Разделы презентаций


ГРАММАТИКА

Содержание

Наряду с уникальным лексическим значением каждое слово имеет грамматическое значение, которое объединяет его с другими словами:пол, стол, молоток – сущ., м.р., ед.ч., им.п.Грамматическое значение

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ГРАММАТИКА
Грамматическое значение.
Грамматическая форма.
Грамматические способы.
Грамматическая категория.

ГРАММАТИКАГрамматическое значение.Грамматическая форма.Грамматические способы.Грамматическая категория.

Слайд 2Наряду с уникальным лексическим значением каждое слово имеет грамматическое значение,

которое объединяет его с другими словами:
пол, стол, молоток – сущ.,

м.р., ед.ч., им.п.

Грамматическое значение

Наряду с уникальным лексическим значением каждое слово имеет грамматическое значение, которое объединяет его с другими словами:пол, стол,

Слайд 3 «Грамматическими значениями называют те элементы содержания, которые стоят за грамматическими

правилами»
[Маслов 1987]

«Грамматическими значениями называют те элементы содержания, которые стоят за грамматическими правилами»[Маслов 1987]

Слайд 4Уберем реляционные морфемы: Маленький, девочка, целый, вечер, рисовать, свой, братишка,

цветной, карандаш.
Уберем словоизменительные флексии: маленьк-, девочк-, цел-, вечер, рисов-,

свой-, братишк-, цветн-, карандаш.
Уберем деривационные морфемы:
мал-, дев-, цел-, вечер-, рис-, свой-, брат-, цвет-, карандаш.

Смысл без формы понять сложно! 


ПРИМЕР

Уберем реляционные морфемы: Маленький, девочка, целый, вечер, рисовать, свой, братишка, цветной, карандаш. Уберем словоизменительные флексии: маленьк-, девочк-,

Слайд 5 Сяпала Калуша по напушке. И увазила Бутявку…и волит: - Калушата! Калушаточки!

Бутявка! Калушата присяпали, присяпали, да Бутявку стрямкали. И подудонились. А Калуша волит: -

Осе! Осе! Бутявка-то некузявая! Калушата Бутявку вычучили. Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки. А Калуша волит калушатам: - Калушаточки! Не трямкайте бутявок, бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок дудонятся. А Бутявка волит за напушкой: - Калушата подудонились! Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые! Тфу!

А бывает ли форма без смысла?

Сяпала Калуша по напушке. И увазила Бутявку…и волит:  - Калушата! Калушаточки! Бутявка!  Калушата присяпали, присяпали,

Слайд 6Грамматическое значение – это абстрактное языковое содержание грамматической единицы, имеющее

стандартное выражение и выступающее как добавочное значение к лексическому.
ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ

Грамматическое значение – это абстрактное языковое содержание грамматической единицы, имеющее стандартное выражение и выступающее как добавочное значение

Слайд 7 Модель типичной русской фразы по правилам русского синтаксиса с реальными

русскими суффиксами и окончаниями:
Глок-ая куздр-а штек-о будла-нула бокр-а
и курдяч-ит

бокр-енка



Л.В. Щерба

Модель типичной русской фразы по правилам русского синтаксиса с реальными русскими суффиксами и окончаниями:	Глок-ая куздр-а штек-о будла-нула

Слайд 8ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ
Оно свойственно не только словам и
словоформам, но и

словосочетаниям и предложениям.
Оно выражается мимоходом, зачастую не осознается носителями языка.
Если

число лексических значений языка неисчислимо, то количество грамматических значений ограничено.
ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕОно свойственно не только словам и 	словоформам, но и словосочетаниям и предложениям.Оно выражается мимоходом, зачастую не

Слайд 9РАЗГРАНИЧЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО И ГРАММАТИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЙ

РАЗГРАНИЧЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО И ГРАММАТИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЙ

Слайд 10Любое грамматическое значение имеет свое внешнее, материальное выражение – грамматическую

форму.
Грамматическая форма - это та часть формы слова, словосочетания

или предложения, которая выражает их грамматические значения.
Понятие грамматической формы тесно связано с понятием парадигмы.

