Слайд 1Греческие трагики и переводчики античной трагедии
Слайд 2Первые трагики
Ни одной трагедии, существовавшей до Эсхила, не сохранилось. По
свидетельству Аристотеля, драма зародилась на Пелопоннесе среди дорийского населения. Однако
своё развитие получила только в Аттике. Нам известно имя первого трагика и дата первой постановки трагедии. Это был Феспид, а премьера состоялась в 534 г. до н. э. Современником Эсхила был ещё и некто Фриних. Упоминается также имя Пратин. Однако всех затмил Эсхил.
Слайд 4Эсхил (525 до н. э., Элевсин — 456 до н.
э., Гела)
Слайд 5Наследие эсхила
Эсхил написал 70 трагедий и 20 сатировских драм. До
нас дошло только 7 трагедий и более 400 фрагментов.
Слайд 67 Трагедий эсхила
«Персы»,
«Просительницы» (часть тетралогии о Данаидах)
«Прикованный Прометей» (из
тетралогии «Прометея»)
«Семеро против Фив» (часть трилогии на основе фиванских мифов;
первые части – «Лай» и «Эдип») – 1-ое место на состязаниях.
«Орестея» («Агамемнон», «Хоэфоры», «Эвмениды»).
Слайд 7Факты из биографии эсхила
Родился в аристократической семье; брат – герой
Марафонской битвы;
Родной город – Элевсин, славный своими таинствами в честь
Деметры (Элевсинскими мистериями);
Принимал участие в Пелопонесской войне; участвовал в битве при Марафоне; воспоминание об этой славной битве было его гордостью в течение всей его жизни; о нём упоминает сочинённая им самим надгробная эпиграмма, совершенно умалчивающая о его поэтическом значении.
Дважды побывал в Сиракузах (Сицилия) (по заказу царя Гиерона написал трагедию про сиракузцев «Этнеянки»; ставил там «Персов»).
Вскоре после смерти поэта состоялось постановление, которым все его пьесы были допущены к трагическим состязаниям наравне с новыми пьесами других поэтов. Этим путём его слава и влияние были обеспечены на много поколений, а также обеспечена сохранность его пьес.
Слайд 8Эсхил первым
Ввел второго актера;
Ввел трагическую тетралогию (три трагедии и одно
сатирова драма);
Ввел в драму гомеровский эпос (Эсхил был продолжателем идей
Писистрата: вливая гомеровский эпос в свою трагедию и видоизменяя его мифы в духе афинской гражданственности, он эмансипировал свою родину от духовного влияния Дельф. А что он сознательно избрал гомеровский эпос источником своей поэзии, об этом свидетельствует его известное изречение, в котором он скромно называет свои трагедии «блюдами с гомеровского стола»)
Слайд 9Отличительные черты трагедий эсхила
Торжественность и величавость;
Мало женщин и они
мало женственны;
Отсутствие любви и эротизма.
Слайд 10Эволюция трагедии в творчестве эсхила
«Персы» и «Просительницы» — это скорее
кантаты, чем драмы; в них ещё нет характеристики и почти
нет действия. В средних трагедиях — «Семи вождях» и «Прометее» — центральные личности охарактеризованы уже очень сильно; встречаются также, особенно в «Прометее», и характеристики второстепенных персонажей, но действие ещё почти отсутствует. В «Орестее», наконец, мы имеем и яркие характеристики, и (особенно в «Хоэфорах») живое, захватывающее действие.
Слайд 13По свидетельству древних, Софокл написал 120 трагедий, но до нас
дошло всего лишь семь. «Трахинянки» (ок. 450—435 до н. э.)
«Аякс»
(«Эант», «Биченосец») (между сер.450-х и сер.440-х до н. э.)
«Антигона» (ок. 442—441 до н. э.)
«Царь Эдип» («Эдип-тиран») (ок. 429—426 до н. э.)
«Электра» (ок. 415 до н. э.)
«Филоктет» (404 до н. э.)
