Слайд 1Harold Garfinkel
1917 – 2011
‘Studies in Ethnomethodology’ 1967
Слайд 6Этнометодология интересуется методами производства социального порядка
Индексикальность: смысл действия и события
зависит от контекста, в котором он имеет место быть.
Операции
для производства аномийных черт – материал для изучения рутинного поддержания социальной структуры
Люди создают, поддерживают, восстанавливают и изменяют социальные структуры
В случаях расхождений между ожидаемыми и актуальными событиями («неприятный сюрприз») люди предпринимают перцептивную и мыслительную работу, посредством которой такие расхождения «нормализуются».
Приверженность людей легитимному порядку
Слайд 7Муж: Дана сегодня сумел просунуть пенни в парковочный счетчик, причем
я его не поднимал.
Жена: Ты что, брал его с собой
покупать пластинки?
Муж: Нет, в обувную мастерскую.
Женя: Зачем?
Муж: Я купил себе новые шнурки для ботинок.
Жена: Нужно срочно поставить набойки на твои мокасины.
Слайд 8Случай 3. В пятницу вечером мой муж и я смотрели
телевизор.
Муж мимоходом заметил, что устал. Я спросила:
«Как ты устал?
Физически, умственно или тебе просто надоело?»
(И) «Не знаю, думаю, в основном физически».
(Э) «Ты имеешь в виду, у тебя болят мышцы или ноют кости?»
(И) «Да, наверное. Не будь такой дотошной».
Спустя некоторое время, продолжая смотреть телевизор.
(И) «Во всех этих старых фильмах одна и та же старая железная кровать».
(Э) «Что ты имеешь в виду? Все старые фильмы, или только некоторые из них, или только те, которые видел сам?»
(И) «Да что с тобой? Ты знаешь, что я имею в виду».
(Э) «Я хотела бы, чтобы ты уточнил».
(И) «Ты прекрасно знаешь, что я имею в виду! Отвяжись!»
Слайд 9Такие структурные феномены, как распределение доходов и рода занятий, семейные
связи, классовые страты и статистические свойства языка, являются эмерджентными продуктами
обширной коммуникативной, перцептивной, мыслительной и прочей «приспособительной» работы, когда люди — согласованно и, сталкиваясь «изнутри общества» со средами, в которые общество их помещает, — создают, поддерживают, восстанавливают и изменяют социальные структуры, представляющие собой сборные продукты темпорально протяженных способов действия, направленных на эти среды, какими люди их «знают».
Человек реагирует не только на воспринимаемые поступки, чувства, мотивы, взаимоотношения и иные социально организованные черты окружающей его жизни, но, что более релевантно для целей настоящей программы, и на воспринимаемую нормальность этих событий. Под «воспринимаемой нормальностью» событий я имею в виду воспринимаемые формальные черты, которыми обладают для воспринимающего средовые события как случаи определенного класса событий, т. е. типичность; их «шансы» произойти, т. е. вероятность; их сопоставимость с прошлыми или будущими событиями; условия их появления, т. е. каузальную текстуру; их место в совокупности связей «средства—цели», т. е. инструментальную эффективность, и их необходимость в соответствии с естественным или моральным порядком, т. е. моральную требуемость.
Слайд 10Отличите игр от событий обыденной жизни
Время не ограничено
Успех и
неудач ЛЕГКО различаются
Знание, что игра будет завершена, доступно каждому игроку.
Приостановка процедур серьезной жизни
Человек может участвовать в игре и может выйти из игры
Стратегии могут быть разными, но базовые правила остаются одинаковыми на протяжении всей игры.
Ход игры не меняет базовые правила
В обыденной жизни базовые правила узнаются игроком только в ходе игры и только по причине его участия в ней
существует практически полное соответствие между нормативными описаниями игрового поведения и актуальным игровым поведением; соответствие между нормативными описаниями повседневного поведения и актуальным повседневным поведением является исключением