Слайд 2Читательская грамотность (PISA)
Способность человека понимать и использовать тексты, размышлять
о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих
целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Сущность понятия составляют признаки: понимание, рефлексия и использование
Рефлексия предполагает раздумья о содержании или структуре текста, перенос их на себя, в сферу личного сознания
Слайд 3Компетентность и грамотность
Компетентность
(умное и продуктивное умение)
обнаруживает себя
вне школьного
контекста,
в задачах, не похожих на упражнения из школьных учебников,
в
личностно значимых задачах.
Слайд 4Обучение чтению
Чтение для обучения
Чтение для решения собственных задач
PIRLS
PISA
Слайд 5
Какие характеристики читательской грамотности учитываются тестом PISA?
Читательские умения
Текст
Ситуации
Слайд 6Опора на текст
Опора на внетекстовое знание
3.
осмыслить
и оценить
содержание
текста
форму
текста
1.
найти и
извлечь
(информацию)
2.
интегрировать и
интерпретировать
(сообщения текста)
Чтение и
понимание текстов (PIRLS)
Читательская грамотность(PISA) (ИСРО РАО)
Слайд 7Группы читательских умений (метапредметные КДР, ИСРО РАО)
Слайд 8Группы читательских умений
(ИСРО РАО)
1. Читательские действия, связанные с нахождением и
извлечением информации из текста
2. Читательские действия, связанные с интеграцией и
интерпретацией информации
3. Читательские действия, связанные с осмыслением и оценкой текста
4. Читательские действия, связанные с использованием информации из текста
Слайд 9Группы читательских умений, (ИСРО РАО, 2019)
Слайд 10Группы читательских умений, (ИСРО РАО, 2019)
Слайд 11
Проверяемые виды деятельности в заданиях по грамотности чтения
PISA
общая
ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла (20%
заданий);
выявление информации(20% заданий);
интерпретация текста (30% заданий);
рефлексия на содержание текста (15% заданий);
рефлексия на форму текста (15% заданий);
Слайд 12«Текст» (PISA)
Печатные или изображенные на дисплее тексты, в которых
использован естественный язык
Такой текст может включать визуальные изображения в виде
диаграмм, картинок, карт, таблиц, графиков
Сплошные (без таких изображений)
Несплошные (с такими изображениями)
Визуальные изображения (визуальные тексты)
Слайд 14Факторы, определяющие трудность текста:
Формат (сплошные, несплошные, смешанные, составные)
Количество гипертекстовых связей
(один текст, множественный текст)
Тип (описание, повествование, рассуждение, толкование, инструкция,
переговоры)
Объем
Грамматическая сложность
Предполагаемая степень знакомства читателя с предметом описания
PISA опирается на типологию текстов, разработанную Э.Верлихом
Слайд 15Ситуации функционирования текстов
Личные: чтение для личных целей (для себя),
включает личные письма, художественную литературу, биографии, научно-популярные тексты и др.
(28% заданий);
Социальные: чтение для общественных целей, включает официальные документы, информацию разного рода о событиях общественного значения и др. (28% заданий);
Деловые: чтение для рабочих целей (в процессе труда, на работе) тексты-инструкции, как сделать и др.; круг их для подростков ограничен (16% заданий);
Учебные: чтение для получения образования, включает учебную литературу, тексты, используемые в учебных целях (28% заданий).
Классификация разработана CEFR (Common European Framework of Reference) для Совета Европы
Слайд 16Проблемы_ Дефициты учащихся (исследования PISA
по грамотности в чтении)
Неумение работать
с составными текстами. Трудности с анализом, оценкой, обобщением.
Учащихся затрудняли задания,
требовавшие соотнести различные точки зрения на явления и события, высказать собственную версию их смысла.
Неумение привлекать информацию, которая не содержится непосредственно в задаче (тексте), например, личный практический опыт, бытовые сведения и т.д., то, что можно вспомнить, домыслить, угадать
Демонстрировать тонкое понимание связи текста и внетекстового знания.
Строить оценку одновременно по нескольким основаниям или с нескольких точек зрения