Разделы презентаций


Грамматические нормы

Содержание

Равноценные нормативные вариантыНормативные, семантически неравноценные вариантыМорфологические нормыКатегория рода имен существительныхВариантность падежных окончаний:В родительном падеже единственного числаВ предложном падеже единственного числаВ именительном падеже множественного числаВ родительном падеже множественного числаГрамматические формы имен прилагательныхОшибки

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Грамматические нормы

Грамматические нормы

Слайд 2Равноценные нормативные варианты
Нормативные, семантически неравноценные варианты
Морфологические нормы
Категория рода имен существительных
Вариантность

падежных окончаний:
В родительном падеже единственного числа
В предложном падеже единственного числа
В

именительном падеже множественного числа
В родительном падеже множественного числа
Грамматические формы имен прилагательных
Ошибки в употреблении местоимений
Образование и употребление глагольных форм
Задания

Равноценные нормативные вариантыНормативные, семантически неравноценные вариантыМорфологические нормыКатегория рода имен существительныхВариантность падежных окончаний:В родительном падеже единственного числаВ предложном

Слайд 3Литературные нормы на грамматическом уровне, по сравнению с нормами на

других уровнях языковой системы, легче поддаются регламентации; они обстоятельно изучены

и кодифицированы. Однако и грамматические категории подвержены историческим изменениям, которые приводят к сдвигам в нормах, их неустойчивости, возникновению разнообразных грамматических вариантов.

Таковыми являются равноценные нормативные варианты:

ставень — ставня, цехи — цеха, нормативные варианты, стилистически неравноценные: пять граммов — пять грамм, подытоживать — подытаживать
(первые — книжные, вторые — разговорные);


Литературные нормы на грамматическом уровне, по сравнению с нормами на других уровнях языковой системы, легче поддаются регламентации;

Слайд 4нормативные, семантически неравноценные варианты:

до дома — до дому, (поезд)

двигается — движется, современный и устаревший (или устаревающий): санаторий —

санатория, профессоры — профессора, ТАСС сообщил — ТАСС сообщило,

литературный и просторечный или диалектный:
мурлычет — мурлыкает, ляг — ляжь, шоферы — шофера.


нормативные, семантически неравноценные варианты: до дома — до дому, (поезд) двигается — движется, современный и устаревший (или

Слайд 5Морфологические нормы

Морфологические нормы

Слайд 6 Категория рода имен существительных

Категория рода имен существительных

Слайд 7Колебания в грамматическом роде имен существительных. Равноценных нормативных родовых вариантов

в современном русском языке немного:
скирд — скирда, эполет

— эполета, унт — унта и др.

Некоторые из них различаются степенью употребительности: вольер — вольера, арабеск — арабеска, клипс — клипса, идиом — идиома, перифраз — перифраза (чаще употребляются формы женского рода), жираф — жирафа, бутс — бутса, лангуст — лангуста (чаще — мужского рода).

Колебания в грамматическом роде имен существительных. Равноценных нормативных родовых вариантов в современном русском языке немного:  скирд

Слайд 8Распространенными являются колебания в грамматическом роде существительных, употребляющихся преимущественно во

множественном числе
(туфли, пимы, сандалии, погоны и т.д.);
современной норме

соответствует одна форма:
туфля, пим, сандалия, погон и т.д.

Распространенными являются колебания в грамматическом роде существительных, употребляющихся преимущественно во множественном числе (туфли, пимы, сандалии, погоны и

Слайд 9Некоторые параллельные формы мужского и женского рода различаются семантически:
пролаз

(«тесный проход») — пролаза («пройдоха»),
округ («подразделение государственной территории») —

округа («окрестность, окружающая местность»).
Здесь уже не родовые варианты, а слова-омонимы
Некоторые параллельные формы мужского и женского рода различаются семантически: пролаз («тесный проход») — пролаза («пройдоха»), округ («подразделение

Слайд 10Родовые варианты охватывают некоторые имена существительные, употребляющиеся для обозначения лиц

женского пола:

преподаватель — преподавательница, переводчик —

переводчица, лаборант — лаборантка, корреспондент — корреспондентка, закройщик — закройщица и т.п.

Данные параллельные формы стилистически нейтральны, однако в официальных документах, номенклатурных наименованиях для обозначения лиц женского пола следует использовать существительные мужского рода.

