Слайд 1Гражданская война в России
Проблемное поле: выявить влияние гражданской войны на
становление и развитие советской власти в России.
Слайд 2Определения гражданской войны:
гражданская война – борьба классов в одном обществе
гражданская
война – братоубийственная война
гражданская война – системный кризис, поражающий все
сферы общественной жизни и сопровождающийся активным противостоянием различных групп внутри этого общества
гражданская война – борьба за власть с целью навязать основной массе населения свои представления о будущем общественно-политическом устройстве
Слайд 3Промежуточная проблема: хронологические рамки Гражданской войны (революционной эпохи) в России
Лето
1918 г. – 1920 г.
Февраль 1917 г. – 1922 г.
Октябрь-ноябрь
1917 г. – 1922 г.
1905 – 1936 гг.
1917 – 1953 гг.
1905 – 1993 гг.
Слайд 4От Февраля к Октябрю 1917 г.: альтернативы общественно-политического развития России
Проблемное
поле: выявить факторы, определившие направление общественного развития России в 1917
г.
Слайд 5Дискуссия: была ли 1 мировая война причиной Февральской революции
Слайд 6Революция – как способ решения противоречий
1 группа противоречий – стадиальные
2
группа противоречий – противоречия интересов
3 группа противоречий – конъюнктурные,
конкретно-исторические
Слайд 7Стадиальные противоречия
Темпы модернизации
Методы модернизации
Стадия модернизационных процессов
«догоняющая модель модернизации»
Слайд 8«догоняющая» модель модернизации
Характеризуется:
Форсированными темпами
Использованием опыта стран 1 эшелона модернизации
Гипертрофированной ролью
государства в модернизационных процессах
Дискретностью процесса
Неравномерностью протекания модернизации различных сфер общественной
жизни
Слайд 9Особенности стратификации российского общества
Социальная стратификация – интересы?
Национальная стратификация –
интересы?
Конфессиональная стратификация – интересы?
Слайд 10Социальная структура российского общества начала ХХ века
Крестьянство
Дворянство
Мещане
купечество
Духовенство
Казачество
Интеллигенция?
Пролетариат
буржуазия
Слайд 11Промежуточная проблема: какова роль маргиналов в развитии общественно-политического движения в
России начала ХХ в. ?
В стране, где порядка
20 млн. человек являются маргиналами, выбор пути общественно-политического развития определяется ими, как наиболее активными и заинтересованными участниками общественно-политического процесса (В.Н. Худяков).
Слайд 12Национальная стратификация российского общества
146 языков и наречий:
48% - русские
19% -
украинцы
9% - белорусы
6% - поляки
12% - татары и тюркские народы
4%
- евреи
немцы, греки и т.д.
Различные стадии социально-экономического развития
Способ вхождения в состав Российской империи
Проблема государственности
Слайд 13Конфессиональная стратификация
Христиане
Мусульмане
Иудеи
Буддисты
Старообрядцы …
Слайд 14Направления общественно-политического движения в России к 1917г.
аграрно-крестьянское
пролетарско-бедняцкое
национально-освободительное
антивоенное
антидинастическое или демократическое
Слайд 15Февральская революция 1917 г.
Проведите реконструкцию событий февраля 1917 г. на
основе содержания кинохроники
В чем специфика кинохроники как источника
Определите особенности февральской
революции 1917 г.
Слайд 17Промежуточная проблема: причины продолжения революционного процесса?
«Социальная стадия революции»
Слайд 18Альтернативы общественно-политического развития 1917 г. в России
Слайд 19Конституционная (ограниченная) монархия
Сроки действия альтернативы: 1905 г. – март 1917
г.? Октябрь 1917 г.? 1920-1922 г??????
Факторы, определившие судьбу альтернативы:
А) традиционализм
российской монархии
Б) отсутствие действий, направленных на решение основных противоречий общественного развития
В) утрата традиционной социальной базы
Г) появление альтернатив-замещения
Д) субъективный, личностный фактор
Слайд 20Альтернативы периода двоевластия:
Временное
Правительство
Срок действия альтернативы март октябрь 1917 г.
Факторы,
определившие судьбу альтернативы:
А) ? (перехода революции в социальную фазу)
Б) ?
(войны)
В) ? (политический)
Г) ? (экономический)
Д) ? (субъективный)
Петросовет
Срок действия альтернативы март –май? июль? октябрь-ноябрь? 1917 г.
Факторы, определившие судьбу альтернативы:
А) ? (идеологический)
Б) ? (войны)
В) ? (политический)
Слайд 21Петросовет как альтернатива весны-лета 1917 г.
Кому принадлежит большинство в Советах
весной-летом 1917 г.?
Как оценивают эти партии характер свершившейся революции?
Определите отношение
этих политических сил к вопросу о власти.
Слайд 22Промежуточная проблема: двоевластие или безвластие в России весной – летом
1917 г.?
П.Н. Милюков: «Временное правительство и Петросовет
парализовали друг друга и вряд ли их сосуществование можно назвать «двоевластием», скорее «безвластием», чреватым негативными последствиями для революции и для страны в целом»
Слайд 23Промежуточная проблема:
а было ли двоевластие?
«Вхождение в правительство социалистов ставит
под сомнение сам принцип двоевластия. Собственно уже вхождение Керенского в
первый состав ВП уже является нарушением этого принципа» (Н. Верт).
Слайд 24Промежуточная проблема:
Кому и зачем понадобилось определять ситуацию весны-лета 1917
г. как ситуацию ДВОЕВЛАСТИЯ?
Слайд 25Военная, «демократическая» диктатура
Срок действия август 1917 г.
Факторы, определившие судьбу альтернативы:
А)
? (войны)
Б) ? (социальный)
В) ? (субъективный)
Слайд 26 Несостоятельность альтернатив породили ситуацию отсутствия альтернатив
большевики!
Слайд 27«Модернизация» и «революция»
Революция – народный бунт против модернизации, второе издание
пугачевщины
ИЛИ
Революция для продолжения модернизации, как следствие ее ограниченности!
Слайд 28Промежуточная проблема:
Революции начала ХХ в. – ответ патриархального общества на
вызовы модернизации. Т.О., революции имели антимодернизационную направленность.
(Дмитренко А.)
Промежуточная проблема: партия большевиков – партия маргиналов, восставших против модернизации? Или партия радикалов, сформулировавшая собственную модель модернизации?
Слайд 29Промежуточная проблема:
Каково соотношение объективного и субъективного фактора в событиях октября
1917 г.?
Соотношение закономерного и случайного в событиях октября 1917 г.?
Роль
личности в истории.