Слайд 1Грамматика
Термин «грамматика» (др-гр. gramma – «буква», grammatike techne – «письменное
искусство») обозначает
а) науку – один из разделов языковедения,
б)
объект этой науки – грамматический строй языка.
Слайд 3План
Морфемика и словообразование.
Грамматическое значение и средства его выражения.
Грамматическая категория.
Понятие о
частях речи.
Слайд 5Морфемика
Морфемный строй языка, совокупность вычленяемых в слове морфем и
их типы; раздел языкознания, изучающий морфемный строй языка.
Слайд 6Морфема (от др-греч. «форма»)
минимальная значащая часть слова; языковая единица,
обладающая своим планом содержания и планом выражения, но (в отличие
от слова и предложения) не способная к самостоятельному функционированию.
Слайд 7Морфема
не несёт самостоятельного лексического значения;
значения: лексико-грамматическое (словообразовательное) и
собственно грамматическое;
выполняет строевую функцию.
Слайд 8 Условием для выделения морфемы является её повторяемость в составе разных
слов:
hunter - «охотник»
raider – «участник рейда, облавы»
reformer – «преобразователь»
golfer –
«игрок в гольф»
-er «лицо, признаком которого является действие, названное в предыдущей морфеме».
Ср.: Mixer – инструмент, аппарат, приспособление
Слайд 9Типы морфем:
Корневая морфема
Носитель вещественного значения; обязательная часть слова.
Указывает на происхождение
лексемы, соотнося её с другими, родственными словами.
Слайд 10Аффиксальная морфема
(от лат. аffixum – «прикреплённое»)
Носитель абстрактного грамматического или
словообразовательного значения; факультативна.
Слайд 11Виды аффиксальных морфем
Префиксы (приставки) стоят до корня: unnatural, irregular,
impossible, бесхозный, постмодернизм;
Суффиксы стоят после корня: компьютерщик, учительница, mixture, actor,
trainee;
Постфиксы стоят после окончания:
занимаются, что-нибудь;
Слайд 12Интерфикс – морфема, стоящая между корнями в сложных словах:
теплоход, бурелом,
сверхзадача
Конфикс / циркумфлекс – прерывистый аффикс опоясывающего типа:
нем. ge…n
(в прич. прош. вр. genommen - названный)
Слайд 13Трансфикс – аффикс, разрывающий корень из согласных звуков определенными гласными:
арабск. Нарун «огонь» - ниранун «огни»
Инфикс – разрывающий непрерывный аффикс,
вставленный в корень или др. морфему:
лит. Ju-n-tu
ср. Jutau от justi «чувствовать»
Слайд 14По выполняемой функции:
словообразующие (деривационные) морфемы;
формообразующие (словоизменительные) морфемы.
Слайд 15Словообразующие морфемы
Служат для формирования новых слов. Вместе с корнем
составляют морфологическую основу слова, которая содержит лексическое значение и остаётся
неизменной при образовании форм слова.
Useful, usefulness, useless, usage
Дом – домик
домик-а
домик-у
Слайд 16Словоизменительные морфемы
выполняют грамматические функции: относят слово к тому или иному
грамматическому классу (образуют словоформу).
Флексия (окончание): рука – руки
Нулевая флексия: тетрадь[]
Слайд 17Префикс (приставка): в суахили префикс выбирается в зависимости от класса
сущ.:
mtu mdogo «человек маленький»
ndege ndogo «птица маленькая»
pahali padogo
«место маленькое»
В русск. яз.:
читаю – читал (форма прош. вр.)
весёлый – веселее (форма сравнительной степени).
Слайд 18Словообразование
изучает функционирование морфем в слове, их использование для производства новых
слов (в диахронии) или для обозначения производности готовых слов (в
синхронии).
Деривация - процесс образования новых слов.
Слайд 19Понятие производности
По своей словообразовательной структуре все слова делятся на производные
(содержащие словообразовательные аффиксы) и непроизводные (не имеющие аффиксы, корневые).
Производящая основа
+ морфема = производное слово:
велосипед + ист «носитель признака» = велосипедист
Ср.: Хоккеист, журналист, расист, куплетист…
Ср.: пофигист, спинист…
Слайд 20Понятие мотивированности
Производная основа первоначально всегда мотивирована, т.е. сохраняет связь с
производящей основой, но со временем происходит утрата словообразовательных связей.
ср.: рука
– рукав; но рука – выручка «помощь», «прибыль»;
загс, гост, ликбез (ликвидация безграмотности), шкраб (школьный работник);
перчатки, перстень ← перст
Слайд 22Продуктивные модели
активно используются для производства новых слов:
русск. яз.
-щик/-чик – перевозчик,
застройщик, пиарщик, заказчик;
англ. яз.
–ist : environmentalist
-y: cuty, smarty,
lefty, sweety
Слайд 23Непродуктивные модели
выходят из употребления:
Шило, рыло, одеяло, мыло…
раньше: –л- «орудие
действия»;
сейчас: непроизводное
Слайд 24Словообразовательные средства позволяют соотнести слово с определенным грамматическим классом.
Варкалось. Хливкие
шорьки
Пырялись по наве.
И хрюкотали зелюки,
Как мюмзики в мове.
Л. Кэрролл
«Алиса в
Зазеркалье»
Слайд 26
Аффиксальные: слова образуются при помощи аффиксальных морфем (приставок, суффиксов, постфиксов).
Композитивные:
мотивирующими являются несколько слов.
Обособленные.
Слайд 271. Аффиксальные способы
Префиксальный
Дед – прадед, бежать - отбежать
Суффиксальный
Жена – женатый,
дом – домик
Нуль-суффиксальный
Визжать – визг, помогать - помощь
Суффиксально-префиксальный (рамочный)
Без денег
– безденежный, при школе - пришкольный
Слайд 28Префиксально-постфиксальный
Гулять – нагуляться
Суффиксально-постфиксальный
Женатый – жениться, гордый - гордиться
Префиксально-суффиксально-постфиксальный
Собака – насобачиться,
крыса - окрыситься
Слайд 29Композитивные способы
1. Слияние – соединение в новую лексему мотивирующего словосочетания
а)
сращение – лексикализация словосочетания:
ума лишённый - умалишенный
б) аббревиация - слияние
в одно слово усеченных слов:
сбербанк, ТПУ; WTO, NATO
Слайд 302. Способ сложения
Синтаксическая связь слов, образующих новую единицу, в образуемом
слове не отражена.
а) основосложение
цветомузыка, железнодорожный
б) словосложение
тихо-тихо, дом-музей,
в) контаминация (смешение)
Владлен,
пиркофен, ломастер
Слайд 31Обособленные способы
Морфолого-синтаксический
столовая, жареный, утром, хотя
Лексико-семантический
спутник (лет. аппарат), отмыть (деньги)
Усечение
Людмила – Мила, дюралюминий – дюраль
Info – information, Doc –
doctor, Demo – demonstration
Слайд 32Синкопа
Радиостанция – рация
blends (слова-слитки).
Ср. Brunch = breakfast+lunch
Biopics = biography+ picture
Dramedy =
drama +comedy
Edutainment= education+ entertainment
Слайд 33Компрессивы
сложные слова, образованные на базе словосочетаний или предложений:
A pick-me-up (тонизирующее
средство)
A shoot-them-up (фильм о шпионах).
Слайд 34Морфология
учение о частях речи (о лексико-грамматических классах слов);
учение о словоформах,
грамматических формах.
Слайд 36Сравните:
Берёза - «дерево с белой корой и сердцевидными листьями».
Сущ.,
ж.р., неодуш., 1 скл., И.п., ед.ч.
Сумка - «изделие для вмещения
и переноса вещей».
Сущ., ж.р., неодуш., 1 скл., И.п., ед.ч.
Слайд 39Грамматическая форма (ГФ)
Внешнее, материальное выражение грамматического значения.
ГФ - один
из морфологических вариантов слова.
Совокупность противопоставленных друг другу форм, взятых в
определенной последовательности, называется парадигмой.
Слайд 40Парадигма словоформ
И.п. рука
Р.п. руки
Д. п. руке
В.п. руку
Т.п. рукой
П. п. руке
руки
рук
рукам
руки
руками
(о)
руках
Слайд 41Парадигма класса слов
1-е склонение существительных
Единственное число
И.п. –а, -я
Р.п. –и, -ы
Д.п.
–е, -и
В.п. –у, -ю
Т.п. -ой, -ей
П.п. –е, -и
Множественное
-и, -ы
0
-ам, -ям
-и,
-ы, 0
-ами, -ями
-ах, -ях
Слайд 42Неполная (ущербная) парадигма
Образование мн.ч. в англ. яз.:
Brother – Brothers
Bee –
Bees
Lamp – Lamps
Но:
Sheep, deer, swine
Слайд 43Избыточная парадигма
для выражения какого-то грамматического значения существует несколько вариантов формы:
русск.: учители и учителя; рукой и рукою;
польск.: bohater (ед.ч.) –
bohaterowie, bohaterzy (мн. ч.)
oficer – oficerowie, oficerzy
Слайд 44Грамматические средства -
средства выражения грамматического значения.
ГФ – всё слово;
ГС – его часть.
Формообразующие чередование, ударение,
аффиксы порядок слов, инверсия,
супплетивизм и
др.
Слайд 45Синтетические
грамматические средства:
окончание (флексия): книга, книгу;
суффикс: переделать – переделывать;
префикс: делать – сделать;
постфикс: мою (ребёнка) – моюсь (сам).
Слайд 46Аналитические
грамматические средства
внутренняя флексия (значимое чередование фонем в корне слова):
ляг – лёг;
В англ. чередование зв. и гл. согл.
для различения частей речи: House /s/ - to house /z/ ; To close /z/ - close /s/
В нем. яз. умлаут (перегласовка): Mutter – Mütter (мать – ед. и мн.ч.), Bruder – Brüder (брат – ед. и мн.ч.), ср.: Mouse – mice, Goose – geese.
Слайд 47Аналитические
грамматические средства
супплетивизм (от лат. suppletivus – дополняющий) – образование
форм одного слова от разных основ: человек – люди, хороший
– лучше; good – better – the best .
служебные слова (предлоги, союзы, частицы, артикли, вспомогательные глаголы и др.): читал бы (наклонение); a man – the man (определённость – неопределенность); буду читать (время).
Слайд 48Аналитические
грамматические средства
интонация;
порядок слов: Мать любит дочь. Дочь любит мать;
редупликация
– повтор корневой морфемы или целого слова: синий-синий; просишь-просишь
ударение:
руки – Р.п. ед., руки – И.п. мн.ч.; compress (n) – сжатие и compress (v) – сжимать, сдавливать
Слайд 49Грамматическая категория -
система противопоставленных друг
другу грамматических значений
вместе
с системой выражающих их
формальных средств.
ГК есть в языке, ГЗ
есть у слова, предложения.
Например: ГК падежа, числа;
ГЗ травами – Т.п. мн.ч.
Слайд 50Языки отличаются друг от друга:
наличием ГК;
количеством ГК;
набором выражаемых ГК значений.
В
РЯ и НЯ есть категория падежа, но в РЯ она
состоит из 6 значений, в НЯ – из 4.
Ср. в англ. яз.: ед. ч. сущ. общ. п. - притяж. п.: bee – bees speed
Слайд 51Части речи; сущ.: род, одуш. – неодуш.; гл.: вид
Сущ.: падеж,
число; гл.: наклонение, лицо, время; прилаг.: род и т.д.
Слайд 52Части речи
Самые крупные классы слов, выделяющиеся на основе их общих
семантических и грамматических свойств.
Слайд 53Грамматические категории
частей речи
Слова одной части речи должны…
иметь общее лексико-грамматическое
значение;
иметь общие морфологические свойства;
отличаться основными синтаксическими функциями;
иметь свои способы словообразования.