Существительные женского рода с суффиксами -ш(а) и -их(а) типа

инструкторша, кассирша, дворничиха, врачиха
характеризуются стилистически сниженным, пренебрежительным оттенком и находятся за пределами литературного языка.

Родовые варианты охватывают некоторые имена существительные, употребляющиеся для обозначения лиц женского пола:   преподаватель — преподавательница,

Слайд 11 Колебания в роде неизменяемых имен существительных характерны

прежде всего для иноязычных по происхождению слов, представляющих исключение из

общих правил.
Сюда относятся слова мужского рода, обозначающие названия
-языков (хинди, суахили, урду, бенгали),
ветров (сирокко, торнадо),
слово пенальти,
а также такие существительные женского рода, как кольраби, салями, авеню, иваси, цеце и др.

Данные исключения из правил объясняются активным влиянием слова с родовым понятием:
хинди — язык,
пенальти — одиннадцатиметровый штрафной удар,
кольраби — капуста и т.д.

Колебания в роде неизменяемых имен существительных характерны прежде всего для иноязычных по происхождению слов,

Слайд 12 Неизменяемые заимствованные слова, обозначающие названия животных и птиц,

обычно мужского рода,
но если они указывают на

самку, то в контексте употребляются как существительные женского рода:

Кенгуру прыгала медленно, так как в сумке у нее был детеныш.


Неизменяемые заимствованные слова, обозначающие названия животных и птиц, обычно мужского рода,  но если они

Слайд 13 Колебания в роде наблюдаются также у неизменяемых топонимов (в названиях

рек, озер, городов и т.д.).
Здесь сказывается влияние

аналогии, употребление названия в разных значениях, тенденция относить неизменяемые иноязычные слова, обозначающие неодушевленные предметы, к среднему роду и т.д.
Например,
пятиглавый Бештау (под влиянием названия соседней горы Машук),
Второе Баку (название места добычи нефти, а не города),
Большие Сочи, Новые Дели (по аналогии с названием типа Малые Мытищи).


Колебания в роде наблюдаются также у неизменяемых топонимов (в названиях рек, озер, городов и т.д.).

Слайд 14 Колебаниям в роде подвержены отдельные аббревиатуры, оканчивающиеся на согласный и

заключающие в себе стержневое слово женского или среднего рода
(ТАСС,

НОТ, ЖЭК, ВТЭК),
а также инициального и смешанного типов с основой на гласную (РОЭ, района, облоно, гороно, сельпо).

Норма для ряда аббревиатур данного типа неустойчива, здесь можно говорить лишь о тенденции ее развития. История языка показывает, что в подобных конфликтных ситуациях побеждает внешняя грамматическая форма.
Примером могут служить аббревиатуры
вуз, загс, нэп, БАМ и другие, прочно перешедшие в разряд слов мужского рода.


Колебаниям в роде подвержены отдельные аббревиатуры, оканчивающиеся на согласный и заключающие в себе стержневое слово женского или

Слайд 15Вариантность падежных окончаний

Вариантность падежных окончаний

Слайд 16 В родительном падеже единственного числа вариантные формы на -у(-ю) могут

образовываться только у существительных мужского рода, называющих неодушевленные предметы, не

поддающиеся счету.
Сюда относятся вещественные в партитивном значении
(кусок сыру, тарелка супу, литр квасу),
отдельные отвлеченные, указывающие на неполный объем признака
(много смеху, крику, визгу, шуму, страху),
а также существительные с предлогами из, от, с, без при обозначении удаления откуда-либо, причины, отсутствия чего-либо
(выйти из лесу, поднять с полу, умереть с голоду, уйти без спросу)
и существительные в составе фразеологических оборотов
(спасу нет, спуску не давать, хватить лишку).
В родительном падеже единственного числа вариантные формы на -у(-ю) могут образовываться только у существительных мужского рода, называющих

Слайд 17 Выбор формы определяется не только грамматическим значением родительного падежа (партитивное

— непартитивное значение), но и синтаксической конструкцией.
В глагольно-именных сочетаниях

нормативной продолжает оставаться форма на -у(-ю):
купить сахару, съесть винограду, нарезать сыру.
В именных сочетаниях возможно употребление обеих форм:
(килограмм) сахара — сахару, (гроздь) винограда — винограду.
В таких случаях формы на -а(-я) являются стилистически нейтральными, общелитературными по употреблению, а формы на -у(-ю) — стилистически сниженными, разговорными.
Наличие определения при существительном способствует укреплению флексии -а(-я).
кусок российского сыра, стакан фруктового сока.

Выбор формы определяется не только грамматическим значением родительного падежа (партитивное — непартитивное значение), но и синтаксической конструкцией.

Слайд 18 Наиболее последовательно формы, на -у(-ю) в современном употреблении сохраняются в

двух случаях:
в уменьшительных существительных с количественным значением
(лучку, кофейку,

медку)
и в составе фразеологизмов (обычно наречного характера), особенно у тех существительных, которые вне фраземы вообще не употребляются
(дать деру, сбиться с панталыку, сладу нет, удержу не знать),
существительные же, употребляющиеся и вне фразеологизма, в составе фраземы могут выступать в обеих формах
(с размаху — с размаха, комар носу не подточит — комар носа не подточит, не давать проходу — не давать прохода).


Наиболее последовательно формы, на -у(-ю) в современном употреблении сохраняются в двух случаях: в уменьшительных существительных с количественным

Слайд 19Нормативна форма на -у(-ю) в количественно-выделительном значении в позиции главного

члена в предложениях типа
Народу тьма!;
Снегу намело!;
Дыму полно;


Весу пудов пять;
Квасу!

Нормативна форма на -у(-ю) в количественно-выделительном значении в позиции главного члена в предложениях типа Народу тьма!; Снегу

Слайд 20В предложном падеже единственного числа у существительных мужского рода основным

является окончание -е. Вариантное окончание -у возможно лишь в сочетаниях

с предлогами в и на в обстоятельственном значении места, реже — состояния или времени действия:
в цеху, в снегу, на берегу.
Затруднения обычно возникают в употреблении имен существительных, одинаково легко принимающих флексию -е и флексию -у.
в отпуске/у, в цехе/у, в аэропорте/у и др.
Литературная норма в данном случае допускает обе формы, однако они дифференцируются стилистически.
Так, формы
в цехе, в отпуске
имеют нейтральную окраску,
а в цеху, в отпуску — разговорную;
формы
на береге, на бале, в саде, в стоге, на борте, на шкафе и т.п.
носят оттенок устарелости.

В предложном падеже единственного числа у существительных мужского рода основным является окончание -е. Вариантное окончание -у возможно

Слайд 21Колебания в образовании форм именительного падежа множественного числа чаще всего

наблюдаются у двусложных заимствованных (и некоторых русских) слов с основой

на сонорный согласный:
катер, бункер, вексель, китель, тенор, крейсер, трактор, сектор, токарь и т.д.
Для большинства трехсложных слов нормативно традиционное окончание -ы(-и), колебаниям подвергаются прежде всего слова латинского происхождения на -тор:
инспектор, корректор, прожектор.
Формы на -а(-я) у дву- и трехсложных существительных закрепляются в русском языке неравномерно, избирательно, норма устанавливается в словарном порядке с учетом индивидуальных признаков и сложившегося узуса той или иной лексемы.
Колебания в образовании форм именительного падежа множественного числа чаще всего наблюдаются у двусложных заимствованных (и некоторых русских)

Слайд 22У односложных существительных варианты в пределах литературной нормы отмечаются лишь

в отдельных словах:
цехи — цеха, годы — года (но:

годы чего — войны, годы молодости, 60-е годы; в твои годы.

У остальных же односложных слов нормативно

либо окончание -а
бока, дома, луга и т.д.,

либо -ы
планы, торты, порты, фронты, супы, штабы и т.д.,

хотя в речевом употреблении таких слов часто встречаются отступления от норм.

У односложных существительных варианты в пределах литературной нормы отмечаются лишь в отдельных словах: цехи — цеха, годы

Слайд 23Нормативные варианты в родительном падеже множественного числа свойственны тем существительным,

у которых родовые варианты являются равноправными:
скирд — скирдов и

скирда — скирд, идиома — идиом и идиом — идиомов.
Вариантные формы образуют и существительные, в роде которых наблюдаются колебания:
георгин — георгинов и георгина — георгин, рельс — рельсов и рельса — рельс и т.д.
Первые из этих форм общелитературные, сфера употребления вторых ограничивается просторечием, профессиональной речью.

Нормативные варианты в родительном падеже множественного числа свойственны тем существительным, у которых родовые варианты являются равноправными: скирд

Слайд 24Колебания в образовании форм родительного падежа множественного числа наблюдаются у

отдельных групп существительных мужского рода на твердый согласный, служащих названиями

мер и единиц измерения, овощей, фруктов, плодов, а также парных предметов.
У большинства единиц измерения в родительном падеже прочно закрепилось нулевое окончание

ампер, ватт, вольт, кулон, герц, эрг и т.д.

Вариантные формы наблюдаются у существительных
граммов, килограммов, гектаров.
Формы на -ов употребляются преимущественно в письменной речи, нулевое же окончание допустимо в разговорной.
Колебания в образовании форм родительного падежа множественного числа наблюдаются у отдельных групп существительных мужского рода на твердый

Слайд 25Для существительных — названий овощей, фруктов, плодов общелитературным является окончание

-ов

апельсинов, баклажанов, бананов, лимонов и т.д.

Однако в устной

речи распространена нулевая форма, особенно у существительных апельсин, мандарин, помидор.
Для существительных — названий овощей, фруктов, плодов общелитературным является окончание -ов апельсинов, баклажанов, бананов, лимонов и т.д.

Слайд 26Для существительных — названий парных предметов или предметов, состоящих из

двух или нескольких частей, нормой является нулевая флексия:

ботинки —

ботинок, погоны — погон, шорты — шорт, чулки — чулок и т.д.; исключение носки — носков.

В современной речи широко используется форма носок, которая не противоречит языковой системе, а поэтому может быть признана нормативной. На правах разговорного варианта она уже включена в некоторые словари.

Для существительных — названий парных предметов или предметов, состоящих из двух или нескольких частей, нормой является нулевая

Слайд 27Грамматические формы имен прилагательных

Грамматические формы имен прилагательных

Слайд 28Семантические различия заключаются в том, что полные формы выражают признак

постоянный, безотносительный, пассивный,
а краткие — временный, относительный, активный:
река

спокойная — река спокойна, мать больная — мать больна, груз тяжелый — груз тяжел (он может быть легким для взрослого, но тяжел, например, для ребенка).
Однако в научной речи для обозначения постоянного, безотносительного признака, свойства или качества используются краткие прилагательные, так как здесь определения, описания даются в категорической форме:
фтор ядовит; кислород бесцветен.
В некоторых случаях полные и краткие прилагательные резко различаются своей семантикой:
Ребенок глухой от рождения — Он глух к мольбам матери; Отец еще жив — Мальчик очень живой.

Семантические различия заключаются в том, что полные формы выражают признак постоянный, безотносительный, пассивный, а краткие — временный,

Слайд 29Вследствие стилистических, семантических и грамматических различий полные и краткие прилагательные

не могут использоваться как однородные сказуемые;
в качестве однородных употребляются

либо только полные, либо только краткие формы:
Октябрь на редкость холодный, ненастный (К. Паустовский);
Сила моряков неудержима, настойчива, целеустремленна (Л. Соболев).

Вследствие стилистических, семантических и грамматических различий полные и краткие прилагательные не могут использоваться как однородные сказуемые; в

Слайд 30За пределами литературной нормы находятся встречающиеся в речи формы простой

сравнительной степени типа

бойчее, звончее, богатое, слаже, сладче, красивше, длиньше

и др.

Это просторечные формы, литературные их варианты —

бойче, звонче, богаче, слаще, красивее, длиннее.

За пределами литературной нормы находятся встречающиеся в речи формы простой сравнительной степени типа бойчее, звончее, богатое, слаже,

Слайд 31Формы сравнительной степени с приставкой по-, вносящей добавочное значение 'несколько,

немного

(побольше, посильнее, повыше),
допустимы лишь в разговорной речи,

в

книжной же следует употреблять конструкции
немного больше, несколько сильнее.

Формы сравнительной степени с приставкой по-, вносящей добавочное значение 'несколько, немного (побольше, посильнее, повыше), допустимы лишь в

Слайд 32При употреблении форм сравнительной степени должен быть указан объект сравнения:



Сейчас нет задачи важнее, чем выполнение плана (из газет);
И

нет ничего сложнее внутреннего мира человека (В. Тендряков).

Предложения типа
Эта комната более чистая и светлая
не соответствуют нормам литературного языка.

При употреблении форм сравнительной степени должен быть указан объект сравнения: Сейчас нет задачи важнее, чем выполнение плана

Слайд 33Распространенными ошибками является образование:
сравнительной и превосходной степеней сравнения путем соединения

аналитической и синтетической форм:
более сильнее, самый сильнейший

2) плеонастических сочетаний

типа
несколько noподробнее (форма поподробнее имеет значение 'несколько, немного );


Распространенными ошибками является образование:сравнительной и превосходной степеней сравнения путем соединения аналитической и синтетической форм: более сильнее, самый

Слайд 343) форм сравнительной степени от относительных прилагательных:
более синонимический ряд,

более разговорный вариант.
Такие формы допускаются в произведениях художественной литературы,

где их употребление стилистически мотивировано:
Мы хороним самого земного изо всех прошедших на земле людей (В. Маяковский);
В такой непроглядный вьюжный вечер успех решался не тем, кто железней или метче, а удачливей кто (Л. Леонов);

4) форм превосходной степени путем присоединения к прилагательным в форме положительной степени приставки наи-.
наивыгодный, наиприятный.
3) форм сравнительной степени от относительных прилагательных: более синонимический ряд, более разговорный вариант. Такие формы допускаются в

Слайд 35Ошибки в употреблении местоимений

Ошибки в употреблении местоимений

Слайд 36Не соответствует литературной норме употребление (без особого стилистического задания) личного

местоимения в функции второго подлежащего
Плюшкин... он отрицательный герой романа.

Не соответствует литературной норме употребление (без особого стилистического задания) личного местоимения в функции второго подлежащего Плюшкин... он

Слайд 37Нежелательно в речи дублирование одного и того же местоимения: Когда

он получил отпуск, он уехал в деревню
(лучше Получив отпуск,

он уехал... или Он получил отпуск и уехал...).

Нежелательно в речи дублирование одного и того же местоимения: Когда он получил отпуск, он уехал в деревню

Слайд 38Местоимение они не следует соотносить с собирательными или отвлеченными существительными,

имеющими форму единственного числа.
Например:

Юношество живо откликнулось на этот

призыв, и вот
они уже едут осваивать целинные земли;
Студенческая молодежь поехала в колхозы, там они будут работать в течение месяца.

В таких случаях целесообразно заменить собирательное или отвлеченное существительное конкретным
(юноши вместо юношество, студенты вместо студенческая молодежь).

Местоимение они не следует соотносить с собирательными или отвлеченными существительными, имеющими форму единственного числа. Например: Юношество живо

Слайд 39Распространенной ошибкой в речи является смешение притяжательных местоимений мой, твой,

его и других с возвратно-притяжательным свой:

Я не находил применения

моим рукам (надо своим),

У матери всегда находилось доброе слово для ее дочерей и сыновей (надо своих).

Распространенной ошибкой в речи является смешение притяжательных местоимений мой, твой, его и других с возвратно-притяжательным свой: Я

Слайд 40Образование и употребление глагольных форм

Образование и употребление глагольных форм

Слайд 41Глаголы полоскать, колыхать, мурлыкать, плескать, рыскать и некоторые другие образуют

двоякие формы настоящего времени:
с чередованием согласных (полощет, колышет и

т.д.)
и без чередования (полоскает, колыхает и т.д.).
Первые общелитературные, вторые свойственны разговорному стилю. Стилистически дифференцируются также формы настоящего времени глаголов мяукать (мяукает — мяучит), сыпать (сыплет — сыпет), щипать (щиплет — щипет),

повелительного наклонения глаголов
ехать (поезжай — езжай — едь), положить (положи — положь), класть (клади — поклади), лечь (ляг — ляжь), пойти (пойди — поди), подоить (подои — подои) и др.

Общелитературными являются первые из них, вторые имеют просторечный характер и в литературном языке не употребляются.

Глаголы полоскать, колыхать, мурлыкать, плескать, рыскать и некоторые другие образуют двоякие формы настоящего времени: с чередованием согласных

Слайд 42Варианты форм типа

подытоживать — подытаживать, обусловливать — обуславливать, сосредоточивать

— сосредотачивать, уполномочивать — уполномочивать

различаются как книжные (с гласным

о в корне) и разговорные (с гласным а).