«Эдип в Колоне» (406 до н. э., постановка: 401 до н. э.)
«Следопыты»
Слайд 14Факты из биографии
Родился в афинском предместье Колон в обеспеченной семье;
получил хорошее образование;
Ученик Эсхила; в 468 г. до н.э. впервые
обошел своего учителя на театральных агонах с трагедией «Триптолем»;
Дважды избирался афинским стратегом (главнокомандующий войском с полномочиями распоряжаться финансами и вершить суд во вверенном ему войске)
Согласно Платону, Софокл был веселым и общительным.
Умер Софокл на 90-м году жизни, в 405 году до н. э. в городе Афины. Горожане соорудили ему жертвенник и ежегодно чествовали как героя.
Слайд 15Софокл первым
Ввел третьего актера, оживив действие и диалог.
(после него это
сделает и Эсхил в своих поздних трагедиях).
Увеличил число хоревтов до
15; сократив в то же время хоровые части трагедии,
усовершенствовал декорации, маски, вообще бутафорскую сторону театра.
Наконец, он же ввёл в употребление расписные декорации.
Слайд 16Новшества софокла
Софокл, продолжатель Эсхила, вносит в трагедию ряд новшеств. Каждая
трагедия представляет собой законченное целое, так как поэта волнует судьба
конкретного человека, а не целого рода. Иными словами, благодаря Софоклу, драма как литературный род окончательно избавляется от элементов эпоса. Частная личность берёт верх над проблемами рода, частное становится важнее, чем общее. Вот они ростки будущего европейского гуманизма. Интерес к личности вызвал введение в действие третьего актёра. Это дало возможность придать диалогу больше драматизма и глубже раскрыть характер действующего лица.
Хор у Софокла, по сравнению с Эсхилом, не играет первой роли. Песни хора выражают коллективное мнение граждан, обычно совпадающее с мнением автора. Греки находили в этих песнях «очаровательную сладость и величие». Хоровые партии усиливали эмоциональность, патетику трагедий и вызывали у зрителя чувство страха и сострадания по отношению к герою и оказывали то очищающее воздействие, о котором говорил Аристотель.
Целеустремлённость, напряжённость действия приводят трагедию к логической развязке «по необходимости». Во всех дошедших до нас трагедиях отсутствует прямое вмешательство богов.
Слайд 17Своеобразие творчества софокла
Софокл любил сталкивать между собой героев с разными
жизненными принципами (Креонт и Антигона, Одиссей и Неоптолем и др.)
или противопоставлять друг другу людей с одинаковыми взглядами, но с разными характерами — для подчеркивания силы характера одного при его столкновении с другим, слабохарактерным (Антигона и Исмена, Электра и Хрисофемида).
Софокл любит и умеет изображать перепады в настроении героев — переход от высшего накала страстей к состоянию упадка сил, когда человек приходит к горькому осознанию своей слабости и беспомощности. Этот перелом можно наблюдать и у Эдипа в финале трагедии «Царь Эдип», и у Креонта, узнавшего о смерти жены и сына, и у приходящего в сознание Аякса (в трагедии «Аякс»). Для трагедий Софокла характерны редкие по мастерству диалоги, динамичность действия, естественность в развязывании сложных драматических узлов.
Слайд 18Пелопонесская война, смерть перикла, упадок Афин
В 431 году до н.
э. началась Пелопоннесская война. Благодаря правильно выбранной стратегии Перикла, афиняне
смогли противостоять спартанцам, но начавшаяся в городе эпидемия спутала все его планы. Он начал терять своё влияние в полисе и умер в 429 году, возможно, став жертвой эпидемии. Вспышка эпидемической болезни неустановленной этиологии поразила Афины в самом начале Пелопоннесской войны 431–404 годов до н. э.
Со смертью Перикла и закончился Периклов век, период наивысшего внутреннего расцвета Древней Греции.
Эпидемия чумы стала «последней каплей» в море бед, обрушившихся на Афины: катастрофа экспедиции на Сицилию, переход афинского стратега Алкивиада на сторону Спарты, гибель почти всего флота, опустошение казны, отпадение союзников, вмешательство Персии в греческие дела и т. д. По мирному договору 404 г. до н. э. Афины обязались снести Длинные стены, выдать Спарте остатки своего флота, заключить со Спартой союз и вернуть всех изгнанников. Этот мор, согласно Фукидиду (III, 87), унес жизни 4 400 гоплитов, 300 всадников и множества лиц, не внесенных в воинские списки. Невзирая на столь существенный ущерб, нельзя напрямую связывать .
Слайд 19Связь смерти перикла с трагедией «царь эдип»
Теперь Софокл говорит о
том, как опасно смертному забываться: пусть он могуч, что значит
его власть в сравнении с Неведомым, которое всегда стережет его? Известно, что трагедия «Эдип-царь» навеяна трагической смертью Перикла. Эта трагедия не случайно начинается с описания эпидемии, которую боги наслали на Фивы как проклятие. Но, рисуя борьбу Эдипа с роком, Софокл не мог стать на сторону Судьбы, как не мог бы быть на стороне чумы, свирепствовавшей в Афинах. Поэтому поражение Эдипа он в каком-то смысле изобразил апофеозом. Страдание делает злосчастного царя прекрасным. Это то, что Аристотель назовёт в дальнейшем катарсисом, то есть очищением и прозрением одновременно.
Слайд 22Наследие Еврипида
Написал около 90 драм, из которых до нас дошло
17 трагедий и сатировская драма «Киклоп».
Алкеста (438 г. до
н. э., 2-е место)
Медея (431 г. до н. э. , 3-е место)
Ипполит (428 г. до н. э., 1-е место)
Андромаха (425 г. до н. э.)
Гекуба (424 г. до н. э.)
Электра (413 г. до н. э.)
Геракл (416 г. до н. э.)
Троянки (415 г. до н. э., 2-е место)
Ифигения в Тавриде (414 г. до н. э.)
Елена (412 г. до н. э.)
Киклоп (408 г. до н. э., сатировская драма)
Орест (408 г. до н. э.)
Вакханки (407 г. до н. э., 1-е место посмертно совместно с «Ифигенией в Авлиде»)
Слайд 23Слава пришла к еврипиду после смерти
Из 90 пьес только 4
были отмечены призами на театральных состязаниях при жизни автора, и
одна пьеса посмертно.
Через сто лет он стал любимейшим греческим поэтом. Люди эпохи эллинизма интересовались чувствами и переживаниями, и им нравились разрывающие сердца трагедии страстей Еврипида. Они были уверены, что целенаправленную деятелность постоянно нарушает случайность, и почитали то губящую, то спасающую, непостоянную богиню случая Тиху.
Слайд 24Факты из биографии
Родился в уважаемой и, вероятно, состоятельной семье
Серьезно занимался
гимнастикой
Получил прекрасное образование (учителя – Анаксагор, Сократ; был софистом)
Семейная жизнь
(два брака) сложилась неудачно
В 408 г. покинул Афины, приняв приглашение македонского царя Архелая. Историки склоняются к мысли, что основной причиной явилась если и не травля, то обида ранимой творческой личности на сограждан за непризнание заслуг. В 406 г. он умер.
Слайд 25Еврипид – первый, кто…
первый, кто стал изображать внутренний мир человека
и его психологию
первый, кто ввел в драму любовную коллизию, и
в ряде трагедий даже сделал ее центральной («Федра»)
Создал новый тип трагедии – трагедию страстей, скрывающихся в сердце человека. Начинающие бушевать страсти несут гибель, после их вихря остаются только руины человеческих судеб.
Включил в драму множество рассуждений, обсуждений и споров, вытесняющих и заглушающих песни хора.
Слайд 26Женщины в трагедиях еврипида
Предпочтительная разработка женских ролей в трагедии была
нововведением Еврипида. Гекуба, Поликсена, Кассандра, Андромаха, Макария, Ифигения, Елена, Электра,
Медея, Федра, Креуса, Андромеда, Агава и многие другие героини сказаний Эллады представляют собой типы законченные и жизненные. Мотивы супружеской и материнской любви, нежной преданности, бурной страсти, женской мстительности в сплаве с хитростью, коварством и жестокостью занимают в драмах Еврипида весьма видное место. Женщины Еврипида превосходят его мужчин силой воли и яркостью чувств. Также рабы и рабыни в его пьесах не являются бездушными статистами, но имеют характеры, человеческие черты и проявляют чувства подобно свободным гражданам, заставляя зрителей сопереживать.
Слайд 27Интересный факт
Древние «Жизнеописания» Еврипида утверждают, что он родился на Саламине,
в день знаменитой победы греков над персами в морском сражении,
23 сентября 480 до н. э., от Мнесарха и Клейто. Родители оказались на Саламине в числе других афинян, бежавших от войска персидского царя Ксеркса. В этом сражении участвовал Эсхил, а шестнадцатилетний Софокл выступал в хоре юношей-эфебов, прославлявших одержанную победу. Так древнегреческими летописцами была представлена преемственность трех великих трагиков.
Слайд 28Изменение роли хора в античной трагедии
у Эсхила хор – главный
герой, у Софокла – вспомогательный, у Еврипида – уже просто
музыка, без роли в сюжете.
Слайд 29Ницше о еврипиде и смерти трагедии
Эта агония трагедии -- Еврипид,
тот более поздний род искусства известен как новейшая аттическая комедия.
В ней выродившийся образ трагедии продолжал жить как памятник её из ряда вон тяжкой и насильной кончины.
Что тебе нужно было, кощунствующий Еврипид, когда ты пытался ещё раз принудить этого умирающего к рабскому труду (миф) на пользу тебе? Он умер в твоих руках -- руках насильника, и вот ты пустил в дело подложный, маскированный миф, который, как обезьяна Геракла, только рядился в древнее великолепие. И как для тебя умер миф, так умер для тебя и гений музыки; как бы ни грабил ты жадными руками все сады музыки, ты и тут был в силах создать только поддельную, маскированную музыку. И так как ты покинул Диониса, то и Аполлон покинул тебя: буди, поднимай с их ложа все страсти, замыкай их своими чарами в свой круг, точи и налаживай для речей своих героев софистическую диалектику -- и у героев твоих только поддельные, маскированные страсти, и они говорят только поддельным, маскированным языком.
Слайд 30Софокл о еврипиде
«Я изображал людей такими, какими они должны быть;
Еврипид же их изображает такими, каковы они в действительности».
Слайд 31Способы разрешения конфликта в древнегреческой трагедии
После обзора способов разрешения конфликта
в греческих трагедиях мы видим, что Эсхил разрешает конфликт, призвав
на помощь компромисс. Действующие лица трагедий Софокла побеждают неправых, врагов или свое бесчестье, пороки, недостатки, а Еврипид не в состоянии найти решение конфликта.
Слайд 33Серебряный век – русский духовный (культурный) ренессанс (Н. Бердяев)
Период актуализации
античной традиции в русской литературе.
Прежде всего, в творчестве символистов
(в первую очередь, Вяч. Иванова, В. Брюсова, М. Волошина), затем – в поэзии постсимволизма (М. Кузмин, Н. Гумилев, О. Мандельштам, В. Ходасевич, Б. Лившиц, К. Вагинов). Освоение опыта античности велось в различных направлениях: использование в стихах античных мотивов и образов (практически у всех названных поэтов), попытки возрождения древнегреческой трагедии (Анненский, Иванов, Брюсов, Сологуб), стилизации под античность (Кузмин), эксперименты с имитацией античных размеров (Иванов, Брюсов, Волошин), осмысление идей античной философии (Вл. Соловьев, Иванов, Анненский, Волошин), переводы из древнегреческой и древнеримской литературы (Иванов, Брюсов, Анненский).