Слайд 1ХАРКІВСЬКА ДЕРЖАВНА АКАДЕМІЯ
ФІЗИЧНОЇ КУЛЬТУРИ
Кафедра гігієни та фізіології
людини
МЕТА ТА ЗАДАЧІ БЖД
ОСНОВНІ ДЖЕРЕЛА НЕБЕЗПЕКИ
МЕТОДИ ТА
ЗАХОДИ ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ
ЖИТТЄДІЯЛЬНОСТІ ЛЮДИНИ
Слайд 2“Безопасность жизнедеятельности” (БЖД) – гуманитарно-техническая дисциплина, которая изучает, анализирует и
обобщает данные соответственной научно-практической деятельности, формирует понятийно-категорийный, теоретический и методологический
аппарат, необходимый для изучения конкретных опасностей, средств и разрабатывает основные профилактические и защитные механизмы от них.
Слайд 3ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ БЖД
– источники и закономерности возникновения вредных и опасных
факторов в биосфере и техносфере;
– анатомо-физиологические и психологические реакции человека
на действие различных факторов в организации проживания, в том числе вредных и опасных;
– возможности организма человека в обычных, стрессовых и чрезвычайных ситуациях;
– риски и надежность систем “человек-жизненная среда”, “человек-машина” и другие;
– трудовая деятельность и ее негативность воздействия на человека.
Слайд 4ЦЕЛЬ БЖД КАК НАУКИ
сохранение здоровья и жизни человека в
современных условиях обитания, защита его от опасностей техногенного, антропогенного, естественного
происхождения и создание комфортных условий для жизнедеятельности человека.
Слайд 5БЖД решает три группы учебных задач:
а) идентификация (распознавание) опасностей:
вид опасности, пространственные и временные координаты, величина, возможный ущерб, вероятность
и т.п.;
б) профилактика идентифицированных опасностей на основе сопоставления затрат и выгод. Согласно упомянутой концепции остаточного риска часть идентифицированных задач может с определенной вероятностью реализоваться;
в) третья группа задач — это действие в условиях чрезвычайных ситуаций.
Слайд 6Современное состояние безопасности жизнедеятельности в Украине и других странах можно
охарактеризовать как неудовлетворительное.
Отсутствие централизованного государственного финансирования, экономическая нестабильность, которая
отпугивает западных инвесторов, постоянный поиск политических альтернатив в Украине не позволяют поддерживать на необходимом современном уровне безопасность проживания людей .
Слайд 7Для того, чтобы избежать глобальных необратимых процессов, необходима реализация идеи
устойчивого развития общества, которая основывается на использовании ресурсосберегающих и экологически
чистых технологиях, на бережном отношении человека и окружающей среды .
Стратегия устойчивого развития, сформулированная в концепции БЖД Украины, направлена на достижение гармонии между людьми и между обществом и природой.
Слайд 8Понятие “устойчивое развитие” направлено на выживание человечества и сохранение биосферы
как естественной основы всей жизни на Земле.
Это связано с
решением таких задач:
— “Охрана здоровья и жизни человека в обычных и чрезвычайных ситуациях”;
— “Охрана природной среды от негативных антропогенных и техногенных воздействий”.
Слайд 9ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ БЖД :
С момента появления на Земле
Человек перманентно живет и действует в условиях потенциальных опасностей, которые
постоянно меняются. Это позволяет сформулировать аксиому о том, что деятельность Человека потенциально опасна.
Реализуясь в пространстве и времени, опасности причиняют вред здоровью Человека, который проявляется в нервных сотрясениях, травмах, болезнях, инвалидных и летальных последствиях и тому подобное. Следовательно, опасности — это то, что угрожает не только Человеку, но и обществу и государству в целом. Следовательно, профилактика и защита от них — актуальная, гуманная и социально-экономическая проблема, в решении которой Государство не может не быть заинтересована .
Слайд 10Обеспечение безопасности деятельности — задача первостепенного приоритета для личности, общества,
государства.
Абсолютной безопасности не бывает - всегда существует некоторый остаточный
риск.
Риск - это осознанная количественная оценка вероятности наступления события с определенными нежелательными последствиями
Под безопасностью понимают такой уровень опасности, с которым на данном этапе научного и технического развития можно смириться.
Безопасность — это приемлемый риск.
Слайд 11ПО ПРОИСХОЖДЕНИЮ (генезису) все опасности, которые изучаются в БЖД, делятся
на 6 групп: природные, техногенные, антропогенные, биологические, экологические, социальные
ПО
ХАРАКТЕРУ действия на организм человека различают 5 групп опасностей - физические, химические, биологические, психофизиологические, социальные.
Слайд 12Вредные факторы – факторы жизненной среды, которые приводят к ухудшению
самочувствия, снижению работоспособности, возникновению заболеваний и даже к смерти как
следствия заболевания.
Опасные факторы – факторы жизненной среды, которые приводят к травмам, ожогам, обморожениям, другим повреждениям организма или отдельных его органов и даже к внезапной смерти.
Слайд 13Научное и методическое раскрытие положений составляет программную основу БЖД, в
которой можно выделить следующие блоки:
• Теоретические основы.
• Человек, как
элемент в системах безопасности.
• Природные опасности (литосферные, гидросферные, атмосферные, космические).
• Техногенные опасности (механические опасности, взрывы и пожары и прочее).
• Химические опасности.
• Световой климат.
• Воздух, вода, почва, лес как факторы жизненной среды.
• Экологические опасности.
• Социальные опасности.
• Экстремальные и чрезвычайные ситуации.
• Управление БЖД.
Слайд 15БЕЗОПАСНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА
понятие, отражающее саму суть человеческой жизни, ее ментальные,
социальные и духовные достояния Безопасность человека — неотъемлемая составная характеристика
стратегического направления человечества, который определен ООН как «устойчивое человеческое развитие» (Sustainable Human Development) – такое развитие, которое ведет не только к экономическому, но и социальному, культурному, духовному росту, что способствует гуманизации менталитета граждан и обогащению положительного общечеловеческого опыта.
Слайд 16Чрезвычайная ситуация (ЧС) - обстановка на определенной территории, сложившаяся в
результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного бедствия и других
событий (эпидемий, террористических актов, вооруженных конфликтов и т.д.) , которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Слайд 17ПОСТАНОВА КАБІНЕТУ МІНІСТРІВ УКРАЇНИ
від 24 березня 2004 р. N
368 «Про затвердження Порядку класифікації надзвичайних ситуацій техногенного та природного
характеру за їх рівнями»
В зависимости от территориального распространения, объемов причиненного или ожидаемого экономического ущерба, количества людей, которые погибли, различают четыре уровня чрезвычайных ситуаций.
Слайд 18Чрезвычайная ситуация общегосударственного уровня:
которая распространилась или может распространиться на
территорию других государств или на территорию двух и более регионов
Украины, а для ее ликвидации необходимы материальные и технические ресурсы в объемах, превышающих возможности этих регионов, но не менее 1 процента от объема расходов соответствующих местных бюджетов;
Чрезвычайная ситуация регионального уровня:
которая распространилась на территорию двух или более районов (городов областного значения) областей, а для ее ликвидации необходимы материальные и технические ресурсы в объемах, превышающих возможности этих районов, но не менее 1 процента
объема расходов соответствующих местных бюджетов;
Слайд 19Чрезвычайная ситуация местного уровня:
которая вышла за пределы территорий потенциально
опасного объекта, угрожает окружающей среде, соседним населенным пунктам, инженерным сооружениям,
а для ее ликвидации необходимы материальные и технические ресурсы в объемах, которые превышают собственные возможности потенциально опасного объекта;
Чрезвычайная ситуация объектового уровня:
которая не подпадает под указанные высшее определение, т.е. такая, что разворачивается на территории объекта или на самом объекте и последствия которой не выходят за пределы объекта или его санитарно-защитной зоны.
Слайд 20Положение о классификации чрезвычайных ситуаций по характеру происхождения событий, которые
предопределяют возникновение чрезвычайных ситуаций на территории Украины, различает четыре класса
чрезвычайных ситуаций:
1. Чрезвычайные ситуации техногенного характера - это транспортные аварии (катастрофы), пожары неспровоцированные взрывы или их угроза, аварии с выбросом (угрозой выброса) опасных химических, радиоактивных, биологических веществ, внезапное разрушение сооружений и зданий, аварии на инженерных сетях и сооружениях жизнеобеспечения, гидродинамические аварии на плотинах, дамбах и т.п..
2. Чрезвычайные ситуации естественного характера - это опасные геологические, метеорологические, гидрологические морские и пресноводные явления, деградация грунтов или недр, естественные пожары, изменение состояния воздушного бассейна, инфекционная заболеваемость людей, сельскохозяйственных животные, массовое поражение сельскохозяйственных растений болезнями или вредителями, изменение состояния водных ресурсов и биосферы и т.п.
Слайд 213. Чрезвычайные ситуации социально-политического характера - ситуации, связанные с противоправными
действиями террористического и антиконституционного направления: осуществление или реальная угроза террористического
акта (вооруженное нападение, увлечение и задержание важных объектов, ядерных установок и материалов, систем связи и телекоммуникаций, нападение или покушение на экипаж воздушного или морского судна), похищение (попытка похищения) или уничтожение судов, установление взрывных устройств в общественных местах, похищение или увлечение оружия, выявление устаревших боеприпасов и т.п.
4.Чрезвычайные ситуации военного характера — это ситуации, связанные со следствиями применения оружия массового поражения или обычных средств поражения, во время которых возникают вторичные факторы поражения населения вследствие разрушения атомных и гидроэлектрических станций, составов и хранилищ радиоактивных и токсичных веществ и отходов, нефтепродуктов, взрывчатки, сильнодействующих ядовитых веществ, токсичных отходов, нефтепродуктов, транспортных и инженерных коммуникаций и т.п.
Слайд 22Авария - опасное событие техногенного характера, которое послужило причиной гибели
людей или создает на объекте или отдельной территории угрозу жизни
и здоровью людей и приводит к разрушению зданий, сооружений, оборудованию и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса или наносит ущерб окружающей среде.
Катастрофа - большая по масштабам авария или другое событие, которое приводит к тяжелым последствиям.
Слайд 23ПО КАТЕГОРИЯМ АВАРИИ РАЗДЕЛЯЮТ:
І категория - аварии, вследствие которых:
погибло
5 или травмировано 10 и больше лиц;
произошел выброс отравляющих,
радиоактивных, опасных веществ за санитарно-защитную зону предприятия;
увеличилась концентрация загрязняющих веществ в окружающей естественной среде более как в 10 раз;
разрушены здания, сооружения или основные конструкции объекта, которое создало угрозу для жизни и здоровье работников предприятия или населения;
II категория - аварии, вследствие которых:
погибло до 5 или травмировано от 4 до 10 лиц;
разрушено здания, сооружения или основные конструкции объекта, которое создало угрозу для жизни и здоровье работников цеха, участка (учитываются цех, участок с численностью работников 100 лиц и больше).
Слайд 24Основные виды аварий и катастроф:
- транспортные,
- пожары,
- взрывы,
- разрушение сооружений,
-
разрушение оборудования,
- разрушение с нарушением энерго-, водо-, тепло- и других
систем жизнеобеспечения населения и производства,
- аварии систем связи и телекоммуникаций,
- аварии на очистительных сооружениях,
- гидродинамические аварии,
- разрушение с выбросом радиоактивных веществ,
- разрушение с выбросом ядовитых веществ,
- разрушение с выбросом опасных микроорганизмов.
Слайд 25Основные причины аварий:
- несовершенство конструкций, в т.ч. несоответствие проектных решений
требованиям техники безопасности;
- нарушение строительных норм при сооружении объектов и
монтажи технических систем;
- разработка технологического процесса производства без учета всех возможных явлений и химических реакций;
- нарушение технологического процесса производства;
- слабый контроль за технологическим процессом и состоянием производства в целом;
- несоблюдение правил эксплуатации оборудования, машин, механизмов и транспорта;
- несоблюдение правил хранения и использование агрессивных, взрыво- и пожароопасных веществ;
- физическое старение механизмов, сооружений и материалов;
- поломка приборов, особенно навигационных при транспортных авариях;
- аварии на соседних предприятиях, линиях электропередач, газопроводах и коммунальных сетях;
- стихийные бедствия;
- терроризм;
- безответственное отношение к делу, халатность;
- несоблюдение правил техники безопасности;
- сложные метеорологические условия, особенно при транспортных авариях.
Слайд 26Вся деятельность человеческого организма подразделяется на два основных компонента:
-
физиологический - связан с физиологическими возможностями каждого индивидуума и определяется
его функциональными возможностями, работой мышечной системы, системы кровообращения, дыхания, сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата и т.д.
- психический - определяется психическими процессами и психическими свойствами личности на уровне ЦНС
Слайд 27Физиологический компонент обеспечивает:
высокую надежность функционирования организма человека;
биологическую способность противодействовать
опасностям:
- материальные функции - способность одних органов частично компенсировать (дублирование)
функции других, которые вышли из строя;
- информационные функции - резервирование восприятия, хранения и переработки информации, ее передачи
Что формирует основы адаптационных процессов человеческого организма
Слайд 28 Адаптация (приспособление) - это динамический процесс, благодаря которому
в организме поддерживается постоянство внутренней среды (гомеостаз) под влиянием факторов
внешней среды.
Адаптация характеризуется:
- расширением физиологических возможностей;
- повышением физиологической сопротивляемости организма внешним воздействиям
- увеличением работоспособности что обеспечивается путем:
изменения порогов чувствительности анализаторов;
повышением лабильности физиологических систем;
переходом физиологических систем на более высокие уровни функционирования;
расширением диапазона физиологических резервов;
мобилизацией энергетических ресурсов и защитных сил
Слайд 29 Психическая деятельность — это качественно новый, высокий уровень
высшей нервной деятельности, свойственный человеку.
Высшие
психические функции человека с точки зрения современной психологии представляют собой сложные рефлекторные процессы, социальные по своему происхождению, опосредствованные по своему строению и сознательные, произвольные по способу своего функционирования.
Слайд 30 Психическая деятельность - составная часть ВНД, поскольку ВНД
может протекать осознанно и подсознательно, а психическая деятельность является осознаваемой.
Различают следующие формы психической деятельности:
Память, ощущение, восприятие, представление, мышление, внимание, чувства (эмоции) и воля.
Мышление - это психический процесс познания и накопления информации и опыта, оперирование знанием, т.е. закодированной с помощью механизмов памяти информацией.
Слайд 31 Психофизиология — научная дисциплина, изучающая физиологические основы психических
процессов и целенаправленного поведения.
Задачей психофизилогии является изучение
физиологических и нейрофизиологических механизмов психических процессов, регистрации сенсомоторных и вегетативных реакций, а также прямой регистрации активности мозговых структур при разных функциональных состояниях и видах психической деятельности.
Психофизилогия восприятия изучает нервные процессы в сенсорных системах, начиная с рецепторов и заканчивая различными отделами коры больших полушарий
Слайд 32 Анализаторы - комплексы структур нервной системы, осуществляющие восприятие
и анализ информации о явлениях, происходящих в окружающей организм среде
и (или) внутри самого организма и формирующие специфические для данного анализатора ощущения.
В современной физиологии, учитывая анатомическую единство и общность функций, различают шесть анализаторов:
зрительный,
слуховой,
вестибулярный,
вкусовой,
обонятельный,
кожный (или тактильный), двигательный
Слайд 33Рассмотрение причин поведения людей при ЧС позволяет сформулировать четыре группы
факторов, обусловливающие способность человека противостоять опасности:
1 - биологический фактор -
природные свойства человека проявляющиеся в “бессознательном регулировании” (безусловные рефлексы самосохранения);
Большую способность противостоять опасности обеспечивает «избыточность» - запас прочности человека (дублирование органами чувств внешних сигналов) и информационное (резервирование, хранение и переработка полученной информации)
Слайд 342 - фактор, определяющий психофизиологические функции человека (восприятие, память, мышление
и др.) и состояния (усталость, тревога, стресс и др.), которые
проявляются в чувствительности человека к обнаруженной опасности и скорости реакции на нее.
Например - состояние тревоги усиливает способность к быстрому обнаружению опасности, а состояние утомления снижает эту способность. Эти факторы зависят от индивидуальных особенностей нервной системы человека (его темперамента);
Слайд 353 - фактор, формирующийся из профессиональных качеств человека и проявляющийся
в знаниях, опыте, навыках и умении достигать цель безопасным путем;
4
- фактор, характеризующий направленность человека, его интересы, мотивы, цели и др.