Разделы презентаций


Хабермас проблемы языка

Содержание

Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие Будущее человеческой природы. На пути к либеральной евгенике

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1


Слайд 2Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие

Будущее

человеческой природы. На пути к либеральной евгенике
Философский дискурс современности
Между натурализмом и религией

Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие

Слайд 3Erkenntnis und Interesse. — Frankfurt am Main, Suhrkamp, 1968
Zur Logik der

Sozialwissenschaften. — Frankfurt am Main, 1970
Theorie des kommunikativen Handelns.

(Bd. 1: Handlungsrationalität und gesellschaftliche Rationalisierung;
Bd. 2: Zur Kritik der funktionalistischen Vernunft.) — Frankfurt am Main, 1981
Erläuterungen zur Diskursethik. — Frankfurt am Main, 1991


Erkenntnis und Interesse. — Frankfurt am Main, Suhrkamp, 1968Zur Logik der Sozialwissenschaften. — Frankfurt am Main, 1970Theorie des kommunikativen

Слайд 4Преимущества парадигмы языка над парадигмой ментализма
Критика метафизики в работах первого

поколения Франкфуртской школы – слепота к практическому измерению
Просвещение: преимущества и

ограничения
Преимущества парадигмы языка над парадигмой ментализмаКритика метафизики в работах первого поколения Франкфуртской школы – слепота к практическому

Слайд 5«Архивы истории социализма и рабочего движения»,
«Журнал социальных исследований»
Хоркхаймер М.

с 1931 г
Колумбийский университет в США
После возвращения Адорно и Хоркхаймера из США в 1950

году Франкфуртская школа приобрела известность социологическими работами о студенческом движении
«Архивы истории социализма и рабочего движения», «Журнал социальных исследований»Хоркхаймер М. с 1931 гКолумбийский университет в СШАПосле возвращения Адорно и Хоркхаймера из

Слайд 6Хоркхаймер, М., Адорно, Т. Диалектика Просвещения (1944).
Адорно, Т. Негативная диалектика (1966)
Маркузе, Г. Одномерный

человек (1964)


Хоркхаймер, М., Адорно, Т. Диалектика Просвещения (1944).Адорно, Т. Негативная диалектика (1966)Маркузе, Г. Одномерный человек (1964)

Слайд 7Точки схождения с концепцией языка Витгенштейна
Внимание Витгенштейна к имплицитному, дорефлективному

пониманию вещей, которыми говорящий уже должен обладать, чтобы говорить и

действовать,
«Витгенштейн пробил брешь в картине языка, которая предполагала атомизм смысла и внешнюю по отношению к языку позицию говорящего».
Опыт анализа дорефлективного знания
Точки схождения с концепцией языка ВитгенштейнаВнимание Витгенштейна к имплицитному, дорефлективному пониманию вещей, которыми говорящий уже должен обладать,

Слайд 8Хабермас дополняет Витгенштейна, вводя понятие «интереса» и «перформативности»
акты именования или

определения уже предполагают фоновое понимание, природа которого социальна: «человек забывает,

что в языке предполагается значительная сценическая установка»
Хабермас дополняет Витгенштейна, вводя понятие «интереса» и «перформативности»акты именования или определения уже предполагают фоновое понимание, природа которого

Слайд 9«Следование правилу» Витгенштейна, рассмотренная как социальная практика, как социальная норма
Но:

любая социальная практика может опираться на этот нормативный элемент, чтобы

сделать возможным саморефлексию, но включает в себя возможность таким образом бросить вызов самому себе и подвергнуть любую норму сомнению
Против Канта: идеальное государство не как регулятивная идея, а как эмпирически наблюдаемое пространство спора и отстаивания своих взглядов
Возможность ошибаться и высказывание «от первого лица»
«Следование правилу» Витгенштейна, рассмотренная как социальная практика, как социальная нормаНо: любая социальная практика может опираться на этот

Слайд 10Прагматизм Витгенштейна и метафора «двери» и «петли» (против беспредпосылочного знания

и против скептицизма)
Но: предпосылкой должна выступать общая для всех процедура,

а не общий набор знаний

Прагматизм Витгенштейна и метафора «двери» и «петли» (против беспредпосылочного знания и против скептицизма)Но: предпосылкой должна выступать общая

Слайд 11Просвещение в динамическом ключе – рождение Модерна
Современность характеризуется не только

дифференциацией и разногласиями, но и единением вокруг единого понимания разума,

который конституируется не содержательно, а процедурно
Просвещение в динамическом ключе – рождение МодернаСовременность характеризуется не только дифференциацией и разногласиями, но и единением вокруг

Слайд 12Условия, необходимые для свободной дискуссии:
В качестве участников серьезной аргументации мы

должны быть способными следовать за аргументами и желать подчиняться "силе

лучшего аргумента".
Кроме того, мы должны взаимно признавать друг друга в качестве разумных и ошибающихся индивидов.
Мы должны быть достаточно разумными, чтобы обнаружить способность следовать за аргументами, и ошибающимися так, чтобы мы могли учиться на ошибках
Условия, необходимые для свободной дискуссии:В качестве участников серьезной аргументации мы должны быть способными следовать за аргументами и

Слайд 13Хабермас полагает, что в европейской культуре взрослые индивиды в принципе

способны принимать решения по основным нормативным вопросам с помощью воздействующей

на них аргументации.
Хабермас полагает, что в европейской культуре взрослые индивиды в принципе способны принимать решения по основным нормативным вопросам

Слайд 14Роль дискусcии
Дискурс выступает средством социализации, образования и воспитания, благодаря ему

происходит научение, повышение компетентности
дискурс втягивает людей в отношение признания,

в ходе которого высказывания другого понимаются, рефлексируется, интерпретируются, критикуются, уточняются и, наконец, принимаются или отвергаются
дискурс вынуждает высказывать собственные мнения от первого лица
Роль дискусcииДискурс выступает средством социализации, образования и воспитания, благодаря ему происходит научение, повышение компетентности дискурс втягивает людей

Слайд 15«языковые игры» Витгенштейна всего лишь как «эстетические эффекты»
они ориентированы не

на решение социально значимых проблем, а на создание эстетических эффектов,

«открывающих глаза»
«языковые игры» Витгенштейна всего лишь как «эстетические эффекты»они ориентированы не на решение социально значимых проблем, а на

Слайд 16Присоединение к концепции «философской герменевтики»
принципиальное методологическое различие между традицией «лингвистического

поворота» и концепцией Хабермаса состоит в том, что феноменологический и

позитивистский подходы полагаются на возможность принятия наблюдателя или внешней точки зрения, с которой язык может быть объективирован, тогда как герменевтика признает невозможность принятия такой точки зрения.
Присоединение к концепции «философской герменевтики»принципиальное методологическое различие между традицией «лингвистического поворота» и концепцией Хабермаса состоит в том,

Слайд 17Язык как дискурс – акцент коммуникативного ограничения, которое делает возможными

рациональную критику и взаимное обучение, а именно, что из двух

противоположных утверждений только одно может быть правильным.
Язык как дискурс – акцент коммуникативного ограничения, которое делает возможными рациональную критику и взаимное обучение, а именно,

Слайд 19Исторические обстоятельства рождения коммуникативных практик в социуме: буржуазные революции, практики

эмансипации индивида, рожденные в этом историческом контексте
«читательские клубы» как демократическая

инициатива
Рождение салонов в эпоху Просвещения
Исторические обстоятельства рождения коммуникативных практик в социуме: буржуазные революции, практики эмансипации индивида, рожденные в этом историческом контексте«читательские

Слайд 20Исследование языка из горизонта «мира».
Но при этом присоединение к

критика «слепоты» хайдеггеровского проекта по отношению к социальным обстоятельствам и

социально-значимым целям дискуссии (к идеям первого поколения Франкфуртской школы)
Феноменологические идеи: интерсубъективность и понятие «жизненного мира»
Исследование языка из горизонта «мира». Но при этом присоединение к критика «слепоты» хайдеггеровского проекта по отношению к

Слайд 21Полемика вокруг статуса герменевтических идей: понимание (Verstehen) как обращенность на

содержание символического выражения (представленного в форме текста, речевого акта, социального

действия, телесного жеста
Общий момент – интерес к сфере повседневного разговора (у Шлейермахера – проблематика непонимания/понимания) – предрассудки и структуры здравого смысла
Полемика вокруг статуса герменевтических идей: понимание (Verstehen) как обращенность на содержание символического выражения (представленного в форме текста,

Слайд 22Общее – структура самосознания как условие возможности интерпретации,
Расширительная трактовка

рефлексивной структуры определяет методологическую задачу герменевтики как философского размышления о

предпосылках и методах гуманитарных и социальных наук

Общее – структура самосознания как условие возможности интерпретации, Расширительная трактовка рефлексивной структуры определяет методологическую задачу герменевтики как

Слайд 23Различное: условие и методическая проблема понимания – в обеспечении когнитивного

доступа к символическим выражениям Другого.
Расхождение в толковании этого условия –

расхождение между Гадамером и Хабермасом

Различное: условие и методическая проблема понимания – в обеспечении когнитивного доступа к символическим выражениям Другого.Расхождение в толковании

Слайд 24Поскольку мы обязательно должны полагаться на наше предварительное предметное понимание

(точку зрения, познавательный интерес), и поскольку мы обязаны отдавать должное

самосознанию Другого (кантовская идея о субъекте как цели, а не как средстве),
то необходимый путь к пониманию принимает форму диалога, в котором Я и Другой стремятся прийти к взаимопониманию по поводу «сути дела».
Поскольку мы обязательно должны полагаться на наше предварительное предметное понимание (точку зрения, познавательный интерес), и поскольку мы

Слайд 25Идея Хабермаса о необходимости лингвистического поворота в критической социальной теории

(Критической теории), определяемой как теория коммуникативного действия
как наши повседневные речевые

практики влекут за собой утверждения о достоверности, которые делают понимание значения зависимым от (более или менее явных) резонов говорящих.
Идея Хабермаса о необходимости лингвистического поворота в критической социальной теории (Критической теории), определяемой как теория коммуникативного действиякак

Слайд 26Методология Хабермаса противостоит идее «онтологического поворота» в герменевтике, который отстаивает

Гадамер (опираясь на Хайдеггера и его идею событийности понимания)
Гегель: от

субстанции к субъекту. Гадамер: от субъекта к субстанции
«лингвистико-онтологический идеализм», в котором интерпретативная встреча с традицией становится событием, против которого бессильны сознательные усилия интерпретаторов.
Методология Хабермаса противостоит идее «онтологического поворота» в герменевтике, который отстаивает Гадамер (опираясь на Хайдеггера и его идею

Слайд 27По Гадамеру значение традиции понимается как вклад всеобъемлющего события, в

рамках которого мы всегда существуем и чьи определяющий смысл и

ориентирующую силу мы должны стремиться возродить, чтобы восстановить нашу культурную и историческую идентичность.
Хабермас, с другой стороны, считает нашу традицию глубоко ушедшей корнями к неочевидным практикам и взглядам, которые по своей природе являются системами власти и эксплуатации, которые требуют явной методологической ориентации на наше культурное наследие как наследие силы и насилия.
По Гадамеру значение традиции понимается как вклад всеобъемлющего события, в рамках которого мы всегда существуем и чьи

Слайд 28Хабермас в пику Гадамеру делает акцент на инструментах и путях

воспитания познавательных способностей, которые обеспечивают познание
Исследование генезиса Модерна: как

определенные убеждения и предположения конституируются культурно, социально и субъективно, как коррелируют эти смысловые измерения с объективными социальными практиками и системами, которые могут оказывать пагубное влияние на их внутреннюю конституцию.
Хабермас в пику Гадамеру делает акцент на инструментах и путях воспитания познавательных способностей, которые обеспечивают познание Исследование

Слайд 29этика дискурса и коммуникативный разум
Движение к пониманию теперь становится рефлексивно

отстроенным этосом, а не подарком традиции, пассивно полученным участниками диалога

этика дискурса и коммуникативный разумДвижение к пониманию теперь становится рефлексивно отстроенным этосом, а не подарком традиции, пассивно

Слайд 30Поль Рикёр в анализе двух подходов к герменевтике: «герменевтика доверия»

против «герменевтики подозрения»

Поль Рикёр в анализе двух подходов к герменевтике: «герменевтика доверия» против «герменевтики подозрения»

Слайд 31К.-О.Апель (1922 - 2017)
понятие языкового a priori, устанавливаемого коммуникативной общностью.


соединение англосаксонской (и отчасти витгенштейновской) аналитической философии с современными континентальными

школами феноменологии, экзистенциализма и герменевтики
универсальной рационалистичности, присущей любым формам использования языка.
К.-О.Апель (1922 - 2017)понятие языкового a priori, устанавливаемого коммуникативной общностью. соединение англосаксонской (и отчасти витгенштейновской) аналитической философии

Слайд 32Дихотомия гуманитарных и естественных наук преодолевается включением в культуру естествознания

как одной из разновидностей коммуникативного опыта, конституирующего интерсубъективные этические нормы.


Неокантианство: математика как социальный факт
Дихотомия гуманитарных и естественных наук преодолевается включением в культуру естествознания как одной из разновидностей коммуникативного опыта, конституирующего

Слайд 33Die Idee der Sprache in der Tradition des Humanismus von

Dante bis Vico.1963 (Идея языка в гуманистической традиции от Данте

до Вико),
Transformation der Philosophie. — Frankfurt a/M., 1973 (Трансформация философии),
Die Idee der Sprache in der Tradition des Humanismus von Dante bis Vico.1963 (Идея языка в гуманистической

Слайд 34Der Denkweg von Ch.S.Peirce, eine Einführung in den amerikanischen Pragmatismus.

— Frankfurta/M., 1975 (Идейная эволюция Ч.С.Пирca: Введение в американский прагматизм);


Neue Versuche bei Erklären und Verstehen. — Frankfurt a/M., 1978 (Новые попытки объяснения и понимания).
Der Denkweg von Ch.S.Peirce, eine Einführung in den amerikanischen Pragmatismus. — Frankfurta/M., 1975 (Идейная эволюция Ч.С.Пирca: Введение

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика