Слайд 1Ходовая часть
колесных машин
Слайд 3Подвеской называется
совокупность устройств, соединяющих несущую систему (раму или кузов)
автомобиля с его колёсами.
Слайд 4Назначение
Подвеска предназначена
для обеспечения плавности хода автомобиля и повышения
безопасности его движения.
Слайд 5В состав подвески входят:
-упругие элементы
-гасящие элементы
-направляющие устройства
-стабилизирующие устройства
Слайд 6
По типу направляющих устройств подвески делятся на:
-независимую
-зависимую
Слайд 7По типу упругого устройства:
-рессорная;
-пружинная;
-торсионная;
-пневматическая;
-комбинированная.
Слайд 9Рессоры.
Рессора представляет собой пакет стальных листов выгнутой формы и различной
длины. Листы могут иметь прямоугольное, трапециевидное и Т- образное сечение.
Кривизна листов не одинакова и зависит от их длины.
Слайд 10Преимущества листовых рессор:
-способность одновременно выполнять функции упругого, направляющего и гасящего
элементов;
-простота в изготовлении и хорошая ремонтопригодность.
Слайд 11Недостатки рессор:
-повышенная масса;
-сравнительно небольшая долговечность;
-наличие сухого (межлистового) трения;
-потребность в техническом
обслуживании;
-недостаточное обеспечение плавности хода.
Слайд 12Пружины применяются, как правило, на независимых подвесках. Наибольшее распространение получили
цилиндрические витые пружины, изготовленные из стального прутка круглого сечения.
Пружины.
Слайд 13Преимущества пружины:
-небольшая масса;
-сравнительно высокая долговечность;
-обеспечение высокой плавность хода;
-простота в изготовлении;
-отсутствие
потребности в техническом обслуживании.
Слайд 14Недостатки пружины.
Пружины не могут передавать толкающие усилие и поэтому в
пружинной подвеске необходимо специальные направляющие элементы, что усложняет её конструкцию.
Кроме того, из-за отсутствия в пружине трения в составе пружинной подвески необходимо иметь и специальный гасящий элемент – амортизатор.
Слайд 15Торсионы.
Торсион представляет собой стальной упругий стержень, работающий на скручивание.
Слайд 16Преимущества торсионов:
-имеют те же преимущества что и пружины, но они
более компактны.
Недостатки торсионов:
-торсионы дороже листовых рессор;
-менее долговечны чем пружины.
Слайд 17Пневмобаллоны.
Пневматической называется подвеска, в которой роль упругого элемента выполняет сжимающийся
газ, обычно воздух, но могут применятся и другие газы, например
азот.
Слайд 18Преимущества пневматической подвески:
-возможность изменения жёсткости при различных нагрузках в кузове;
-сохранение
постоянства ходов подвески;
-получение переменного и поддержание постоянного дорожного просвета;
-небольшая масса;
-срок
службы в три-пять раз выше, чем у листовых рессор.
Слайд 19Недостатки пневматической подвески:
-высокая стоимость.
Слайд 20Амортизаторы.
Амортизаторами называются специальные устройства, предназначенные для быстрого гашения колебаний рамы
(кузова).
Слайд 21Амортизаторы различают по:
1)Характеру действия:
а)односторонний;
б)двухсторонний.
2)Материалу сжатия:
а)гидравлические;
б)газонаполненные.
3)Конструкции:
а)рычажная;
б)телескопическая однотрубная;
в)телескопическая двухтрубная.
Слайд 22Гидравлический телескопический амортизатор.
Слайд 24Преимущества однотрубных газонаполненных
амортизаторов:
-лучшее охлаждение;
-простота конструкции;
-меньшее рабочее давление;
-большая надежность;
-возможность установки
на автомобиле в любом положении – от горизонтального до вертикального;
-меньшее
вспенивание рабочей жидкости при высоких скоростях перемещения поршня.
Слайд 25Недостатки газонаполненных амортизаторов:
-большая длина;
-высокая стоимость;
-потребность в большой точности изготовления и
надежном уплотнении.
Слайд 27Зависимые подвески.
Зависимые подвески распространены на задних и передних мостах грузовых
автомобилей. Широкое распространение зависимых подвесок объясняется тем, что они не
только обеспечивают плавность хода, но и передают тяговые и тормозные силы от колёс к раме автомобиля.
Слайд 28Балансирная подвеска.
Балансирная подвеска применяется на трехосных автомобилях, иногда на четырехосных
автомобилях и многоосных прицепах.
Слайд 30Работа независимой подвески.
Независимая подвеска , это когда колеса одной оси
автомобиля не связаны жестко друг с другом (передние колеса). При
наезде на неровность дороги, одно из колес может менять свое положение, не изменяя при этом положения второго колеса.
Упругий элемент подвески (пружина или рессора) служит для смягчения ударов и колебаний, передаваемых от дороги к кузову.
Слайд 32Рама — разновидность несущей системы автомобиля, остов для крепления кузова
и агрегатов.
У автомобилей с несущим кузовом либо функции рамы выполняет
сам кузов, либо рама (или заменяющие её подрамники) конструктивно объединена с кузовом и не может быть от него отделена без нарушения структурной целостности. Обычно, кузов крепится к раме при помощи кронштейнов на болтах с толстыми резиновыми прокладками, служащими для уменьшения уровня вибраций.
Слайд 34Лонжеронные рамы состоят из двух продольных лонжеронов и нескольких поперечин,
также называемых «траверсами», а также креплений и кронштейнов для установки
кузова и агрегатов.
Слайд 37Разновидность хребтовой рамы, у которой передняя, иногда — задняя части представляют
собой вилки, образованные двумя лонжеронами, и служащие для крепления двигателя
и агрегатов.
В отличие от хребтовой рамы, как правило (но не всегда) картеры узлов силовой передачи выполняются отдельными, и, при наличии необходимости в нём, используется обычный карданный вал. Такую раму имели в числе прочих представительские автомобили «Татра»
Слайд 38Хребтовые рамы
Главным конструктивным элементом такой рамы является центральная трансмиссионная труба,
жёстко объединяющая картеры двигателя и узлов силовой передачи — сцепления, коробки
передач, раздаточной коробки, главной передачи (или главных передач — на многоосных автомобилях), внутри которой расположен тонкий вал, заменяющий в этой конструкции карданный. Необходима независимая подвеска всех колёс.
Слайд 39Несущее основание
Такую конструкцию имели в числе прочих «Фольксваген Жук» (впрочем,
его рама благодаря наличию массивной центральной трубы ближе всё же
к вильчато-хребтовой) и автобус ЛАЗ-695. В настоящее время эта схема считается достаточно перспективной благодаря возможности на одной и том же несущем основании строить самые разные автомобили как на платформе.
Слайд 40Решётчатые
Решётчатые рамы имеют вид пространственной фермы, обладающей очень высоким отношением
крутильной жёсткости к массе (то есть, они лёгкие и очень
прочные на кручение).
Слайд 41Интегрированная в кузов рама
Такая рама повторяет по конструкции обычную, но
физически неотделима от кузова, то есть непосредственно вварена в него.
От
обычного несущего кузова такая схема отличается тем, что у несущего кузова имеются как максимум лишь подрамники в оконечностях, а интегрированная рама имеет настоящие лонжероны, идущие от переднего бампера до заднего.
Примеры таких автомобилей — Иж Комби с вваренной в кузов лонжеронной рамой, Volga Siber с также интегрированной в несущую структуру кузова периферийной рамой.
Слайд 42Преимущества
Рама достаточно проста по конструкции относительно самонесущих кузовов и имеет
хорошо отработанные методики расчёта;
При применении на легковом автомобиле, отдельная
от кузова рама позволяет повысить его комфортабельность, обеспечивая лучшую изоляцию от вибраций и шумов, исходящих от агрегатов и шин;
Отдельная рама считается более пригодной для восприятия больших нагрузок, например при использовании на грузовике или «жёстком» внедорожнике;
На одной и той же раме могут строиться самые различные модификации и даже автомобили; раму легко удлинить без потери прочности, например для создания многоосного грузовика, удлинённого автобуса или лимузина;
Слайд 43Рамная конструкция упрощает сборку автомобиля на заводе, в итоге снижая
себестоимость — все основные агрегаты собираются на раме, после чего она
в сборе прикрепляется к кузову, что проще, чем крепить агрегаты по отдельности на несущем кузове;
Отдельная рама позволяет легко видоизменять кузов легкового автомобиля, варьировать дизайн и создавать различные модификации, что было одним из основных факторов, обеспечивших широкую распространённость рамных шасси в автостроении США до восьмидесятых годов из-за традиции ежегодного обновления дизайна и частого рестайлинга автомобилей; при рестайлинге меняли кузов, а рама зачастую оставалась прежней. Например, Ford Crown Victoria моделей 1979, 1992 и 1998 годов отличались кузовами, но имели практически идентичные рамы;
Кузовной ремонт рамного кузова после ДТП существенно проще, чем несущего;
Слайд 44Недостатки
Разделение функций рамы и кузова приводит к существенному увеличению массы
относительно несущего кузова;
Плоская рама уступает по жёсткости на кручение
объёмной конструкции несущего кузова (не относится к решётчатым и хребтовым рамам);
Другое дело, что например грузовику или внедорожнику, в отличие от дорожного легкового автомобиля, больша́я жёсткость кузова на кручение часто и не нужна; более того — ограниченная способность рамы деформироваться под действием закручивающих сил нередко улучшает проходимость, что наблюдалось в частности на грузовиках ГАЗ-АА военного времени, клёпаная рама которых могла при закручивании деформироваться с амплитудой до нескольких сантиметров, этим в какой-то степени «дополняя» работу подвески;
Рамные автомобили, как правило, при прочих равных (сравнимые размеры, масса, класс автомобилей) имеют худшую пассивную безопасность из-за сложностей с созданием зон запрограммированной деформации;
Слайд 45При подготовки семинара пострадал только один студент. Кузьменков Евгений порезался
о журнал при изготовлении плаката.
Слайд 46И в заключении специально для Андрея