно. В методике обучения иноязычному общению следует говорить о коммуникативной мотивации;

- говорение – это всегда активный процесс, в нем проявляется отношение говорящих к окружающей действительности;

- говорение «обслуживает» все другие виды человеческой деятельности;

- говорение неразрывно связано с личностью;

В.М. Филатов выделяет следующие специфические признаки говорения как вида речевой деятельности:- говорение всегда целенаправленно, так как высказывание

Слайд 5- говорение всегда характеризуется определенным темпом, который должен быть не

ниже и не выше допустимых в общении норм.
- говорение как

деятельность не может быть алгоритмизировано, программа говорения создается самим автором;
- говорение всегда характеризуется определенным темпом, который должен быть не ниже и не выше допустимых в общении

Слайд 6Внешняя структура говорения:
1. Мотивационно-побудительный этап: создание замысла высказывания для чего

(потребность), зачем (мотив, побуждение собеседника) и что сказать (цель);
2. Аналитико-синтетический:

на данном этапе происходит подготовка реализации замысла высказывания;

3. Контрольно-исполнительный этап — внешнего оформления высказывания и контроля, задача которых сигнализировать о возможных ошибках и способствовать их исправлению.

Внешняя структура говорения:1. Мотивационно-побудительный этап: создание замысла высказывания для чего (потребность), зачем (мотив, побуждение собеседника) и что

Слайд 7 Существует тесная связь говорения с другими видами речевой деятельности —

прежде всего, с аудированием.
Лингвистические и психологические исследования речевой деятельности свидетельствуют

о том, что устная и письменная формы общения, при всех присущих им особенностях, не являются обособленными системами, равно как рецептивные и продуктивные виды общения.
Существует тесная связь говорения с другими видами речевой деятельности — прежде всего, с аудированием.Лингвистические и психологические исследования

Слайд 8 Основным различием этих двух процессов являются их конечные звенья —

кодирование информации для говорения и декодирование для слушания. Процесс кодирования

предполагает владение фонологической системой языка. Слушание, не подкрепленное говорением, может привести к искажению слуховых образов и затруднить образование акустико-артикуляционных навыков.
Основным различием этих двух процессов являются их конечные звенья — кодирование информации для говорения и декодирование для

Слайд 9 Каждая речевая деятель-ность в норме обеспечивается совместной работой нескольких анализаторов,

однако функция каждого из них остается строго дифференцированной, а взаимосвязь

между анализа-торами — динамической, подвижной, изменяющейся при переходе от одной формы речевого общения к другой.
Каждая речевая деятель-ность в норме обеспечивается совместной работой нескольких анализаторов, однако функция каждого из них остается строго

Слайд 10В основе говорения лежат продуктивные произносительные, ритмико-интонационные и лексико-грамматические навыки.

В основе говорения лежат продуктивные произносительные, ритмико-интонационные и лексико-грамматические навыки.

Слайд 11Формы говорения:
Монолог — речь одного лица, выражающего в более или

менее развернутой форме свои мысли, намерения, оценку событий и т.

д.



Диалог — форма речи, при которой происходит непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами.
Формы говорения:Монолог — речь одного лица, выражающего в более или менее развернутой форме свои мысли, намерения, оценку

Слайд 12Единицей обучения диалогической речи является диалогическое единство (ДЕ — совокупность

двух соседних высказываний, реплик, связанных между собой по содержанию и

форме).



Единицей обучения монологической речи является сверхфразовое единство (СФЕ) — сложное синтаксическое целое, отрезок речи в форме последовательности двух и более предложений, объединенных общностью темы в смысловые блоки
Единицей обучения диалогической речи является диалогическое единство (ДЕ — совокупность двух соседних высказываний, реплик, связанных между собой

Слайд 13Разграничение между диалогической и монологической речью

Разграничение между диалогической и монологической речью

Слайд 17СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ГОВОРЕНИЮ

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ГОВОРЕНИЮ

Слайд 18Опоры в обучении говорению
Опоры в развитии навыков и

умений говорения бывают: языковые, речевые и содержательные. Последние подразделяются на

вербальные и невербальные. Их количество и выбор определяются в зависимости от конкретных условий обучения:
•возраст и уровень общей образованности учащихся;
•уровень владения языком;
•особенности речевой ситуации;
• характер речевого задания/степень понимания речевой задачи всеми участниками общения;
•индивидуальные особенности личности обучающихся.

Опоры в обучении говорению  Опоры в развитии навыков и умений говорения бывают: языковые, речевые и содержательные.

Слайд 19При обучении монологическому высказыванию используются различные виды опор. Например: —

наглядность (картина, рассказ в картинках, схематический рисунок кроки, фотография, плакат,

диафильм, реальный предмет);
— текст (любого содержания, но не сложный в языковом отношении, фабульный, описательный, информативный, который учащиеся могут изложить, обсудить и т. д.);
— тема (сформулированная на различном уровне абстракции и касающаяся разных сфер жизни и учебной деятельности);
— сентенция (пословица, афоризм или крылатое выражение, которые могут дать повод к монологическому сочинению);
— экспозиция (небольшой по объему материал — газетное сообщение, карикатура, театральная программа, объявление, микро-рассказ, изложение разных точек зрения — все, что содержит проблематику, стимул к дискуссии, выражение своего отношения и т. д.;
— ситуация (краткое изложение реальных или воображаемых обстоятельств и положений, стимулирующее учащихся к монологичнской речи в жанре рассказа, комментирования, описания и т. д.);
— ориентиры (пункты плана или схемы высказывания, ключевые слова или фразы, открывающие микротемы текста).
При обучении монологическому высказыванию используются различные виды опор. Например: — наглядность (картина, рассказ в картинках, схематический рисунок

Слайд 20 На начальном этапе широко используются изобразительные опоры, важно, чтобы опоры

были комплексными (направленными и на языковую форму, и на содержание

речи): картинки, серии картинок, видеофильмы — для овладения навыками употребления ранее усвоенного языкового материала (лексического, грамматического) в самостоятельных высказываниях. Последовательность использования опор на младшем этапе:
1) предметная и изобразительная наглядность;
2) текст; 3) ситуация; 4) тема.
Данная последовательность меняется на среднем и старшем этапах обучения, где широко используется в качестве опоры для развития монологических умений опорная схема (зачин, главная часть, заключение).
На начальном этапе широко используются изобразительные опоры, важно, чтобы опоры были комплексными (направленными и на языковую

Слайд 21Последующая динамика развития монологических умений идет в направлении от описания

картинок по теме к построению рассказа по теме, близкой учащемуся

(моя семья, мой класс, спортзал и т. д.). Речь учащихся приобретает качества информативной монологической речи по теме. На этапе совершенствования монологических умений по опорам(текст, наглядность, ситуация, комментирование картинок) их речь приобретает подлинно коммуникативный характер.
Последующая динамика развития монологических умений идет в направлении от описания картинок по теме к построению рассказа по

Слайд 22Текст как постоянная опора при обучении говорению
Особо следует отметить

важность такой опоры, как текст, при обучении МР. Работа с

текстом предполагает выполнение ряда упражнений, связанных с его пересказом. Пересказ текста по вопросам, ключевым словам и т. д. с расширением контекста, заменой ситуаций в тексте, придумыванием окончания текста по прочитанной первой части и т. д. развивает многие качества монологических умений. Обучение МР на основе текста имеет целый ряд преимуществ:

Во-первых, текст достаточно полно очерчивает речевую ситуацию, и учителю нужно только использовать ее для порождения речевых высказываний учащихся и частично видоизменять с помощью речевых установок и упражнений.
Во-вторых, грамотно отобранные тексты имеют высокую степень информативности, а значит, предопределяют содержательную ценность речевых высказываний учащихся, способствуют реализации образовательных целей обучения.
В-третьих, аутентичные тексты различных жанров дают хорошую языковую и речевую опору, образец для подражания, основу для составления собственных речевых высказываний по образцу.

Текст как постоянная опора при обучении говорению Особо следует отметить важность такой опоры, как текст, при обучении

Слайд 23Взгляды учёных на говорение в иностранном языке

Взгляды учёных на говорение в иностранном языке

Слайд 24Проблемой обучения иноязычному говорению занимались такие советские, российские и зарубежные

учёные, как:
Азимов Эльхан Гейдарович (направление деятельности: Методика РКИ. Доктор педагогических

наук, профессор, заведующий кафедрой методики преподавания РКИ Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина),
Алхазишвили Арчил Арчилович (грузинский советский ученый-филолог, доктор наук, педагог),
Артемов Владимир Алексеевич (российский психолог, специалист в области психологии речи и обучения иностранным языкам),
Беляев Борис Васильевич (психолог обучения иностранным языкам),
Инесса Львовна Бим (учёная в области теории и методики обучения иностранным языкам),
Гальскова Наталья Дмитриевна (доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы, профессор кафедры лингводидактики),

Проблемой обучения иноязычному говорению занимались такие советские, российские и зарубежные учёные, как: Азимов Эльхан Гейдарович (направление деятельности:

Слайд 25Пассов Ефим Израилевич
Зимняя Ирина Алексеевна (советский педагог и учёный-психолог, доктор

психологических наук),
Бухбиндер Вольф Абрамович (Методика преподавания; лингвистика),
Гез Надежда

