Разделы презентаций


Гуткевич Елена Владимировна, доктор медицинских наук, профессор кафедры

Содержание

Психология профессионального здоровьяЗдоровье: понятие, характеристики, комплексная категория. Здоровье как системное понятие. Исторический экскурс. Проблемы здоровья в контексте российской культуры. Проблема профессионального здоровья – исторический аспект. Определения и понятия. Критерии, уровни профессионального

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1
ПСИХОЛОГИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ


Томск – 2015









Гуткевич Елена Владимировна, доктор медицинских

наук, профессор кафедры генетической и клинической психологии факультета психологии НИ

ТГУ, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «НИИ психического здоровья»
ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ Томск – 2015    Гуткевич  Елена Владимировна, доктор медицинских наук,

Слайд 2Психология профессионального здоровья
Здоровье: понятие, характеристики, комплексная категория. Здоровье как системное

понятие. Исторический экскурс. Проблемы здоровья в контексте российской культуры.
Проблема

профессионального здоровья – исторический аспект. Определения и понятия.
Критерии, уровни профессионального здоровья.
Личностное здоровье профессионала.
Психическое здоровье студентов.
Концепция психологического обеспечения профессионального здоровья. Психологическое самоопределение. Профессиональная подготовка. Профессиональная адаптация. Надежность профессиональной деятельности. «Сопровождение».
Психолого-акмеологическая концепция развития профессионального здоровья специалиста.
Экстремальные условия деятельности человека. Стресс и здоровье, стрессы на рабочем месте (в профессиональной деятельности).
Психосоциальная рабочая среда. Психосоциальный риск-менеджмент.




Психология профессионального здоровьяЗдоровье: понятие, характеристики, комплексная категория. Здоровье как системное понятие. Исторический экскурс. Проблемы здоровья в контексте

Слайд 310. Безопасность труда. Дизайн рабочего пространства.
11. Буллинг (травля), моббинг, агрессия

и насилие на работе.
12. Профессиональные вредности.
13. Производственные организации, системный подход.

Нарушения и интервенция.
14. Преодоление дисбалансов – коучинг (наставничество).
15. Синдром «профессионального выгорания», модели феномена. Профессиональная реабилитация.
16. Корпоративная культура и здоровье.
17. Позитивная психология и благополучие работника.
18. Профессиональное долголетие. Факторы риска при завершении профессиональной деятельности и выходе на пенсию.
19. Психическое здоровье работающих. Профпсихиатрия.
20. Проблемы сохранения и поддержания психического и физического здоровья работающего человека. Профилактика профессионального здоровья.












10. Безопасность труда. Дизайн рабочего пространства.11. Буллинг (травля), моббинг, агрессия и насилие на работе.12. Профессиональные вредности.13. Производственные

Слайд 4Лекция 13
Производственные организации, системный подход. Нарушения и интервенция

Лекция 13Производственные организации, системный подход. Нарушения и интервенция

Слайд 5Производственная организация как система
Социальные образования, которые больше, чем малая группа,

и меньше, чем общество. Организации – «системы людей, задач и

правил» (Greif, 1994)
Задачи описывают, что необходимо делать (входные данные); структуры и результаты при этом понимаются как части задачи
Правила задают, как должны выполняться задачи (какие критерии качества или стандарты)
Нарушения производственных организаций – клиническая психология :
Производственная организация как системаСоциальные образования, которые больше, чем малая группа, и меньше, чем общество. Организации – «системы

Слайд 6Нарушения производственных организаций и здоровье
Нарушения отношений между людьми, задачами и

правилами: отношение «объем задач – индивиды», конфликты «индивиды – правила»,

« задачи – правила»
«Клиническая организационная психология»
Майнер (1992) – дефицитарная модель, диагностика нарушений на трех уровнях: 1) индивид на рабочем месте, 2) группа, 3) организация и контекст. Нарушения возникают из-за дефицита специфических признаков
Уорр (1987) – «модель витаминов»: производственные признаки и признаки, при которых позитивное действие сначала растет, но при более сильном выражении сглаживается или даже уменьшается
В ситуациях экономического кризиса могут возникать «авантюрные процессы» с хаотическими изменениями задач, правил и кадров
Нарушения производственных организаций и здоровьеНарушения отношений между людьми, задачами и правилами: отношение «объем задач – индивиды», конфликты

Слайд 7Системный дисбаланс
Стабильный
Неравновесное состояние, носящее в системе (индивид на рабочем

месте, рабочая группа, организация), по крайней мере некоторое время, константный

характер
Постоянная сверхурочная работа, слишком малое время на отдых, растущая раздражительность или периодически возникающие неразрешимые конфликты между сотрудниками предприятия и управлением

Динамический

Неравновесное состояние, которое характеризуется дискретными или непрерывными изменениями
Дефицит времени и недостаточная квалификация приводят к нарастанию ошибок и стрессовых реакций вплоть до разрушения производственной системы

Системный дисбалансСтабильный Неравновесное состояние, носящее в системе (индивид на рабочем месте, рабочая группа, организация), по крайней мере

Слайд 8Системный дисбаланс в организациях
Модель экзистенциального круга функционирования Экскюля и Вайцзеккера.
Нарушения

в организациях – нарушения – дисбаланс системных отношений между людьми,

задачами и правилами.
Из-за дисбаланса появляется риск нарушения самочувствия или психического нарушения сотрудников организации.
Клиническая диагностика в сфере производства служит выявлению снижения работоспособности и нарушений поведения для профилактики и коррекции


Системный дисбаланс в организацияхМодель экзистенциального круга функционирования Экскюля и Вайцзеккера.Нарушения в организациях – нарушения – дисбаланс системных

Слайд 9Диагностика
Клинико-психологическая дифференциальная диагностика в сфере производства служит выявлению не

принимаемого во внимание снижения работоспособности и нарушений поведения и анализу

их причин и следствий с целью проведения адекватных профилактических и коррекционных мероприятий.
Увольнение – диагностика !!!
Диагностика Клинико-психологическая дифференциальная диагностика в сфере производства служит выявлению не принимаемого во внимание снижения работоспособности и нарушений

Слайд 10Корригирующая и профилактическая интервенция. Системы помощи
Инструкция (помощь в получении

знаний)
Сопровождение (помощь в улучшении положения системы путем ее стабилизации)
Консультация (помощь

в использовании имеющихся возможностей)

Терапия (вклад в решение проблем системы)
Самораскрытие (терапия, направленная на самопознание)

Корригирующая и профилактическая интервенция. Системы помощи Инструкция (помощь в получении знаний)Сопровождение (помощь в улучшении положения системы путем

Слайд 11Система помощи и саморефлексия
Вся профессиональная сфера жизни сотрудников может зависеть

во время кризисов от быстрого профессионального анализа, советов и решений.

Только после этого открываются возможности для дальнейшей терапевтической помощи. Профессиональная психологическая консультация , инструктаж и сопровождение консультантом, анализ и решение профессиональных проблем самим обратившимся за помощью образуют тесно взаимосвязанное единство. Лишь в ходе процесса может возникнуть помощь, близкая к психотерапевтической. Большую роль играют процессы самораскрытия, саморефлексии, самонаблюдения, самооценки
Система помощи и саморефлексияВся профессиональная сфера жизни сотрудников может зависеть во время кризисов от быстрого профессионального анализа,

Слайд 12Динамические дисбалансы (состояния неравновесия, соотношения в которых меняются)
На уровне индивида

– процесс разрастания личной кризисной ситуации
На уровне группы – эскалация

конфликтов
На уровне организации и контекста – ускоренный темп осуществления инноваций
Такие нарушения нельзя устранить, скорригировав специфические недостатки при однократной интервенции.
Стратегии интервенции, адаптирующиеся к изменяющемуся развитию динамических дисбалансов, называются «динамическим развитием».
Если интервенционные мероприятия направлены на динамическое развитие возможностей обучения на работе, то это – динамическая интервенция. Сюда же относится изменение гибкой или динамической адаптации к изменению задач или к систематически колеблющимся перегрузкам (применение специальных копинг-стратегий в ситуациях попадания в часы пик).

Динамические дисбалансы (состояния неравновесия, соотношения в которых меняются)На уровне индивида – процесс разрастания личной кризисной ситуацииНа уровне

Слайд 13Стратегии интервенции
На левой стороне куба – системные уровни индивида, группы,

организации
На нижней грани – различие между стабильными и динамическими дисбалансами
На

передней стороне куба – шесть различных стратегий интервенции
На верхней грани – предупреждение нарушений и болезней
12 различных стратегий
Стратегии интервенцииНа левой стороне куба – системные уровни индивида, группы, организацииНа нижней грани – различие между стабильными

Слайд 14Преодоление стабильных и динамических дисбалансов
Коррекция стабильных недостатков
Изменение организации индивидуального рабочего

места или задач на уровне рабочей группы
Факторы перегрузки или стресса

(шум, жара и др. средовые факторы, повышенные требования концентрации внимания и нехватка времени, раздражительность и конфликты)
Позитивные характеристики работы и социальные ресурсы (сложность работы, разнообразие, автономность, цельность, возможность учиться, кооперация и социальная поддержка)
Мероприятия по изменению самого индивида
На уровне организации - …
Бюссинг, 1992 – психиатрические больницы
НЦПЗ, Москва, Солохина Т. А. с соавт.

Содействие динамическому саморазвитию

На системном уровне организации Геберт рассматривает различные формы совладания со сложностью и динамикой внешнего мира, а также содействия инновациям и гибкости организации.
Тренинги руководителей
Актуальные данные !!!
Коучинг

Преодоление стабильных и динамических дисбалансовКоррекция стабильных недостатковИзменение организации индивидуального рабочего места или задач на уровне рабочей группыФакторы

Слайд 15Программы интервенции (функции клинического психолога: анализ проблемы, разработка программы, эффективная

реализация и оценка)
Первый класс – методы консультирования и тренинга в

качестве специфических профилактических и корригирующих структурных мероприятий, с помощью которых можно ликвидировать актуальные проблемы

Второй класс – обучение или восстановление основных компонентов психического, а также физического здоровья широкого круга людей
Управление стрессом (регулярные умения), «здоровое» поведение (снижение уязвимости), умение руководить людьми (обучение адекватным навыкам и умениям), а также формирование и использование групп самопомощи и других форм социальной поддержки (внешние ресурсы)

Программы интервенции (функции клинического психолога: анализ проблемы, разработка программы, эффективная реализация и оценка)Первый класс – методы консультирования

Слайд 16Система предупредительных мероприятий

Система предупредительных мероприятий

Слайд 17Лекция 14
Преодоление дисбалансов – коучинг (наставничество)

Лекция 14 Преодоление дисбалансов – коучинг (наставничество)

Слайд 18Наставничество для индивидов и групп как система динамической помощи
Форма интервенции

на производстве, направленная на поддержание или улучшение способности действовать, которая

состоит из комбинации различных способов преодоления проблем и индивидуальных консультаций по широкому спектру профессиональных и личных проблем (Rauen, 1996)
Помощь в самопомощи или в повышении чувства самоответственности постоянно в центре внимания
5 видов:
индивидуальный, проводимый сторонним консультантом
«руководящий» как управление сотрудниками со стороны руководства, ориентированный на развитие
групповой, направленный на группу лиц без строгих функциональных взаимосвязей
системный – аналогичен групповому, но проводится с лицами, между которыми существуют прочные системные связи
в конкретном проекте как особый случай системного

Наставничество для индивидов и групп как система динамической помощиФорма интервенции на производстве, направленная на поддержание или улучшение

Слайд 19Сходство и различие между коучингом и психотерапией

Сходство и различие между коучингом и психотерапией

Слайд 20Сходство и различие между коучингом и супервизией
Супервизия очень схожа с

коучингом, но существенное различие заключается в том, что супервизия имеет

дело с индивидами, работа которых в значительной степени определяется отношениями с другими людьми. «Наставничество» же нельзя рассматривать вне специфики целевых установок, ориентированных на прибыль или бытовое обслуживание (профессиональная ориентация).
Для работы в этой сфере в значительной степени нужны квалификации в области экономики и организационной психологии
Сходство и различие между коучингом и супервизиейСупервизия очень схожа с коучингом, но существенное различие заключается в том,

Слайд 21Моббинг
«Крайняя форма социальных стрессоров на работе» (Knorz, Zapf, 1996)
Если

против индивида минимум раз в неделю минимум полгода направлены следующие

действия:
посягательство на возможность откровенно высказаться в разговоре (постоянная критика)
посягательство на социальные отношения (пространственная или социальная изоляция)
посягательство на социальное уважение (распространение сплетен)
посягательство на качество работы (предоставление работ, оскорбляющих или обижающих достоинство их выполняющих)
посягательство на здоровье (принуждение выполнять вредную для здоровья работу)

Моббинг «Крайняя форма социальных стрессоров на работе» (Knorz, Zapf, 1996)Если против индивида минимум раз в неделю минимум

Слайд 22Фазовая модель (Leymann. 1993)
1 – плохая переработка конфликтной ситуации и

первое посягательство
3 – фаза злоупотребления властью и силой, во время

которой нарушенное состояние «жертвы служит поводом для санкций»

2 – систематические и нарастающие враждебные действия. Ухудшение физического и психического состояния «Жертвы»

Ошибочный диагноз оказывает воздействие на этот процесс и возникает замкнутый круг. Увольнение, выход на пенсию по болезни

Фазовая модель (Leymann. 1993)1 – плохая переработка конфликтной ситуации и первое посягательство3 – фаза злоупотребления властью и

Слайд 23Моббинг
Пример динамического неравновесия
Проблема, типичная для современной общественной и экономической

ситуации, когда эффективны только новые и тяжело поддающиеся оценке состояния

неравновесия, возникающие вследствие специфического развития ( глобализация, скачки в технологическом развитии и т.п.)
Моббинг Пример динамического неравновесияПроблема, типичная для современной общественной и экономической ситуации, когда эффективны только новые и тяжело

Слайд 24Центр «по борьбе с моббингом»
Оказывает первую помощь, пробует вызвать

резонанс в общественности, помогает избежать постановки неправильного диагноза, проводит разъяснительную

работу, способствует созданию социальной сети, разорвать замкнутый круг моббинга независимо от фазы его развития.
Внутрипроизводственные мероприятия, психотерапевтические мероприятия или консультации социальных работников и юристов, организация групп самопомощи

Центр «по борьбе с моббингом» Оказывает первую помощь, пробует вызвать резонанс в общественности, помогает избежать постановки неправильного

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика