Слайд 1ХАНС ХОЛЬБЕЙН МЛАДШИЙ
1497/98 -1543
Слайд 2Хольбейны - это семья немецких художников швабской школы, можно сказать
- настоящий художественный клан, родоначальники которого окутаны легендарной дымкой.
О
Сигизмунде и Михаиле Хольбейнах известны только их имена - ни сведений достоверных,
ни тем более картин не сохранилось.
Ханс Хольбейн Старший прославился в свое время росписями алтарей во многих соборах немецких городов. У Ханса Хольбейна Старшего было двое сыновей, и оба тоже стали художниками. Амброзиус и Ганс Гольбейн младший.
Слайд 3Сохранился портрет детей Гольбейна, Амброзия и Ганса, и автопортрет отца,
нарисованные серебряным карандашом, по которым можно судить о внешности художника
и его детей.
Слайд 4Но если Амброзиус Хольбейн известен сейчас главным образом своей принадлежностью
к славной фамилии, то брат его - Ханс Хольбейн Младший
- оказался одним из величайших художников Германии и своего времени вообще.
С 1515 по 1526 год Хольбейн работал в Швейцарии, в Базеле, где вместе с братом Амброзиусом делал гравюры для книгопечатен, в частности проиллюстрировал знаменитую «Похвалу глупости» Эразма Роттердамского, с которым близко сошелся лично.
Слайд 5После обучения в мастерской своего отца в 1514 он уехал
в Базель, бывший в то время крупнейшим центром искусства и
гуманистической учености. Вскоре Гольбейн приобрел покровителей среди видных горожан, в числе которых был и гуманист Эразм Роттердамский. Во время путешествий по Италии (в 1518) и Южной Франции (в 1524) Гольбейн значительно расширил свой кругозор. Двумя годами позже он отправился, по рекомендации Эразма, в Англию к Томасу Мору. В 1528 он вернулся в Базель, а с 1530 окончательно поселился в Лондоне. В 1536 стал придворным живописцем короля Генриха VIII. За годы, проведенные в Англии, он создал ок. 150 портретов.
Слайд 13
Купец Георг Гиз
1532
Вообще надо сказать, что еще одним
из многих умений Хольбейна было умение применяться к обстоятельствам, каковы
бы они ни были. Его работу в середине 1530-х годов прекрасно характеризуют два портрета. Первый - портрет Георга Гисце, купца, человека, лицо которого не представляет собой ничего особенного - только некоторая миловидность черт и привычная сметливость торговца в чуть скошенных маленьких глазах. Зато вокруг фигуры Хольбейн развернул настоящие чудеса - он обставил портрет множеством самых разнообразных и прихотливых предметов: какими-то шарами, ножницами, розовыми цветами в узорчатой вазе тончайшего стекла.
Слайд 14
Шарль де Солье, сьёр де Моретт, французский посол в Лондоне
1534
Слайд 15Первые живописные работы Хольбейна, известные ныне, относятся к 1520-м годам,
и уже они позволяют судить, насколько широк был диапазон его
одаренности, сколько силы и дерзновения крылось в этом совсем еще молодом человеке. В 1521 году, неизвестно, по заказу или собственной прихоти, Хольбейн написал картину «Мертвый Христос», про которую исследователь справедливо пишет, что она «отмечена строгой объективностью подхода в трактовке религиозной темы». Однако нам, пожалуй, больше скажет ссылка на роман Достоевского «Идиот»; помните, в мрачном доме Парфена Рогожина хозяин показывает князю Мышкину копию картины, которая буквально сводит с ума - так велика её колдовская сила. То была копия именно «Мертвого Христа»...
Слайд 17Портреты Гольбейна отличаются реалистической и благородной трактовкой образов. Исключительно разносторонний
художник, он был автором композиций на религиозные сюжеты, фресок и
декорации интерьеров, создавал эскизы ювелирных изделий и витражей, работал в жанре книжной иллюстрации. Гольбейн был портретистом сугубо аналитического склада. Непосредственной работе над портретом предшествовал краткий период наблюдения, во время которого художник старался определить для себя важнейшие черты характера модели. Каждый раз ему удавалось дать поразительно точную и всестороннюю характеристику личности портретируемого.
Такой подход к работе с моделью проявился уже в ранних портретах базельских интеллектуалов.
Слайд 18По складу натуры он мог удивительно много вместить в себе
- это во-первых; во-вторых, время, когда он жил, - эпоха
реформации - было само исполнено кричащих контрастов, и даже простых людей, а не только гениев раздирали противоречия.
Слайд 19«В первые годы своего второго английского периода (1532-1543) Хольбейн главным
образом пишет немецкое купечество, живущее в Лондоне, - свидетельствует исследователь.
- Вероятно, применяясь к заказчику, он вырабатывает теперь новые приемы в портретной живописи: уделяет несравненно большее место пространству, интерьеру и вещевому материалу, характеризующему занятие модели...»
Слайд 21Великой крестьянской войной под предводительством Томаса Мюнцера, разгоревшейся в середине
1520-х годов, были навеяны рисунки (а позднее гравюры по ним),
красноречиво названные «Плясками смерти». Хольбейн, как мало кто из его современников, чувствовал масштаб происходивших событий и, возможно, принимал в них более активное участие, чем позволяют судить о том сохранившиеся документы. Во всяком случае, в 1526 году ему пришлось уехать в Англию; впрочем, он отправлялся за границу не в первый раз: еще в 1518 году он странствовал по Ломбардии, где насмотрелся на работы Леонардо да Винчи, Бернардо Луини, Гауденцио Феррари, а особенно сильное впечатление произвела на него архитектура Северной Италии. Затем он побывал и во Франции, где познакомился с работой портретиста Жана Клуэ. Пожалуй, Ханс Хольбейн Младший был наиболее европейски образованным (помимо того, что наиболее талантливым) немецким художником своего времени...
Слайд 22В Лондоне он явился в дом великого утописта Томаса Мора,
вручил ему рекомендательное письмо от Эразма Роттердамского - и начался
первый (двухлетний) английский период жизни и творчества Хольбейна. В эти годы Хольбейн главным образом портретист; согласно старинной биографии, «он писал исключительно портреты Мора и его семейства, архиепископа Кентербер-рийского, астронома Кратцера, Гольсельва и др.». Как круг моделей, так и характер трактовки их не оставляют никакого сомнения в симпатиях и пристрастиях Хольбейна: умонастроение его старших друзей и покровителей, утопистов, религиозных реформаторов, мечтателей, людей чести и государственного разума оказало на него явное воздействие. Удивителен Томас Мор в исполнении Хольбейна (1527 год) - истовый фанатик и государственный муж, вольнодумец и мечтатель, при этом добрейший человек, отец семейства, рачительный хозяин дома, открытого для друзей, в число которых Ханс Хольбейн был зачислен быстро и навсегда...
Слайд 26Обстоятельства возвращения в Базель представляют наиболее неясную страницу биографии Хольбейна.
Он написал для базельской ратуши несколько сцен из Ветхого Завета,
и все, казалось, обстояло благополучно, слава его все больше упрочивалась, но вдруг религиозные смуты, вспыхнувшие ярким пламенем в 1532 году, вынудили его оставить уже наладившийся быт и снова отправиться в Англию...
Слайд 28Портрет Дирка Берка из нью-йоркского музея Метрополитен, написанный Хольбейном в
те же годы, совсем иной: здесь интерьер и вообще все
постороннее сведено на нет, внимание приковано к лицу модели, о которой можно сказать, что это человек сильный, страстный, умный, очевидно, одержимый какой-то одной идеей...
С 1536 года Хольбейн становится придворным художником английского короля Генриха VIII и в этом совершенно новом для себя положении осваивается с удивительной быстротой. Он пишет несколько портретов самого Генриха (особенно поразителен рисунок: король с лицом мясника, мутными гнилыми глазами и реденькой бородкой, - соединение чванливости, грубой силы и грубого, но большого ума). Он пишет портрет королевы Джейн Сеймур, выдержанный в тончайшей зелено-коричневой гамме, - роскошному наряду королевы как бы противоречит рисунок судорожно сжатых рук и истовое выражение лица, но это внешнее противоречие сообщает портрету особую драматическую силу... По поручению короля Хольбейн несколько раз выезжает на континент, где пишет портреты европейских принцесс, которыми сластолюбивый Генрих интересовался с матримониальной целью. Его мастерство не столько растет, сколько видоизменяется и становится живее и богаче, - и трудно сказать, каких бы высот художник еще достиг, если бы эпидемия лондонской чумы осенью 1543 года не оборвала его жизнь.
Слайд 29Дармштадтская Мадонна
Умер Гольбейн от чумы в Лондоне в 1543.
Слайд 30А вскоре Хольбейн пишет произведение совсем иной тональности, в котором
ни тени жесткого реализма, а напротив - светлая умиленность, даже
чуть-чуть слащавый идеализм: «Мадонну бургомистра Мейера»... Вообще разнообразие тональностей ранних произведений
Хольбейна поразительно, но это ни в коем случае нельзя объяснять молодостью или незрелостью мастера.