Ивановна (Методика обучения иностранным языкам),
Вайсбурд Мира Лазаревна (Обучение пониманию иностранной речи на слух),
Карпов Иван Владимирович (Методика обучения иностранным языкам в начальной школе),
Кашина Елена Георгиевна (Лингвистические игры на уроках иностранного языка),
Корякоцева Наталия Фёдоровна (Теория обучения иностранным языкам),
Кузьмина Лариса Григорьевна (Актуальные проблемы обучения иностранным языкам в школе и вузе),
Ефим Израилевич Пассов (российский лингвист, специалист в области методики иноязычного образования. Доктор педагогических наук, заслуженный деятель науки РФ),


Пассов Ефим ИзраилевичЗимняя Ирина Алексеевна (советский педагог и учёный-психолог, доктор психологических наук), Бухбиндер Вольф Абрамович (Методика преподавания;

Слайд 26Алексей Алексеевич Леонтьев
Алексей Алексеевич Леонтьев (советский и российский лингвист, психолог,

доктор психологических наук и доктор филологических наук, действительный член РАО),


Миролюбов Александр Александрович (История отечественной методики обучения иностранным языкам),
Соловова Елена Николаевна (автор книг «Методика обучения иностранным языкам»),
Штарина А.Г (Компетентностный подход в преподавании иностранного языка)
и другие.

Алексей Алексеевич ЛеонтьевАлексей Алексеевич Леонтьев (советский и российский лингвист, психолог, доктор психологических наук и доктор филологических наук,

Слайд 27Вышеперечисленные учёные дают разные определения говорению, но все подчёркивают, что

говорение – чрезвычайно многоаспектное и сложное явление. Говорение – это

один из видов человеческой деятельности. В результате деятельности говорения возникает его продукт – высказывание.

Вышеперечисленные учёные дают разные определения говорению, но все подчёркивают, что говорение – чрезвычайно многоаспектное и сложное явление.

Слайд 28Азимов Э.Г., Леонтьев А.А. и Пассов Е.И. определяют говорение как

продуктивный вид речевой деятельности, посредством которого (совместно с аудированием) осуществляется

устное вербальное общение. Исходя из этого определения, рассмотрим говорение как вид речевой деятельности и как продукт.
Как вид речевой деятельности, говорение опирается на язык как средство общения. Язык обеспечивает коммуникацию между общающимися, потому что его понимает как тот, кто сообщает информацию, кодируя её в значениях слов, отобранных для этой цели, так и тот, кто принимает эту информацию, декодируя её, т.е. расшифровывая эти значения и изменяя на основе этой информации своё поведение.

Азимов Э.Г., Леонтьев А.А. и Пассов Е.И. определяют говорение как продуктивный вид речевой деятельности, посредством которого (совместно

Слайд 29Человек, как правило, говорит потому, что у него есть для

этого определённая внутренняя причина, есть мотив, выступающий по выражению Алексея

Алексеевича Леонтьева, в роли мотора деятельности. Мотив может быть осознаваемым и неосознаваемым в данный момент речи, но он всегда связан с общением (со всеми его компонентами). Поэтому при обучении иноязычному говорению следует говорить о коммуникативной мотивации.

Человек, как правило, говорит потому, что у него есть для этого определённая внутренняя причина, есть мотив, выступающий

Слайд 30Рассмотрим говорение как продукт речевой деятельности.
Исходя из определения, продуктом

говорения является выражение мыслей в устной форме. Продукт говорения –

это высказывание любого уровня, которому также свойственны определенные качества: структурность, логичность, информативность, выразительность, продуктивность.
Анализируя говорение как продукт речевой деятельности, при организации учебного процесса необходимо учитывать особенности внутренней речи, поскольку она подготавливает самостоятельное высказывание и способствует пониманию чужих мыслей.

Рассмотрим говорение как продукт речевой деятельности. Исходя из определения, продуктом говорения является выражение мыслей в устной форме.

Слайд 31Психологические наблюдения, суть которых изложена в работах А.А. Алхазишвили, И.А.

Зимней, и А. А. Леонтьева, позволили выявить, что внутренняя речь

на иностранном языке зависит от степени владения им и имеет более развернутую форму в начале обучения. Перевод замысла в собственно языковую форму на начальном этапе отличается, по мнению Алексея Алексеевича Леонтьева, от такого перевода на родном языке и проводится по схеме:
[замысел→высказывание на родном языке→высказывание на иностранном языке].
Чем выше уровень владения языком, тем меньше необходимость в промежуточном этапе, и, наконец, он исчезает.

Психологические наблюдения, суть которых изложена в работах А.А. Алхазишвили, И.А. Зимней, и А. А. Леонтьева, позволили выявить,

Слайд 32Гальскова Наталья Дмитриевна выделяет 3 условия успешного обучения говорению:
а)

наличие желания вступить в контакт, то есть реализовать возникшее речевое

намерение, позволяющее установить взаимопонимание с другими людьми;
б) достаточная степень владения структурно-системными образованиями на разных уровнях языка и умение употреблять их в соответствующих ситуациях общения;
в) владение набором речеорганизующих формул, необходимых для совершения вербальных процедур

Гальскова Наталья Дмитриевна выделяет 3 условия успешного обучения говорению:  а) наличие желания вступить в контакт, то

Слайд 33Учитывая все приведённые точки зрения, можно выделить следующие педагогические условия

успешного обучения иноязычному говорению:
Психологический блок (• создание мотивов • учёт

индивидуальных особенностей детей (степень развития внимания, мышления, интереса) • учёт возрастных особенностей • коммуникативная направленность процесса (воссоздание условий реального общения)
Лингвистический блок (учёт уровня сформированности технических навыков говорения • наличие фонетических и лексикограмматических автоматизмов • редукция внутренней речи учеников • развитие умения пользоваться эквивалентными заменами и ассоциациями)
Когнитивный блок (• ситуативная обусловленность обучения • развитие умений пользоваться стратегиями устного общения • развитие умений опираться на прежний речевой опыт)
Технический блок (• наличие современных технических средств обучения: аудио, видео, доступ к интернету)

Учитывая все приведённые точки зрения, можно выделить следующие педагогические условия успешного обучения иноязычному говорению: Психологический блок (•

Слайд 34МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ ГОВОРЕНИЯ

МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ ГОВОРЕНИЯ

Слайд 35 СУЩЕСТВУЮЩИЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ГОВОРЕНИЮ, ИХ ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ
В основе современных

методов обучения говорению лежат такие категории устноязычного общения как: ситуация,

роль, позиция, общность, вид и сфера коммуникации, которые рассматриваются в современной науке, как модели речевой коммуникации.
Важнейшим из перечисленных методов обучения является коммуникативная (речевая) ситуация.

СУЩЕСТВУЮЩИЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ГОВОРЕНИЮ, ИХ ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ В основе современных методов обучения говорению лежат такие

Слайд 36Коммуникативная ситуация, как метод обучения говорению, состоит из четырех факторов.
1)

обстоятельств действительности (обстановка), в которых осу­ществляется коммуникация (включая наличие посторонних

лиц);
2) отношений между коммуникантами (субъективно — личность собеседника);
3) речевого побуждения;
4) реализации самого акта общения, создающего новое положение, стимулы к речи.

Коммуникативная ситуация, как метод обучения говорению, состоит из четырех факторов.1) обстоятельств действительности (обстановка), в которых осу­ществляется коммуникация

Слайд 37 Каждый из указанных факторов, рассматриваемого метода обучения говорению,

оказывает на речь собеседников определенное влияние (выбор темы и направление

ее развития, отбор языковых средств, эмоциональная окраска речи, ее развернутость и т.д.).

Современная система обучения иностранному языку исходит из того, что для методики обучения иностранным языкам имеют значение не коммуникативные ситуации как таковые, ежесекундно случающиеся в языковом коллективе и практически не поддающиеся учету, а лишь повторяющиеся, наиболее типичные, или стандартные ситуации.
Каждый из указанных факторов, рассматриваемого метода обучения говорению, оказывает на речь собеседников определенное влияние (выбор

Слайд 38 Под термином типичная коммуникативная ситуация понимается некоторое воображаемое

построение или модель реального контакта, в котором реализуется речевое поведение

собеседников в их типичных социально-коммуникативных ролях
Примерами типичной коммуникативной ситуации могут служить: разговор покупателя с продавцом, зрителя с кассиром театра, беседа матери с сыном по поводу его учебы в школе, учителя с учеником, беседа бывших однокашников, беседа коллекционеров, встреча близких людей и т.д.
Под термином типичная коммуникативная ситуация понимается некоторое воображаемое построение или модель реального контакта, в котором

Слайд 39Основные трудности при обучению говорению связаны с формированием установки на

общение, т.е., речь идет о проблеме мотивации коммуникативной функции. Характер

и структура мотивации коммуникативной функции обусловлены теми же ситуативными факторами, что и структура любой сферы психической деятельности человека — с одной стороны, характером «проблемности» той или иной объективной ситуации, с другой — субъективным образом этой ситуации, своего места в ней и так далее. Преобладающий в каждом конкретном случае осознанный мотив деятельности и реализует себя через установку как направляющее, регулирующее, селективное начало деятельности.
Основные трудности при обучению говорению связаны с формированием установки на общение, т.е., речь идет о проблеме мотивации

Слайд 40Так как же все-таки учить детей говорению?

Так как же все-таки учить детей говорению?

Слайд 41 Целью обучения говорению на уроке иностранного языка является

формирование таких речевых навыков, которые позволили бы учащимся использовать их

в неучебной речевой практике на уровне общепринятого бытового общения.
Реализация этой цели связана с формированием у учащихся следующих коммуникативных умений:
а) понимать и порождать иноязычные высказывания в соответствии с конкретной ситуацией общения, речевой задачей и коммуникативным намерением;
б) осуществлять свое речевое и неречевое поведение, принимая во внимание правила общения и национально-культурные особенности страны изучаемого языка;
в) пользоваться рациональными приемами овладения иностранным языком, самостоятельно совершенствоваться в нем.
Способность к общению на иностранном языке предполагает также формирование у учащихся определенных качеств, делающих процесс овладения языком как средством межкультурной коммуникации наиболее эффективным. Речь идет о воспитании в учащемся:
- интереса и положительного отношения к изучаемому языку, к культуре народа, говорящего наэтом языке;
- понимания себя как личности, принадлежащей к определенному языковому и культурному сообществу, а также общечеловеческого сознания;
- понимания важности изучения иностранного языка;
- потребности в самообразовании.

Реализация главной цели обучения иностранному языку в школе связана с расширением общеобразовательного кругозора учащихся. Наполнение содержания обучения аутентичной информацией остране изучаемого языка, последовательная опора на социокультурный и речевой опыт учащихся в родном языке и сопоставление этого опыта с приобретаемыми на уроке иностранного языка званиями, навыками и умениями призваны сформировать у школьников широкое представление о достижениях культур собственного народа и народа страны изучаемого языка.
Целью обучения говорению на уроке иностранного языка является формирование таких речевых навыков, которые позволили бы

Слайд 42 В содержание обучения иностранным языкам входят:
- языковой материал (фонетический,

лексический, грамматический), правила его оформления и навыки оперирования ими;
- сферы

общения, темы и ситуации;
- речевые умения, характеризующие уровень практического владения иностранным языком как средствам общения;
- комплекс знаний и представлений о национально-культурных особенностях и реалиях страны изучаемого языка, минимум этикетных форм речи для общения в различных сферах и ситуациях;
- общие учебные умения, рациональные приемы умственного труда, обеспечивающие формирование речевых навыков и умений самосовершенствоваться в иностранном языке.

В отечественной методике обучения иностранным языкам выделяют два основных пути формирования умений говорения:
1) «сверху вниз»;
2) «снизу вверх».

Первый путь предполагает развитие монологических навыков на основе прочитанного текста. Второй путь связан с развитием этих навыков без опоры на текст, отталкиваясь лишь от тематики и проблематики обсуждаемых вопросов, изученной лексики и грамматики, а также речевых структур.
А второй - развитием навыков говорения без опоры на шаблон, отталкиваясь лишь от тематики и проблематики обсуждаемых вопросов, изученной лексики и грамматики, а также речевых структур.
В содержание обучения иностранным языкам входят:- языковой материал (фонетический, лексический, грамматический), правила его оформления и навыки

Слайд 43Обучение говорению






Монолог и диалог –
основные формы устно-речевого общения,


являются целью и содержанием обучения в средней школе
развитие умений диалогической

речи

развитие умений монологической речи

Обучение говорению Монолог и диалог – основные формы устно-речевого общения, являются целью и содержанием обучения в средней

Слайд 44Тематическая организация обучения говорению

Тематическая организация обучения говорению

Слайд 45Тематическая организация обучения говорению

последовательная отработка тем и подтем в

ситуациях
постепенное расширение сферы общения в пределах программных требований в

области говорения.
возраст учащихся,
их интересы
уровень владения языком

набор тем,
их характеристика, их объем

несколько обобщающих тем, каждая из которых включает несколько подтем

Тематическая организация обучения говорению последовательная отработка тем и подтем в ситуациях постепенное расширение сферы общения в пределах

Слайд 46Предметное содержание обучения (начальная ступень)

Предметное содержание обучения  (начальная ступень)

Слайд 47Предметное содержание обучения (средняя ступень)

Предметное содержание обучения  (средняя ступень)

Слайд 48Предметное содержание обучения (старшая ступень)

Предметное содержание обучения  (старшая ступень)

Слайд 49Требования к отбору предметного содержания обучения

Соответствие предметного содержания речи:
образовательным и

воспитательным целям,
интересам и возрастным особенностям

Школьники учатся общаться со своими

сверстниками в ситуациях :
социально-бытовой сферы общения ,
учебно-трудовой сферы общения
социально-культурной сферы общения
(в рамках отобранной тематики)

Требования к отбору предметного содержания обучения	Соответствие предметного содержания речи:образовательным и воспитательным целям, интересам и возрастным особенностямШкольники учатся

Слайд 50Проблемная организация обучения говорению

Проблемная организация обучения говорению

Слайд 51Роль проблемной направленности в обучении говорению
Проблемная направленность
создает дополнительную мотивацию

к включению в общение,
выступает в качестве стимула речемыслительной деятельности


создаёт условия

для активной речемыслительной деятельности, актуализации и применению знаний и опыта;
способствует развитию речевых и интеллектуальных умений

Роль проблемной направленности  в обучении говорениюПроблемная направленность создает дополнительную мотивацию к включению в общение,выступает в качестве

Слайд 52По окончании курса обучения иностранному языку у учащихся должны быть

сформированы следующие коммуникативные умения:
1. В области говорения:
- осуществлять диалогическое общение со взрослыми

и со сверстниками, в том числе и с носителями изучаемого языка, в пределах сфер, тематики и ситуаций общения;
- делать высказывания о себе и об окружающем мире, о прочитанном, увиденном, услышанном, выражая при этом свое отношение к воспринятой информации или предмету высказывания.
2. В области аудирования:
- в условиях непосредственного общения, в том числе с носителем иностранного языка, понимать и реагировать на устные высказывания партнеров по общению в пределах сфер тематики и речевых ситуаций;
- понимать просьбы и указания учителя, сверстников, связанные с учебными и игровыми ситуациями в классе;
- понимать общее содержание учебных, а также небольших и несложных аутентичных текстов (рассказы, стихи и др.) и реагировать вербально и преимущественно невербально на их содержание;
- полностью и точно понимать короткие сообщения преимущественно монологического характера, построенные на знакомом учащимся языковом материале.
При формировании навыков говорения на уроке иностранного языка важно, чтобы процесс обучения проходил на изучаемом языке, но в тоже время он не должен концентрироваться только на языковых проблемах. В своей совокупности уроки ИЯ должны быть типологически разными, при этом приоритетная тема постоянно меняется в зависимости от конкретной цели текущего урока. На уроке решает одну главную задачу, при этом остальные являются сопутствующими. Отсюда и определение типов уроков развития того или иного вида речевой деятельности, уроков ознакомления, тренировки, контроля и т.д. Однако навыки говорения, как и любые другие навыки, не формируются сами собой. Для их становления необходимо использовать специальные упражнения и задания, а значит, должны быть и уроки, направленные главным образом на развитие навыков говорения.
По окончании курса обучения иностранному языку у учащихся должны быть сформированы следующие коммуникативные умения:1. В области говорения:- осуществлять

Слайд 53Основные трудности при обучении говорению. Понятие языкового барьера.

Основные трудности при обучении говорению. Понятие языкового барьера.

Слайд 54В ходе работы над формированием навыков устной речи учащихся,
учителя неизбежно

сталкиваются с рядом проблем. Одной из них является широко известное

явление языкового барьера, препятствующее овладению иностранным языком.

В словаре С.И.Ожегова даётся следующее определение языкового
барьера: языковой барьер - это невозможность общения по причине
незнания чужого языка.

В ходе работы над формированием навыков устной речи учащихся,учителя неизбежно сталкиваются с рядом проблем. Одной из них

Слайд 55Существует ещё одно определение, взятое из словаря
социолингвистических терминов, которое учёные

считают наиболее развёрнутым и точным.
Авторы характеризуют языковой барьер как
психологическую

установку человека, основанную на низкой самооценке его знаний иностранного языка, препятствующей участвовать в коммуникативных актах на языке.
Существует ещё одно определение, взятое из словарясоциолингвистических терминов, которое учёные считают наиболее развёрнутым и точным. Авторы характеризуют

Слайд 56 Языковой барьер часто является исключительно психологической
проблемой. Он

возникает, когда индивид недостаточно мотивирован или
слишком застенчив. В большинстве случаев,

учащиеся средней школы не
проявляют желания принять участие в коммуникации и пытаются
промолчать даже тогда, когда именно им необходимо ответить на
непосредственно поставленный вопрос. Они всякий раз пытаются
уклониться от возможности принять участие в дискуссии на иностранном
языке. Такие ученики не используют в полной мере предложенные
коммуникативные ситуации в классе для практики устной речи и, таким
образом, замедляют свой прогресс, а, следовательно, имеют меньше
возможностей для освоения иностранного языка.
Такое поведение может иметь разные причины. Одна из причин возникновения языкового барьера - страх перед необходимостью высказываться на иностранном языке. Этот страх может вызываться целым рядом причин, среди которых выделяются распространенные.

Языковой барьер часто является исключительно психологическойпроблемой. Он возникает, когда индивид недостаточно мотивирован илислишком застенчив.

Слайд 57Известный методист и профессор Е.Н. Соловова выделяет основной причиной боязни

говорить на иностранном языке, такую причину как появление страха перед

говорением, которая заключается в боязни учащихся совершить ошибку и получить критику.
Для того чтобы предотвратить
этот страх, Елена Николаевна предлагает учителям поддерживать
дружелюбную и доверительную атмосферу в классе. Отмечается, что
каждый учитель должен уметь признавать собственные ошибки и незнание
чего-либо, таким образом, мы помогаем детям изменить их отношение к
ошибкам, на своём примере показываем, что ошибаться или не знать чего-
то - это совершенно нормально, и не нужно этого бояться.
Известный методист и профессор Е.Н. Соловова выделяет основной причиной боязни говорить на иностранном языке, такую причину как

Слайд 58Ещё одной причиной возникновения страха перед говорением может
быть личность преподавателя.

Некоторые педагоги пытаются
доминировать над аудиторией, много говорят, постоянно инструктируют
класс, комментируют

других, часто считая, что иначе потеряют контроль
над студентами, либо они полагают, что тем самым способствуют
формированию у учащихся навыка устной речи и понимания языка на
слух.
Или же они стремятся тут же исправлять каждую совершённую
ошибку во время речи учащихся, что заставляет обучающихся нервничать
и препятствует их свободному говорению. Такие преподаватели занимают
своей речью большую часть урока, сводя любые шансы учащихся
заговорить на языке к минимуму.

Кроме того, некоторые студенты не пробуют говорить лишь потому,
что не считают, что знают язык на достаточном для говорения уровне, и в
этом они, конечно же, заблуждаются. По их мнению, необходимо сначала
выучить большое количество слов и грамматических правил, а потом
пытаться говорить. Данное представление ошибочно, поскольку навык
устной речи, как и любой другой, важно развивать с самого начала
обучения.

Ещё одной причиной возникновения страха перед говорением можетбыть личность преподавателя. Некоторые педагоги пытаютсядоминировать над аудиторией, много говорят,

Слайд 59Следующая причина возникновения языкового барьера вызвана не страхом, а нехваткой

языковых средств, необходимых для выражения своих мыслей, или же учащемуся

нечего сказать по тому или иному вопросу в принципе.

Для того чтобы разрешить эту проблему, необходимо предоставлять
учащимся достаточный объём различного вида содержательных и
языковых опор. Опоры в данном случае могут быть как вербальные, к
примеру, различные схемы, таблицы, так и невербальные, к примеру,
картинки или фотографии. Важно отметить то, что при подготовке урока
учителя должны помнить о том, что нужно отбирать те упражнения на
развитие навыка говорения, которые опираются на уже изученную
грамматику и лексику.

Следующая причина возникновения языкового барьера вызвана не страхом, а нехваткой языковых средств, необходимых для выражения своих мыслей,

Слайд 60 Говоря о трудностях, возникающих при обучении говорению,
возникает необходимость

поднять вопрос о мотивации к изучению
иностранного языка в целом. Часто

учащиеся отказываются заниматься на
занятиях только потому, что у них отсутствует мотивация к изучению
языка, и он им не интересен вовсе. Причины такого поведения могут быть
различными. Необходимо понимать, что сформировавшиеся убеждения по
изучению языка влияют на результаты обучения. Предыдущий опыт
учащихся имеет большое значение в формировании дальнейшего
отношения к языку. Необходимо быть предельно осторожными в организации ведения занятий, поскольку нерациональные и непродуманные действия преподавателя могут пагубно сказаться на мотивации учащихся к изучению иностранного языка. Сформировать у таких учеников навык устной речи без
изучения вопроса мотивации не представляется возможным.

Говоря о трудностях, возникающих при обучении говорению,возникает необходимость поднять вопрос о мотивации к изучениюиностранного языка

Слайд 61Выделяют два типа мотивации:
интегрированную
инструментальную
Интегрированная мотивация иначе называется
внутренней, то есть дети

занимаются предметом, руководствуясь
истинным желанием это делать, не потому, что должны,

а потому, что им действительно он интересен.

Инструментальная мотивация вызывается внешними факторами, она побуждает ученика изучать язык, ради
различных вознаграждений, к примеру, ради получения хорошей оценки в
аттестате. Эффект такой мотивации является временным – добившись
желаемого, учащиеся в основном перестают заниматься языком.
Некоторые студенты начинают учить язык, имея достаточно сильную
мотивацию достичь успеха, но столкнувшись с определенными
трудностями, частично или полностью теряют желание учиться и
перестают участвовать в коммуникативной деятельности на занятии.

Выделяют два типа мотивации:интегрированнуюинструментальнуюИнтегрированная мотивация иначе называетсявнутренней, то есть дети занимаются предметом, руководствуясьистинным желанием это делать, не

Слайд 62Опираясь на классификацию П.Б. Гурвича, мы можем выделить
источники создания мотивации.

Профессор выделяет следующие виды
мотивации:
1. Целевая.
Базируется на чётком понимании цели каждого

задания урока и цели изучения языка в принципе.

2 Успеха.
Как правило, учащиеся любят те школьные предметы, которые легко
им даются, но в то же время тяжело переживают любые неудачи.
Необходимо показывать учащимся их сильные стороны, создавать ситуации успеха во время занятий, а также осуществлять положительную оценку работы каждого ученика не только учителем, но и его одноклассниками и родителями.

3 Страноведческая.
Сравнение культур родной страны и страны изучаемого языка
позволяет лучше понять особенности языка и характер людей, говорящих
на нём.
Данное сопоставление очень интересно детям, а также расширяет
их кругозор.

Опираясь на классификацию П.Б. Гурвича, мы можем выделитьисточники создания мотивации. Профессор выделяет следующие видымотивации:1. Целевая.Базируется на чётком

Слайд 634. Эстетическая.
Согласно мнениям многих методистов, изучение языка должно
являться не необходимостью,

а удовольствием для учеников. Для
достижения этой цели учителям предлагается украшать

кабинеты в
соответствии с особенностями преподаваемого предмета. В случае с
английским языком, это могут быть карты, флаги, различный наглядный
материал. На занятиях поощряется использование видеороликов в
дополнение к основному содержанию урока. Следует уделять внимание и
песням на английском, которые также предлагается включать на
переменах.
4. Эстетическая.Согласно мнениям многих методистов, изучение языка должноявляться не необходимостью, а удовольствием для учеников. Длядостижения этой цели

Слайд 64Пути преодоления возможных трудностей при обучении говорению
Решения

для сохранения и расширения границ позитивной мотивации школьников.

Для этого должны иметь место следующие условия:
создание игровых ситуаций общения;
использование различных здоровье сберегающих технологий;
создание ситуации успеха;
соответствующее оформление классной комнаты (страноведческий материал, проектные работы детей);
организация Интернет-переписки;
размещение ученической мебели для более комфортного общения (если кабинет небольшой, можно расположить столы в форме буквы П. Для групповой работы сдвигаются два стола).
Пути преодоления возможных трудностей при обучении говорению   Решения для сохранения и расширения границ позитивной мотивации

Слайд 65Следующей по степени сложности является проблема инертности детей или, выражаясь

иначе, проблема «расшевелить неподвижных, разговорить неразговорчивых». Думаю, у любого учителя

почти в каждом классе имеется один или несколько детей, которые предпочитают остаться незамеченными. Произнести слово или , тем более, фразу – для этой категории учащихся равносильно подвигу. В этом случае продуктивными являются следующие приемы:
вовлечение ученика в любую коммуникативную деятельность, в том числе во внеклассную (диалог, полилог, инсценирование (с опорой), декламация стихотворений, исполнение песни (не соло), пересказ текста по цепочке (с обязательным осмыслением произносимого), выполнение комплекса упражнений к продемонстрированному фильму);

активное применение проектной технологии с обязательной защитой;

психологическая поддержка учащихся.

Следующей по степени сложности является проблема инертности детей или, выражаясь иначе, проблема «расшевелить неподвижных, разговорить неразговорчивых». Думаю,

Слайд 66Во избежание затруднений при обучении устной речи также дают положительный

эффект следующие приемы:
ассоциативно-иллюстративный метод при ознакомлении с лексикой и первичном

закреплении (обязательно следует задействовать три основных рецептора: зрительный, слуховой, тактильный);

неоднократное возвращение к трудно запоминающимся словам;

проведение диктанта для всего класса как закрепление лексики по теме (Предлагается большой связный текст с наличием новых слов. Здесь необходима установка на успех. Фиксируются только положительные результаты. Обязательна коллективная и индивидуальная (совместно с учителем) работа над ошибками. Наиболее типичные ошибки выносятся на доску. );

проведение интегрированных уроков (русский язык – иностранный язык, литература - иностранный язык);

просмотр видеофильмов с их дальнейшим обсуждением.
Во избежание затруднений при обучении устной речи также дают положительный эффект следующие приемы:ассоциативно-иллюстративный метод при ознакомлении с

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика