Слайд 2Читательская грамотность (PISA) 
Способность человека понимать и использовать тексты, размышлять
                                                            
                                    
о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих
                                    целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. 
Сущность понятия составляют признаки: понимание, рефлексия и использование
Рефлексия предполагает раздумья о содержании или структуре текста, перенос их на себя, в сферу личного сознания
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 3Компетентность и грамотность
Компетентность 
(умное и продуктивное умение) 
обнаруживает себя
вне школьного
                                                            
                                    
контекста, 
в задачах, не похожих на упражнения из школьных учебников,
в
                                    личностно значимых задачах.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 4Обучение чтению
Чтение для обучения 
Чтение для решения собственных задач
PIRLS
PISA
                            							
														
						 
											
                            Слайд 5
Какие характеристики читательской грамотности учитываются тестом PISA?
Читательские умения
Текст
Ситуации
                            							
														
						 
											
                            Слайд 6Опора на текст
Опора на внетекстовое знание
3.
осмыслить 
и оценить 
содержание
текста 
форму
текста
                                                            
                                    
1.
найти и
извлечь 
(информацию) 
2.
интегрировать и 
интерпретировать 
(сообщения текста) 
Чтение и
                                    понимание текстов (PIRLS)
Читательская грамотность(PISA) (ИСРО РАО)
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 7Группы читательских умений (метапредметные КДР, ИСРО РАО)
                            							
														
						 
											
                            Слайд 8Группы читательских умений
(ИСРО РАО)
1. Читательские действия, связанные с нахождением и
                                                            
                                    
извлечением информации из текста
2. Читательские действия, связанные с интеграцией и
                                    интерпретацией информации
3. Читательские действия, связанные с осмыслением и оценкой текста
4. Читательские действия, связанные с использованием информации из текста 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 9Группы читательских умений, (ИСРО РАО, 2019)
                            							
														
						 
											
                            Слайд 10Группы читательских умений, (ИСРО РАО, 2019)
                            							
														
						 
											
                            Слайд 11
Проверяемые виды деятельности в заданиях по грамотности чтения
 PISA 
общая
                                                            
                                    
ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла (20%
                                    заданий);
выявление информации(20% заданий);
интерпретация текста (30% заданий);
рефлексия на содержание текста (15% заданий);
рефлексия на форму текста (15% заданий);
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 12«Текст» (PISA) 
Печатные или изображенные на дисплее тексты, в которых
                                                            
                                    
использован естественный язык
Такой текст может включать визуальные изображения в виде
                                    диаграмм, картинок, карт, таблиц, графиков
Сплошные (без таких изображений) 
Несплошные (с такими изображениями)
Визуальные изображения (визуальные тексты) 
                                
                            							
														
						 
											
											
                            Слайд 14Факторы, определяющие трудность текста:
Формат (сплошные, несплошные, смешанные, составные)
Количество гипертекстовых связей
                                                            
                                    
(один текст, множественный текст) 
Тип (описание, повествование, рассуждение, толкование, инструкция,
                                    переговоры)
Объем
Грамматическая сложность
Предполагаемая степень знакомства читателя с предметом описания
PISA опирается на типологию текстов, разработанную Э.Верлихом
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 15Ситуации функционирования текстов 
Личные: чтение для личных целей (для себя),
                                                            
                                    
включает личные письма, художественную литературу, биографии, научно-популярные тексты и др.
                                    (28% заданий);
Социальные: чтение для общественных целей, включает официальные документы, информацию разного рода о событиях общественного значения и др. (28% заданий);
Деловые: чтение для рабочих целей (в процессе труда, на работе) тексты-инструкции, как сделать и др.; круг их для подростков ограничен (16% заданий);
Учебные: чтение для получения образования, включает учебную литературу, тексты, используемые в учебных целях (28% заданий).
Классификация разработана CEFR (Common European Framework of Reference) для Совета Европы
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 16Проблемы_ Дефициты учащихся (исследования PISA 
по грамотности в чтении)
Неумение работать
                                                            
                                    
с составными текстами. Трудности с анализом, оценкой, обобщением.
Учащихся затрудняли задания,
                                    требовавшие соотнести различные точки зрения на явления и события, высказать собственную версию их смысла.
Неумение привлекать информацию, которая не содержится непосредственно в задаче (тексте), например, личный практический опыт, бытовые сведения и т.д., то, что можно вспомнить, домыслить, угадать
Демонстрировать тонкое понимание связи текста и внетекстового знания. 
Строить оценку одновременно по нескольким основаниям или с нескольких точек зрения