Слайд 2Возникновение, эволюция и своеобразие античной философии
1 Общая характеристика античной философии
2
Отличительные особенности античной философии
3 Основные периоды развития античной философии
4
Краткая характеристика досократической философии
5 Милетская школа
6 Философия Гераклита Эфесского
7 Философия пифагорейцев
8 Философия элеатов
9 Атомистический материализм
10 Философия софистов
11 Краткая характеристика классической античной философии
12 Философия Сократа
13 Общая характеристика философии Платона
14 Учение Платона о государстве
15 Научная деятельность Аристотеля
16 Общая характеристика философии Аристотеля
17 Проблемы материи, души, человека в философии Аристотеля
Вернуться к оглавлению
Слайд 3Общая характеристика античной философии
Античная философия — это философия древних греков
и древних римлян, охватывающая период
с VII в. до н.э.
Античная философия возникла в греческих полисах (торгово-ремесленных
городах-государствах) Малой Азии, Средиземноморья, Причерноморья и Крыма,
собственно Греции — в Афинах, в эллинистических государствах Азии и Африки,
в Римской империи. Античная философия внесла исключительный вклад в развитие
мировой цивилизации. Именно здесь зародилась европейская культура и цивилизация,
здесь истоки западной философии, почти всех ее последующих школ, идей и представлений.
Особенности
Античная философия зародилась не как область специальных философских исследований, а в
неразрывной связи с научными знаниями - математическими, естественно-научными, с зачатками
политических понятий, а также с мифологией и искусством. Духовное развитие в VII—IV вв. до н.э.
шло от мифологии и религии к науке и философии.
Возникают два основных типа философского мировоззрения — материализм («линия Демокрита»)
и идеализм («линия Платона»).
Возникают два противоположных основных метода мышления — диалектика и метафизика.
Античная философия была первой исторически известной формой диалектической философии.
В широком смысле слова термин «античность» (лат. antiquus – древний) означает «древность». В узком смысле с понятием «античность» связывают историю и культуру Древней Греции (Эллады) и Древнего Рима.
Слайд 4Отличительные особенности
античной философии
Особенности античной философии
Отличительной особенностью античной философии является
единство трех взаимосвязанных
между собой моментов: объекта исследования, метода и
цели.
Первый момент определяет содержание античной философии, которое конкретизируется в идеях
космоцентризма.
Далее, обращаясь ко второму моменту триединства — методу, следует отметить следующую
характерную особенность античной философии: стремление к рациональному объяснению
всеобщего, бытия, реальности. Она не ограничивается конкретными фактами и опытными
данными. Для нее значим не отдельный факт или конкретный опыт, а разумный аргумент,
логическое доказательство, знание. Это не только определяет научный характер философии, но
и границы между философией, религией, мифом и искусством. Последние также имеют дело с
реальностью как целым, но если мифология описывает ее исходя из фактических представлений,
религия — посредством веры, искусство — через идею красоты, воплощенную в художественных
образах, то философское объяснение осуществляется на рациональном уровне
(диалектика мышления).
Античная философия в целом есть бескорыстная любовь к истине. Эта особенность определяет
и ее третий момент — цель. Цель античной философии состоит в чистом созерцании истины,
чистом желании достичь ее.
Слайд 5Основные периоды развития античной философии
Античная и греко-римская философия имеют более
чем тысячелетнюю историю, начиная с VI в. до н.э. и
до 529 г.н.э., когда император Юстиниан закрыл философские школы в Афинах. В этой истории различают ряд периодов.
Основные периоды развития античной философии
I Период ранней классики
Общая характеристика: натуралистический период с его проблемами Фюзиса (Природы) и
Космоса (между VI и V вв. до н.э.).
Представители: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Парменид, Зенон, Ксенофан,
Пифагор, Демокрит и др.
II Период средней классики
Общая характеристика: гуманистический период с его проблемой человека
Представители: Сократ и его школа; софисты: Протагор, Горгий, Продик,
Антифонт, Антисфен и др.
III Период высокой классики
Общая характеристика: период большого синтеза с его главной проблемой
— синтез философского знания.
Представители: Платон, Аристотель и их школы.
Слайд 6IV Эллинизм
Общая характеристика: период эллинистических школ с
его главными проблемами —
мораль и свобода человека, проблемы познания
и т.п.
Представители: Эпикур, Пиррон, стоики раннего периода: Панэций, Посидоний,
поздние римские стоики, или неостоицизм:
Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий и др.
V Религиозный период античной мысли
Общая характеристика: основные проблемы — структуры Космоса, судьбы Космоса и
человека, отношения Бога и человека и т.п.
Представители: Плотин, Порфирий, Прокл, Филон Александрийский и др.
Продолжение
Слайд 7Представители
Милетской школы
Слайд 8Анаксимандр (610-547 до н.э.)
Основные взгляды:
Первоначало всего сущего — «апейрон» —
вечная, бесконечная субстанция, из которой все
возникло, все состоит и
в которую все превратится.
Бог — первопричина, а Боги становятся мирами, универсумами, коих множество, и они-то
циклически возникают и гибнут.
Мир состоит из серий противоположностей, определяющих генезис Космоса.
Центр Вселенной — Земля, представляющая собой срез цилиндра, который парит в воздухе.
Слайд 9Фалес (625-547 до н.э.)
Основные взгляды:
Первоначало всего сущего — вода
— «фазис», жидкий,
текучий, а то, что мы пьем, —
лишь одно из его состояний. Вода соотносится
с божественным началом.
Неживая природа, все вещи имеют душу (гилозоизм).
Центр Вселенной — Земля, представляющая собой плоский диск, покоящийся на воде.
Вселенная полна богов.
Слайд 10Анаксимен (585-525 до н.э.)
Основные взгляды:
Первоначало всего сущего — воздух,
который проходит в своем изменении ряд этапов:
огонь — воздух
— ветры-облака — земля — камни. Воздух, входящий в вышеуказанный ряд, не
тождественен с первоначалом.
Воздух — источник жизни и психических явлений.
Земля — плоский диск, парящий в воздухе.
Боги отождествляются с Природой.
Слайд 11Философия Гераклита Эфесского
Вторым после Милета очагом
древнегреческой философии в Малой Азии был город Эфес, родина философа
Гераклита (ок. 530—470 до н.э.). Гераклит — один
из основоположников диалектики, учение которого является наиболее
ярким выражением стихийной диалектичности древнегреческой философии
Слайд 12Философия пифагорейцев
ПИФАГОРЕЙЦЫ - последователи Пифагора
(2-я половина VI — начало V
ни. до п.».),
древнегреческого философа и математика, основавшего
в греческом городе
Кротоне религиозный союз
Слайд 13ЭЛЕАТЫ — представители Элейской философской школы, существовавшей в VI—V вв.
до н.э.
в древнегреческом полисе Элея на территории современной Италии.
Представители:
Философия элеатов
Ксенофан
Парменид
Зенон
и Мелисс
Слайд 14Атомстический материализм
Основателем атомистики был Левкипп (ок. 500—440 до н.э.), учение
которого продолжил
ученый-энциклопедист и философ-материалист Демокрит (460—370 до н.э.). Демокрит
считался основоположником материалистического направления в философии («линия Демокрита» —
противоположность «линии Платона» — идеалистического направления).
Слайд 15Философия Сократа
СОКРАТ (469—399 до н.э.) — выдающийся афинский философ, учитель
Платона. Сократ — представитель реалистического религиозно-нравственного мировоззрения. Впервые именно Сократ
сознательно поставил перед собой задачу обоснования идеализма и выступил против античного материалистического миропонимания, естественно-научного знания и безбожия. Сократ исторически был зачинателем «тенденции Платона» в античной философии
Слайд 16П Л А Т О Н
(427—347 до н.э.)
крупнейший
философ Древней Греции, ученик Сократа, основатель собственной философской школы —
Академии, основоположник идеалистического направления в философии. Его настоящее имя - Аристокл, Платон - псевдоним
Слайд 17Учение Платона о государстве
Социально-политическое учение Платона в разных вариантах излагается
им в трех
диалогах: «Государство», «Политик», «Законы» и целиком направлено
против
античной демократии
Учение о государстве
«Идеальное государство» (или при
ближающееся к идеалу).
Аристократия — справедливая
власть меньшинства.
Аристократическая республика.
Аристократическая монархия.
Нисходящая иерархия государствен
ных форм.
Тимократия — несправедливая
власть большинства, власть военных,
вождей, армии.
Олигархия — несправедливая власть
меньшинства.
Демократия - справедливая власть
большинства.
Тирания — несправедливая власть
одного человека.
Классификация государственных
форм по Платону
План государственного устройства по Платону
Идеальное государство есть сообщество:
земледельцев и ремесленников,
производящих все необходимое для
поддержания жизни граждан;
воинов, охраняющих безопасность;
философов-правителей, осуществляющих мудрое и
справедливое управление государством.
Граждане государства вместе
проводят свободное время.
Институт брака упраздняется
(все жены и дети общие).
Допускается и приветствуется
труд рабов.
Допускается небольшая частная собственность и личное
имущество для всех сословий.
Слайд 18Научная деятельность Аристотеля
АРИСТОТЕЛЬ
(384-322 до н.э.)
- ученый-энциклопедист, философ,
ученик Платона, воспитательАлександра Македонского.
335 — 322
гг. до н.э. основал философскую школу — Ликей
(перипатетическую школу)
Слайд 19Общая характеристика научной деятельности Аристотеля
Научная деятельность Аристотеля охватила все области
античного знания. Произведения его носят
энциклопедический характер. Его сочинения относятся
к различным областям знаний — философии, естествознанию, логике, истории, политике, этике, литературе.
Все науки делятся по следующей классификации:
теоретические науки, где познание ведется только ради него самого. Они включают «первую философию» (метафизику), математику и физику. «Первичная философия» изучает проблемы бытия, происхождение всего сущего, причины различных явлений и т.п.;
практические науки, которые дают руководящие идеи для поведения человека, устройства государства и т.п.;
творческие науки, где познание совершается с целью достижения пользы или осуществления чего-либо прекрасного.
В этом делении Аристотель не упоминает особо логику, хотя он является создателем этой науки (как и эстетики, и теории государства). Аристотель рассматривает логику как оружие всякого научного знания, а не как особую область науки (философии).
Общее правило научного исследования — на первом месте должна стоять объективная истина самих вещей, самой природы, и никакие субъективные цели не должны исказить этой «правды вещей».
Обобщая опыт предшествующего развития науки, Аристотель пытался построить единую систему наук.
Слайд 20Общая характеристика
философии Аристотеля
Общая характеристика философии Аристотеля
Аристотель считал, что философия не
есть продукт единоличного индивидуального творчества, а
итог работы целых поколений
мыслителей.
Он внес существенные коррективы в ряд положений философии Платона, критикуя учение об
«эйдосах» («чистых идеях»). Ошибка Платона, по Аристотелю, в том, что он оторвал «мир идей» от
реального мира, поскольку бытие не есть «чистые идеи» («эйдосы») и их материальное отражение
(«вещи»). Аристотель дает свое понимание бытия через десять категорий. Бытие — это сущность
(субстанция), обладающая свойствами количества, качества, отношения, места, времени,
положения, состояния, действия, страдания.
Критика учения об идеях Платона приводит Аристотеля к принципиальным положениям, которые
легли в основу его миропонимания:
Мир один. Это духовно-материальный, реально существующий мир.
Вещи, явления и процессы реального мира могут быть познаны из него самого, т.е. изучать следует
саму действительность, а не мир идей.
В центре познания должны быть не умозрительные схемы, а реальный мир. Тогда наука получает
смысл как познание реального посредством понятийного мышления, которое изучается логикой.
Логика - орудие постижения сущности вещей, явлений и процессов мира.
Аристотель определил сущность материи и дал материалистическую трактовку происхождения
мира и человека.
Аристотель выделяет шесть типов государства: «плохие» (тирания, крайняя олигархия и
охлократия — власть толпы, крайняя демократия) и «хорошие» (монархия, аристократия и полития).
Идеал Аристотеля - политая, представляющая собой совокупность умеренной олигархии и
умеренной демократии, государство «среднего класса».
Слайд 21Проблемы материи, души человека в
философии Аристоеля
Проблемы материи, души, человека
в философии Аристотеля
Материя — субстрат. Без материи нет
бытия, но
и сама материя не суще-
ствует самостоятельно. До принятия
определенной формы материя находи-
тся в состоянии небытия. Эта первая
материя лишена жизни, энергии, цело-
стности, всяких свойств, всякой опре-
деленности. Материя еще не есть
действительность, а только возмо-
жность. Действительностью она ста-
новится лишь в связи с формой.
Материя — это потенция, ограниченная
формой; потенция (субстрат) есть
пассивное начало, форма — активное.
Всякая вещь есть единство «материи»
и «формы».
Движение — обнаружение активности
формы в момент ее соединения с
материей.
Виды причин: материальная (субстрат),
формальная (образующая «сущность»,
вещь), производящая (раскрывающая
цель движения).
Высшей формой всего сущего является
Бог, имеющий бытие вне мира.
Душа - носитель сознания и одно-
временно ведает функциями
организма.
Три уровня души:
«растительная душа»,отвечает
за функции питания и размножения;
«чувственная (животная) душа»,
отвечает за функции питания, раз-
множения, ощущения и желания;
«разумная душа», охватывает все
вышеперечисленные функции и
ведает еще функциями познания
и мышления.
Душа смерти. Одушевление
материи (гилозоизм) — «нелепость
и противоречие».
Человек рождается политическим
существом и стремится к «совме-
стному сожительству».
Человек есть политическое живо-
тное (выводя политичность человека
из его природы, а не наоборот —
природу человека из его деятель-
ности в обществе, — Аристотель
делает ошибку).
Проявление политической сущно-
сти человека есть образование
семьи, государства.
Проблема материи
Проблема души
Проблема человека
Вернуться к оглавлению