ГРАММАТИЧЕСКАЯ ФОРМА

Любое грамматическое значение имеет свое внешнее, материальное выражение – грамматическую форму. Грамматическая форма - это та часть

Слайд 11Парадигма – это совокупность грамматических форм слова или класса слов,

модель изменения слова или предложения. Выделяют морфологические и синтаксические парадигмы.
Морфологическая

парадигма – это совокупность грамматических форм (граммем) одного слова. Форма слова состоит из инвариантной, неизменяемой, части и изменяемой (флексии).
Синтаксическая парадигма в простейшем случае может быть представлена следующим образом:
Мальчик читает книгу.
Мальчик книгу читает.
Читает мальчик книгу.
Читает книгу мальчик.
Книгу читает мальчик.
Книгу мальчик читает.

ГРАММАТИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА

Парадигма – это совокупность грамматических форм слова или класса слов, модель изменения слова или предложения. Выделяют морфологические

Слайд 12Грамматический способ (грамматическое средство) – это материальное средство выражения грамматического значения.


В языках мира количество грамматических способов ограниченно и исчисляемо.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ СПОСОБЫ

Грамматический способ (грамматическое средство) – это материальное средство выражения грамматического значения. В языках мира количество грамматических способов ограниченно

Слайд 13 Ударение, переходя с одного слога на другой, может изменять его

грамматическое значение.

Так, в русском языке:
руки -форма мн. ч.

им. пад.,
а руки – форма ед. ч. род. пад.
В английском языке export – существительное, export – глагол.

1. УДАРЕНИЕ

Ударение, переходя с одного слога на другой, может изменять его грамматическое значение. 		Так, в русском языке: 	руки

Слайд 14Чередование представляет собой фонетическое изменение гласных или согласных, которое служат

для выражения грамматического значения.
Чередование согласных используется, например, при образовании

основных форм некоторых английских глаголов:
send – sent, bend – bent.

2. ЧЕРЕДОВАНИЕ

Чередование представляет собой фонетическое изменение гласных или согласных, которое служат для выражения грамматического значения. Чередование согласных используется,

Слайд 15Огласовки корня в семитских языках:
KTB - «письмо», «написание»;
KaTaBa -

«написал»;
KuTiBa – «был написан»;
KaTiBu – «пишущий»;
KiTaB – «книга»;
uKTuB – «пиши».
ВНУТРЕННЯЯ

ФЛЕКСИЯ
Огласовки корня в семитских языках:	KTB - «письмо», «написание»; 	KaTaBa - «написал»;	KuTiBa – «был написан»;	KaTiBu – «пишущий»;	KiTaB –

Слайд 16ЧЕРЕДОВАНИЯ ГЛАСНЫХ

ЧЕРЕДОВАНИЯ ГЛАСНЫХ

Слайд 17Полное или частичное повторение корня, основы или целого слова без

изменения звукового состава или с частичным изменением его. Чаще всего

служит для выражения интенсивности действия или количества предметов (мн. ч.).


3.ПОВТОР (РЕДУПЛИКАЦИЯ)

Полное или частичное повторение корня, основы или целого слова без изменения звукового состава или с частичным изменением

Слайд 18(япон.) jama «гора» – jamajama «горы».
Повторы в японском языке

иногда сопровождаются фонетическими изменениями – озвончением согласного второго компонента:
hito

«человек» – hitobito «люди»;
kuni «страна» – kuniguni «страны».
(сомали) fen - «глодать»;
fen-fen - «обглодать со всех сторон»;
(вьетн.) vang «желтый»;
vang-vang - «желтоватый»;
ngay «день»; ngay-ngay - «день за днем».
(рус.) Сидите тихо-тихо; Выросла репка большая-пребольшая.
(япон.) jama «гора» – jamajama «горы». Повторы в японском языке иногда сопровождаются фонетическими изменениями – озвончением согласного

Слайд 19 Аффиксация – присоединение к корням (или основам) аффиксов:
(нем.) Kind

– Kinder (ребенок – дети);
(рус.) делать – сделать, нести

– принести, стул – стулья;
(англ.) book – books, dog – dogs.

4.АФФИКСАЦИЯ

Аффиксация – присоединение к корням (или основам) аффиксов: 	(нем.) Kind – Kinder (ребенок – дети); 	(рус.) делать

Слайд 20В некоторых языках грамматическое значение чаще выражается префиксами.