Варианты форм типа подытоживать — подытаживать, обусловливать — обуславливать, сосредоточивать — сосредотачивать, уполномочивать — уполномочивать различаются как

Слайд 43Задание 1.

Определите род приведенных ниже существительных. Проверьте значение незнакомых слов

по словарю. Составьте словосочетания с этими существительными.

Газель, кенгуру, кадриль, жабо,

цунами, бикини, кашне, алоэ, рантье, aтташе, импресарио, контральто, регби, эмбарго, банджо, ралли, пенальти, сирокко, кольраби, салями, авеню, сулугуни, хинди, иваси, какаду, денди, рефери, портье, цеце, конферансье, кюре, гризли, крупье, пери, бра, идальго.
Задание 1.Определите род приведенных ниже существительных. Проверьте значение незнакомых слов по словарю. Составьте словосочетания с этими существительными.	Газель,

Слайд 44Задание 2.

Объясните, почему для приведенных ниже существительных свойственны колебания в

роде. Проверьте значение незнакомых слов по словарю.


Авто, арго, бренди, виски,

медресе, мокко, эсперанто, визави, протеже, инкогнито, колибри, парвеню, хиппи, манго, ноу-хау.
Задание 2.Объясните, почему для приведенных ниже существительных свойственны колебания в роде. Проверьте значение незнакомых слов по словарю.	Авто,

Слайд 45Задание 3.
Определите род аббревиатур. Объясните, по каким принци­пам распределяются по

родам аббревиатуры. Допишите окончания глаголов, согласуя подлежащее со сказуемым.

ЗАГС, ЗАКС,

ТЮЗ, ВГИК, СОЭ, ГЭС, ЖЭК, ВАК, НАТО, РЭУ, СНГ, НИИ, МИД, РОНО.

МГУ празднова... юбилей.
ООН приня... к рассмотрению документ.
РИА сообщи... об этом на прошлой неделе.
ТАСС уполномоче... заявить.
Задание 3.Определите род аббревиатур. Объясните, по каким принци­пам распределяются по родам аббревиатуры. Допишите окончания глаголов, согласуя подлежащее

Слайд 46Задание 4.

Вставьте пропущенные окончания прилагательных.


1. Солнечн... Сочи.
2. Широк... Миссисипи.
3. Полноводн...

Эри.
4. Живописи... Капри.
5. Знаменит... Лимпопо.
6. Древн... Баку.
7. Далек... Килиманджаро.
8. Загазованн...

Мехико.
Задание 4.Вставьте пропущенные окончания прилагательных.1. Солнечн... Сочи.	2. Широк... Миссисипи.		3. Полноводн... Эри.			4. Живописи... Капри.				5. Знаменит... Лимпопо.					6. Древн... Баку.						7.

Слайд 47Задание 5.

Замените формы множественного числа на формы единственного числа.


Забавные шимпанзе,

белоснежные манжеты, деревянные ставни, проржавевшие рельсы, рыжие бакенбарды, черные ботфорты,

изящные фламинго, маленькие пони, пугливые выхухоли, старинные псалтыри.
Задание 5.Замените формы множественного числа на формы единственного числа.	Забавные шимпанзе, белоснежные манжеты, деревянные ставни, проржавевшие рельсы, рыжие

Слайд 48Задание 6.

Выберите правильный вариант формы единственного числа для следующих существительных.

Проверьте правильность употребления этих форм по словарю.


Георгины, спазмы, тапки, туфли,

заусеницы (заусенцы), плацкарты, скирды, банкноты, эполеты, щупальца.
Задание 6.Выберите правильный вариант формы единственного числа для следующих существительных. Проверьте правильность употребления этих форм по словарю.	Георгины,

Слайд 49Задание 7.

Раскройте скобки, поставив существительные в форму множественного числа.


1. (Вексель)

предъявлены к оплате.
2. Все (директор) прибыли на совещание.
3. На кафедре

работают (профессор, кандидат наук).
4. Для воздвигающегося храма отливают (колокол).
5. Над городом возносятся золоченые (купол),
6. Территория делится на отдельные (округ).
7. (Бухгалтер) заполняют приходные (ордер).
8. (Загранпаспорт) оформляются в ОВИРе.
9. На конвертах ставятся (штемпель).
Задание 7.Раскройте скобки, поставив существительные в форму множественного числа.1. (Вексель) предъявлены к оплате.2. Все (директор) прибыли на

Слайд 50Задание 8.
Объясните смысловую разницу у следующих пар существительных. Образуйте подходящие

по смыслу словосочетания с этими существительными


Образы - образа, тормозы -

тормоза, лагери - лагеря, годы - года, кор­пусы - корпуса, мехи - меха, ордены - ордена, пропуски - пропуска, крендели - кренделя.
Задание 8.Объясните смысловую разницу у следующих пар существительных. Образуйте подходящие по смыслу словосочетания с этими существительными	Образы -

Слайд 51Задание 9.
Поставьте приведеннные существительные в форму родительного падежа множественного числа


Рельсы, баржи, чулки, носки, помидоры, рожки, саперы, ремесла,

боты, заморозки, ходули, макароны, хоромы, будни, ясли, подмостки, грабли, розги, няни, калмыки, апельсины, дрязги, выкрутасы, дела, умения, болота.
Задание 9.Поставьте приведеннные существительные в форму родительного падежа множественного числа  Рельсы, баржи, чулки, носки, помидоры, рожки,

Слайд 52Задание 10
Поставьте приведеннные существительные в форму родительного падежа множественного числа

Граммы, патиссоны, брюки, баклажаны, грузины, гренадеры, амперы, сапоги, хорваты,

партизаны, панталоны, омы, турки, яблоки, валенки.
Задание 10Поставьте приведеннные существительные в форму родительного падежа множественного числа  Граммы, патиссоны, брюки, баклажаны, грузины, гренадеры,

Слайд 53Задание 11
От приведенных ниже прилагательных образуйте, где это возможно, сравнительную

и превосходную степень, выбирая простую или составную форму степеней сравнения

Сильный, добрый, живой, постыдный, смелый, деревянный, важным прижимистый, лесной, теплый, плохой, дружественный, передовой, женатый, мерзкий, долгий, ранний, карий, серьезный, сердечный, подходящий, алюминиевый, просторный, американский, тесный, серьезный, продуктивный.
Задание 11От приведенных ниже прилагательных образуйте, где это возможно, сравнительную и превосходную степень, выбирая простую или составную

Слайд 54Задание 12
Сформулируйте принцип, по которому приведенные ниже словосочетания с превосходной

степенью сравнения прилагательного можно разделить на две группы

Высочайшая

гора мира; в самое ближайшее время; крупнейшая планета Солнечной системы; мельчайшие пылинки; изготовить с высочайшей точностью; худшие показатели за весь год; честнейший человек; жесточайшее col противление; старейший сотрудник отдела; для скорейшего окончания кризиса.
Задание 12Сформулируйте принцип, по которому приведенные ниже словосочетания с превосходной степенью сравнения прилагательного можно разделить на две

Слайд 55Задание 13
Образуйте краткую форму от приведенных ниже прилагательных. Укажите возможные

варианты

Двойственный, современный, невежественный, мелочный, надменный, торжественный, длинный, таинственный,

несомненный, подлинный, победный, обыкновенный, пустынный, забавный.
Задание 13Образуйте краткую форму от приведенных ниже прилагательных. Укажите возможные варианты  Двойственный, современный, невежественный, мелочный, надменный,

Слайд 56Задание 14
Проанализируйте смысловые различия в приведенных ниже сочетаниях с краткой

и полной формами прилагательных
Старик больной - старик болен; девушка

счастливая - девушка счастлива; шкаф высокий - шкаф высок; брюки короткие - брюки коротки; задача трудная - задача трудна; лицо спокойное -лицо спокойно.
Задание 14Проанализируйте смысловые различия в приведенных ниже сочетаниях с краткой и полной формами прилагательных 	Старик больной -

Слайд 57Задание 15
Выберите нужную полную или краткую форму имени прилагательного
1.

Предложенные к закону поправки и дополнения (существенны, существенные).
2. Требования к

работникам завода были (своевременны, своевременные, своевременными).
3. Изменение графика отпусков (нежелательно, нежелательное).
4. Проведение консультаций со специалистами (необходимое, необходимо).
5. Данная проблема при сложившихся обстоятельствах оказалась (неразрешима, неразрешимая, неразрешимой).
6. Этот ученый (известный, известен) своими работами по биохимии.
7. Учитель был (добрым, добр, добрый) к ученикам.
8. Этот юноша весьма (легкомыслен, легкомысленен).
9. Каждый работник (ответствен, ответственен) за порученное ему дело.
10. Новый гимн ((торжествен, торжественен).
11. Работа (несвободна, несвободная) от недостатков.
Задание 15Выберите нужную полную или краткую форму имени прилагательного 1. Предложенные к закону поправки и дополнения (существенны,

Слайд 58Задание 16
Раскройте скобки, выбрав правильный вариант личного местоимения. Укажите возможность

использования обоих вариантов
Между нами и (ими - ними), при помощи

(ее - нее), около (их - них), наперекор (ему - нему), за всеми (ими - ними), без (его - него), по поводу (ее - нее), старше (его - него), за исключением (их - них), для всех (их - них), соответственно (им - ним), перед (ей - ней), мимо (его - него), лучше (их - них).
Задание 16Раскройте скобки, выбрав правильный вариант личного местоимения. Укажите возможность использования обоих вариантов	Между нами и (ими -

Слайд 59Задание 17
Устраните ошибки

Вокруг их разгорелся спор.
Благодаря ней мы

смогли пойти на экскурсию.
Этот вопрос не представляет интереса для

их.
У него нет ни минуты свободного времени.
Впереди его мелкой рысцой бежала серая лошадка.
Здание нового цеха -оно окружено цветниками.

Задание 17Устраните ошибки Вокруг их разгорелся спор. Благодаря ней мы смогли пойти на экскурсию. Этот вопрос не

Слайд 60Задание 18
Прочитайте предложения, выбирая правильный вариант местоимения

1. Кабанова деспотически обращается

с членами (ее, своей) семьи.
2. Провинциальных чиновников с (их, своими)

интересами Гоголь показал в комедии «Ревизор».
3. Гоголь показал, как чиновники относились к (их, своим) обязанностям.
4. Жена и дочь городничего мало чем отличаются друг от друга У (обоих, обеих) много кокетства и легкомыслия.
5. К Хлестакову являются также Бобчинский и Добчинский, и у (обоих, обеих) он просит взаймы денег.
Задание 18Прочитайте предложения, выбирая правильный вариант местоимения1. Кабанова деспотически обращается с членами (ее, своей) семьи.2. Провинциальных чиновников

Слайд 61Задание 19
Определите смысловые и грамматические различия, проявляющиеся в приведенных ниже

парах глаголов. Составьте сочетания или предложения с этими глаголами

Обессилить - обессилеть, обезволить - обезволеть, обезлесить - обезле­ сеть, обездомить - обездометь, обезводить - обезводеть, обезжирить - обезжиреть.
Задание 19Определите смысловые и грамматические различия, проявляющиеся в приведенных ниже парах глаголов. Составьте сочетания или предложения с

Слайд 62Задание 20
Попытайтесь образовать формы первого лица единственного числа от приведенных

ниже глаголов
А. Телиться, колоситься, осыпаться, гаснуть, ржаветь, горчить, мерцать, зеленеть,

кипеть, щениться, сквозить, цвести.

Б. Толпиться, сбежаться, сползтись, скопиться, перепадать, набежать, померзнуть.

B. Галдеть, убедить, победить, ерундить, дудеть, ощутить, шелестеть, чудить, колесить, грезить, затмить.

Г. Светать, смеркаться, знобить.
Задание 20Попытайтесь образовать формы первого лица единственного числа от приведенных ниже глаголов А. Телиться, колоситься, осыпаться, гаснуть,

Слайд 63Задание 21. Слова, заключённые в скобки, поставьте в нужной форме.

Мотивируйте свой выбор.
1) Вскоре мальчики очутились снова на крыше. Вместе

запустили (змей) и по очереди держали тугую, гудящую нить.
2) Я не люблю (трупы) и (покойники), и мне всегда неприятно, когда переходит мою дорогу длинная погребальная процессия.
3) Пахнет рыбой и лимоном, и духами парижанки, что под зонтиком зеленым и несет (креветки) в банке.
4) Даже такие фразы: «А вот я (ваш туз) побоку»,- зачем они.
5) Он /Онегин/ не сумел отличить в бедной девочке законченности и совершенства и действительно, может быть, принял ее за («нравственный эмбрион»).
6) А не хотите ли со мной есть (устрицы)?
Задание 21.  Слова, заключённые в скобки, поставьте в нужной форме. Мотивируйте свой выбор.  1) Вскоре

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика