Слайд 2Разработка и внедрение адаптированных дополнительных общеобразовательных программ для подростков с
ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью
Слайд 3Нормативные документы
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 г., утверждена распоряжением Правительства РФ от 29.05 2015г. № 996-р;
Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008;
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»;
Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 года № ВК-641/09 «Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей».
Слайд 4Адаптация дополнительной общеобразовательной программы включает:
Слайд 5Адаптация дополнительной общеобразовательной программы включает:
обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных
нагрузок, вариативные формы получения образования и специализированной помощи);
соблюдение комфортного психоэмоционального
режима;
использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательной деятельности, повышения его эффективности, доступности);
обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм);
Слайд 6Адаптация дополнительной общеобразовательной программы включает:
Слайд 7при проектировании содержания программы для детей подросткового возраста с ОВЗ
и инвалидностью необходимо учитывать:
возможность профессионального ориентирования в выбранной сфере творческой
деятельности
возможность создания и пролонгирования коммуникативных ситуаций внутри детского коллектива, способствующих развитию межличностных отношений
наличие в структуре программы коррекционно-развивающего компонента, способствующего преодолению ведущих нарушений развития через организацию ведущего вида деятельности по программе
создание условий для двусторонней социальной адаптации учащихся подросткового возраста с ОВЗ через реализацию воспитательного компонента программы
сокращение объема программы за счет второстепенного и теоретического материала, увеличение объемов практической деятельности тесно связанной жизнью
увеличение времени для освоения базовых знаний и умений по программе
построение содержания программы и учебно-тематического планирования в логике от простого к сложному, с обязательным наличием систематического повтора и закрепления изучаемого материала
Слайд 8В НИР нами рассмотрены психолого-педагогические особенности детей различных нозологий:
глухих,
слабослышащих, позднооглохших обучающихся;
обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
с расстройствами
аутистического спектра;
с задержкой психического развития;
с тяжелыми нарушениями речи;
с нарушениями зрения (слепых, слабовидящих);
со сложными (комплексными) нарушениями;
с нарушениями интеллекта
Слайд 9Общими образовательными потребностями для всех обучающихся с ОВЗ относятся:
Слайд 10 В проекте нами было рассмотрено создание специальных условий и
использование специальных технических средств обучения для реализации инклюзивного дополнительного образования,
а так же использование специальных технологий, методов и приемов инклюзивного дополнительного образования детей различных нозологий.
Слайд 11Организация взаимодействия специалистов в учреждении дополнительного образования
Слайд 12Организация взаимодействия специалистов в учреждении дополнительного образования
Слайд 13Организация взаимодействия специалистов в учреждении дополнительного образования
Слайд 14Рассмотрены особенности реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ для подростков по
направленностям:
естественно-научная,
художественная,
социально-педагогическая,
туристско-краеведческая,
физкультурно-спортивная,
техническая
Слайд 15Естественно-научная направленность
(«Секреты окружающего мира», «Сам себе режиссер», «Эколог»)
Необходимо
учитывать: коррекционно-развивающую направленность образовательного процесса, особые образовательные потребности и индивидуальные
особенности обучающихся, соблюдение комфортного психоэмоционального режима, использование современных педагогических технологий.
Занятия должны строиться с учетом дидактических принципов доступности, наглядности, природосообразности, тесной связи с жизнью и практикой.
На занятиях можно использовать такие формы работы как беседа, конкурс, викторина, дидактическая игра, экскурсия, наблюдение, опыт и т.п. Работу можно проводить как в коллективе, так и индивидуально.
Слайд 16Художественная направленность
(«Геометрическое рисование», «Волшебные узелки», «Батик»)
Подбирая программу
дополнительного образования художественной направленности для ребенка с ограничением здоровья, необходимо
учитывать:
специфические особенности развития, определяемые ведущим диагностическим заключением;
индивидуальные и возрастные особенности ребенка (общительность, познавательные способности, особые таланты и т.д.);
ожидания родителей (как заказчиков образовательной услуги) относительно системы дополнительного образования (дать ребенку знания, развить способности, организовать досуг, получить представление о профессии и т.п.);
осуществить подбор содержания адаптированной дополнительной общеобразовательной программы согласно склонностям и психофизиологическим возможностям ребенка.
Слайд 17При реализации программ художественной направленности для детей с ОВЗ необходимо
учитывать:
Слайд 18Возможность индивидуального подбора формы получения дополнительного образования художественной направленности, может
быть предложено:
Слайд 20Социально-педагогическая направленность.
(«Школа общения», «Мим-театр», «Хэнд-Мейд»)
Слайд 21Реализация адаптированных дополнительных общеобразовательных программ социально-педагогической направленности строится по модульному
принципу и включает в себя:
Слайд 22Туристско-краеведческая направленность
(«Вокруг света», «Мой родной край», «Город "Мастеров"»)
Целью этих программ
является овладение учащимися знаниями, умениями и навыками туристско-краеведческой деятельности, использование
потенциала активных форм туризма и краеведения для решения проблем эффективной адаптации подростков и юношей к жизни, укрепления их физического и психологического здоровья, социальной реабилитации, коррекции и интенсификации личностного развития.
Отличительными признаками данного вида деятельности являются:
передвижение в пространстве;
активное взаимодействие с окружающим миром;
высокая степень самодеятельности и познавательной активности участников;
сочетание умственного и физического труда;
приобретение жизненно-важных знаний, умений и навыков.
Слайд 23Физкультурно-спортивная направленность («Спортивные танцы», «Белая ладья», «Мини-футбол»)
Основными целями организации объединений
дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности с обучающимися с ОВЗ является создание
оптимальных условий для:
укрепления здоровья;
всестороннего и полноценного развития двигательных и психофизических способностей;
коррекции двигательных нарушений;
успешной социальной адаптации в обществе;
привлечения к регулярным доступным занятиям физической культурой и спортом;
формирования здорового образа жизни;
физкультурного и спортивного воспитания;
разработки и использования таких методов, приёмов и средств, которые способствовали бы функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, делали бы его стойким и выносливым, обладающим высокими защитными способностями к неблагоприятным факторам внешней среды, в рамках реализации образовательных областей в соответствии с ФГОС.
Слайд 24Техническая направленность
(«Введение в робототехнику», «Электрофицированная игрушка», «Электроника»)
При реализации адаптированных
дополнительных общеобразовательных программ технической направленности необходимо:
осуществлять обучение программным навыкам в
совместной деятельности педагога и ребёнка;
соблюдать последовательность и системность в обучении;
строить обучение с учетом перехода от репродуктивных видов мыслительной деятельности через поэтапное освоение элементов творческого блока к творческой конструкторской деятельности;
при изложении ребенку нового материала опираться на принцип доступности;
предоставлять учащемуся свободу выбора содержания деятельности по техническому творчеству;
специально создавать и пролонгировать условия для самореализации личности ребёнка, соблюдая при этом принцип динамичности и стимулирования деятельности учащегося;
Слайд 25При реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ технической направленности необходимо:
планировать процесс
усвоения материала методом от простого к сложному, отбирая только то,
что доступно для учащегося с ОВЗ с опорой на принцип индивидуализации обучения;
предусмотреть использование широкого спектра наглядности, что делающих образовательный процесс более эффективным;
учитывать реализацию принципа связи теории с практикой ;
соблюдать принцип межпредметности, что подразумевает связь с другими науками или другими областями деятельности;
предоставлять возможность выбора формы получения дополнительного образования в зависимости от индивидуальных возможностей ребенка с ОВЗ (индивидуально на дому, в условиях инклюзии, группового обучения)
Слайд 26Получение дополнительного образования детьми с ОВЗ способствует социальной защищённости на
всех этапах социализации, повышению социального статуса, становлению гражданственности и способности
активного участия в общественной жизни.
Вариативность вхождения в детско-взрослые сообщества, позволяет осваивать социальные роли, расширять рамки свободы выбора (социальные пробы) при определении своего жизненного и профессионального пути в дальнейшем.