Так, в языке

суахили
mtu – watu («человек – «люди»);
kitu – vitu («предмет»

– «предметы»), jitu – majitu («великан – «великаны»).

4.1. префиксация

В некоторых языках грамматическое значение чаще выражается префиксами.Так, в языке суахили 	mtu – watu («человек – «люди»);	kitu

Слайд 214.2. Тенденции аффиксации

4.2. Тенденции аффиксации

Слайд 224.3. Различия фузии и агглютинации

4.3. Различия фузии и агглютинации

Слайд 23 Соединение корневой морфемы с другой корневой морфемой. В результате возникают

новые слова (сложение используется при словообразовании):
(нем.) Kopf+schmerz=kopfschmerz («головная боль»);
(англ.)

type+writer=typewriter («пишущая машинка»).
В русском возможны случаи как с соединительными гласными, так и без них: пар-о-воз, пар-о-ход, земл-е-мер, кино-театр, кол-хоз.

5.СЛОЖЕНИЕ

Соединение корневой морфемы с другой корневой морфемой. В результате возникают новые слова (сложение используется при словообразовании): 	(нем.)

Слайд 24 Соединение в одном словоизменительном ряду
разных корней:

(рус.) брать –

взять (вид), класть – положить (вид), человек – люди (число),

ребенок – дети (число), я – мы (число), много – больше (степени сравнения);
(англ.) good – better – best, I – me
(нем.) gut – besser, ich – mich.

6. СУППЛЕТИВИЗМ

Соединение в одном словоизменительном ряду 	разных корней: 		(рус.) брать – взять (вид), класть – положить (вид), человек

Слайд 25 Грамматическое значение выражено не внутри слова, а в его окружении

(знаменательные слова сопровождаются служебными, которые выполняют ту же функцию, что

и аффиксы).
К служебным словам относят предлоги, союзы, частицы, артикли, вспомогательные глаголы, слова степени, «пустые слова»:
пойти к метро (падежные отношения);
буду читать (значение будущего времени);
самая красивая (превосходная степень сравнения);
the cat – a cat (определенность/неопределенность).

7. СЛУЖЕБНЫЕ СЛОВА

Грамматическое значение выражено не внутри слова, а в его окружении (знаменательные слова сопровождаются служебными, которые выполняют ту

Слайд 26 Изменение порядка слов – используется для выражения смысловых отношений между

словами в предложении:
Мать любит дочь – Дочь любит мать.


Глухие ученые – Ученые глухие (словосочетание – предложение).
Glass bottle («стеклянная бутылка») – bottle glass («бутылочное стекло»);
The hunter killed the lion («Охотник убил льва») – The lion killed the hunter («Лев убил охотника»).

8. ИЗМЕНЕНИЕ ПОРЯДКА СЛОВ

Изменение порядка слов – используется для выражения смысловых отношений между словами в предложении: 	Мать любит дочь –

Слайд 27Интонация указывает на фразовые отношения, т.е. связана с предложением.
Интонация зависит

от модальности высказывания (выражение сомнения, удивления, побуждения, вопроса):
Он пришел.–

Он пришел? – Он пришел!
От интонации зависит смысловое членение высказывания:
Ходить долго – не мог.
Ходить – долго не мог.

9. ИНТОНАЦИЯ

Интонация указывает на фразовые отношения, т.е. связана с предложением.Интонация зависит от модальности высказывания (выражение сомнения, удивления, побуждения,

Слайд 28АНАЛИТИЗМ И СИНТЕТИЗМ

АНАЛИТИЗМ И СИНТЕТИЗМ

Слайд 29Определите, какими грамматическими способами выражены грамматические значения в данных примерах:
рус.

яз.: 
книга – книгу, я – меня, нас'ыпать – насыпáть, ляг

– лёг, читаю – буду читать, говоришь – говорит, напишу – напишем, даём – дадим, добрый – добрейший, пил'ы – пúлы, плохо – хуже, еле – еле-еле, тёплый – самый тёплый, иду – шёл, ходил – ходила, прибегать – прибежать, малый – меньший, светло – светлее, везу – вёз, обрéзать – обрезáть, чёрный – чёрная, сидит – сидел, тёмный – более тёмный, я встретил друга отца – я встретил отца друга.

ЗАДАНИЕ

Определите, какими грамматическими способами выражены грамматические значения в данных примерах:	рус. яз.: 	книга – книгу, я – меня, нас'ыпать

Слайд 30 англ. яз.: 
a book (книга) – the book (эта книга), 
to make (делать) – makes (делает), 
a bus (автобус) – by bus (автобусом), 
to work (работать) – I am working  (я работаю), 
a part (часть)

– parts (части), 
bad (плохой) – worst (самый плохой), 
important(важный) –more important (важнее), 
a thing (вещь) – something (что-либо), 
the teacher (учитель) – teacher's (учительский),
to live (жить) – lived (жил), 
he is (он есть) – he was (он был), 
she (она)

– her (её), tooth (зуб) – teeth (зубы), 
the man has killed the tiger  (человек убил тигра)
the tiger has killed the man  (тигр убил человека);

англ. яз.: a book (книга) – the book (эта книга), to make (делать) – makes (делает), a bus (автобус) – by bus (автобусом), to work (работать) – I am working  (я работаю), a part (часть) – parts (части), bad (плохой) – worst (самый плохой), important(важный) –more important (важнее), a thing (вещь) – something (что-либо), the teacher (учитель) – teacher's (учительский),to live (жить) – lived (жил), he is (он

Слайд 31нем. яз.: 
der Vater  (отец) – des Vaters  (отца),
gebe  (я даю) – gab (дал), 
kommen  (приходить) – das Kommen 

(приход), 
alt (старый) – am ältesten  (самый старый), 
er prüft  (он испытывает) -er ist geprüft worden  (он был

испытан), 
lesen (читать) –durchlesen  (прочитать), 
du  (ты) – dir  (тебе) – dich  (тебя), 
aufstehen  (вставать) – steh auf  (вставай), 
das Buch  (книга) – die Bücher  (книги), 
der Tisch  (стол) – dem Tisch  (столу);
нем. яз.: der Vater  (отец) – des Vaters  (отца),gebe  (я даю) – gab (дал), kommen  (приходить) – das Kommen  (приход), alt (старый) – am ältesten  (самый старый), er prüft  (он испытывает)

Слайд 32 франц. яз.: 
je  (я) – nous  (мы), 
je  (я) – moi  (меня), 
le chat  (кошка) – du chat 

(кошки) - par le chat  (кошкой), 
bon  (хороший) – meilleur  (самый хороший), 
le journal 

(газета) – les journaux  (газеты); 
Vous avez fini (Они закончили) – Avez-vous fini? (Они закончили?); 
Il suivait le sentier  (Он шёл по тропинке) –Il a suivi le sentier  (Он пошёл по тропинке).

франц. яз.: 	je  (я) – nous  (мы), 	je  (я) – moi  (меня), 	le chat  (кошка) – du chat  (кошки) - par le chat  (кошкой), 	bon  (хороший) – meilleur 

Слайд 33Совокупность однородных противопоставленных друг другу грамматических значений и регулярных способов

их выражения.
Необходимым признаком грамматической категории является единство значения и

форм его выражения.

ГРАММАТИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ

Совокупность однородных противопоставленных друг другу грамматических значений и регулярных способов их выражения. Необходимым признаком грамматической категории является

Слайд 34Содержание (семантика) грамматической категории рода обусловлено способностью существительных обозначать живых

существ обоего пола или безразлично к полу. Однако грамматической категорией

рода обладают все существительные, а не только те, что обозначают какое-либо живое существо.

Категория рода

Содержание (семантика) грамматической категории рода обусловлено способностью существительных обозначать живых существ обоего пола или безразлично к полу.

Слайд 35 (рус.яз.) Принадлежность существительных, обозначающих неживые предметы или явления, к определенному

роду определяется традицией: 
земля, отчизна относят к женскому роду, а отечество – к среднему.


В таком случае грамматическая категория считается формальной.

Категория рода в рус.языке

(рус.яз.) Принадлежность существительных, обозначающих неживые предметы или явления, к определенному роду определяется традицией: 	земля, отчизна относят к женскому роду,

Слайд 36 1. Наличие в языке грамматической категории определяется наличием нескольких соотносительных

грамматических значений, регулярно воспроизводимых в целом ряде словоформ.
2. То есть

в языке должно быть хотя бы два противопоставленных значения, как например, 2 значения падежа в англ. яз., 2 значения вида в рус. яз.

Условия существования категории

1. Наличие в языке грамматической категории определяется наличием нескольких соотносительных грамматических значений, регулярно воспроизводимых в целом ряде

Слайд 373. Кроме того, наличие категории также определяется наличием морфем, выражающих

ее значение.
Например, в английском языке есть значение рода, но нет

морфем, которые бы это значение выражали, поэтому и нет грамматической категории рода.
В русском языке, грамматическая категория рода существует, так как есть морфемы (флексии) ее выражающие: дом – книга - поле
3. Кроме того, наличие категории также определяется наличием морфем, выражающих ее значение.Например, в английском языке есть значение

Слайд 38С другой стороны в английском языке есть значение определенности/неопределенности, которое

выражается артиклями.
В русском языке это значение также существует, но выражается

оно лексически или синтаксически:
этот дом – какой-то дом
Мы подошли к дому. – Мы к дому подошли. – К дому подошли мы.
С другой стороны в английском языке есть значение определенности/неопределенности, которое выражается артиклями.В русском языке это значение также

Слайд 39Группировка словоформ по грамматическим категориям и частям речи – это

один из основных способов организации системы языка.

Значение существования категорий

Группировка словоформ по грамматическим категориям и частям речи – это один из основных способов организации системы языка.Значение

Слайд 40В зависимости от количества противопоставленных грамматических значений грамматические категории бывают

двучленные и многочленные.
Двучленная категория – категория падежа в английском языке,

категория числа в европейских языках.
Многочленная категория – категория падежа, времени в русском языке.

Виды категорий

В зависимости от количества противопоставленных грамматических значений грамматические категории бывают двучленные и многочленные.Двучленная категория – категория падежа

Слайд 41Категории по своему назначению и связям делятся на:
Морфологические категории подразделяются

на словоизменительные (формообразовательные), члены которых могут быть представлены формами одного

и того же слова в рамках его парадигмы, и классификационные, члены которых могут быть представлены разными лексемами.
Категории по своему назначению и связям делятся на:Морфологические категории подразделяются на словоизменительные (формообразовательные), члены которых могут быть

Слайд 42Категории падежа, числа существительных прилагательных, лица, числа, времени, наклонения глагола

– словоизменительные: книга – книги – книгу – книгой –

книге

Категория рода существительных и вида глаголов – классификационные:
М.р. – дом, стол, самолет, рот и т.п.
Ж.р. – книга, тетрадь, ручка и т.п.
С.р. – поле, село, кино и т.п.
Категории падежа, числа существительных прилагательных, лица, числа, времени, наклонения глагола – словоизменительные: книга – книги – книгу

Слайд 43 Основными синтаксическими категориями являются:
главные и второстепенные члены предложения;
категории

коммуникативной направленности предложений (повествовательные, вопросительные, побудительные);
категории словосочетаний в зависимости от

семантических отношений (атрибутивные, обстоятельственные, объектные) и т.п.
Основными синтаксическими категориями являются: главные и второстепенные члены предложения; категории коммуникативной направленности предложений (повествовательные, вопросительные, побудительные);категории словосочетаний

Слайд 44От грамматических категорий принято отличать лексико-грамматические категории – это такие

подклассы слов внутри определенной части речи, которые обладают общим семантическим

признаком, позволяющим выражать те или иные категориальные морфологические значения.
От грамматических категорий принято отличать лексико-грамматические категории – это такие подклассы слов внутри определенной части речи, которые

Слайд 45Например, категории
- существительного:
вещественности, собирательности, абстрактности, одушевленности/неодушевленности;
-прилагательного:
относительности, качественности;
глагола:
переходности/непереходности,

завершенности/незавершенности действия.

Например, категории- существительного: вещественности, собирательности, абстрактности, одушевленности/неодушевленности;-прилагательного: относительности, качественности;глагола: переходности/непереходности, завершенности/незавершенности действия.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика