Слайд 1Хосе Ортега-и-Гассет
«Восстание масс» и его культурное влияние
Слайд 2«Восстание масс»
Социально-философский трактат, описывающий культурный кризис Европы, связанный с
изменением роли масс в обществе. Книга была опубликована в 1930
году. Некоторые проблемы, которые анализировал автор актуальны и сегодня. Поскольку Хосе Ортега-и-Гассет сконцентрировал своё внимание на будущем.
La rebelión de las masas
Слайд 3Восстание масс
По мнению философа, в XX веке происходит явление, которое
и определяет современную европейскую жизнь. Этот явление – полный захват
массами общественной власти. Поскольку масса, по определению, не должна и не способна управлять собой, а тем более обществом, – речь идет о серьезном кризисе европейских народов и культур, самом серьезном из возможных. Он именуется восстанием масс.
Слайд 4Что такое «масса»?
Масса — всякий и каждый, кто ни в добре,
ни в зле не мерит себя особой мерой, а ощущает
таким же, как и все, и не только не удручён, но доволен собственной неотличимостью
Масса — это те, кто плывет по течению и лишён ориентиров. Поэтому массовый человек не созидает, даже если возможности и силы его огромны
Ортега-и-Гассет считает, что толпа – понятие количественное и визуальное: множество. Переведем его, не искажая, на язык социологии. И получим «массу».
Слайд 5Меньшинство
При этом «Массе» Ортега-и-Гассет противопоставляет «избранное меньшинство».
Избранные, по мнению автора,
«не те, кто кичливо ставит себя выше, но те, кто
требует от себя больше, даже если требование к себе непосильно».
«Избранные — единственные, кто зовёт, а не просто отзывается, кто живёт жизнью напряжённой и неустанно упражняется в этом».
К аристократии, элите он относит не ту группу людей, которая оказалась таковой в силу своего происхождения, а ту, которая наделена определенными идеалами, желаниями и при этом обладает чувством ответственности. Для них жить — значит активно действовать, а не ограничиваться тем, чтобы только реагировать на воздействие.
Слайд 6Солистов больше нет – один хор
Толпы не возникли из пустоты.
Население было примерно таким же пятнадцать лет назад. С войной
оно могло лишь уменьшиться. Тем не менее напрашивается первый важный вывод. Люди, составляющие эти толпы, существовали и до них, но не были толпой. Рассеянные по миру маленькими группами или поодиночке, они жили, казалось, разбросанно и разобщено. Каждый был на месте, и порой действительно на своем: в поле, в сельской глуши, на хуторе, на городских окраинах.
Толпа, возникшая на авансцене общества, внезапно стала зримой. Прежде она, возникая, оставалась незаметной, теснилась где-то в глубине сцены; теперь она вышла к рампе – и сегодня это главный персонаж.
Слайд 7
В отличие от таких благородных людей масса «навязывает свое
право на вульгарность и провозглашает вульгарность как право». Человека —
массу не интересуют основные ценности, созданные культурой. Он не собирается их придерживаться. Блага цивилизации он воспринимает как естественно данное состояние, у него отсутствует историческое сознание. И объясняет это положение Ортега следующим образом: современная цивилизация ставит перед человеком столь сложные задачи, а решение их столь запутанно, что человек нередко стремится устраниться от решения этих задач
Слайд 8Разрыв настоящего с прошлым
«Жестокий разрыв настоящего с прошлым – главный
признак нашей эпохи» Следы духовной традиции стерлись. Все примеры, образцы,
эталоны бесполезны. Все проблемы, будь то в искусстве, науке или политике, мы должны решать только в настоящем, без участия прошлого. Лишенный своих бессмертных мертвых, европеец одинок, он утратил тень, как это случается в полдень
Слайд 9Падение морали
«Мир сегодня глубоко деморализован, и один из симптомов этого
— разнузданный бунт масс». Согласно философу, «с Европой происходит что-то
странное и нездоровое. Европейские заповеди утратили силу, а других пока что не видно»
То же самое происходит с европейскими заповедями, по мнению Ортеги. Хосе делает вывод, что «Европа утратила нравственность, и прежнюю массовый человек отверг не ради новой, а ради того, чтобы не придерживаться никакой». Массовый человек, согласно автору, «попросту лишён морали».
Слайд 10Наука
Философ критикует физико-математический разум XX века, который не раскрывает подлинную
природу человека и его проблемы. Физико-математический разум, считает он, даже
не коснулся человеческих проблем. По самой сути своей он мог заниматься только поисками природы человека, но именно её, естественно, и не находил. Потому, что у человека нет природы.
«Прогресс неумолимо ведёт к небывало узкой специализации, а специализация — к ухудшению самой науки»
Слайд 11Культурное влияние
Работа «Восстание масс»- главная социологическая и одна из важнейших
культурологических его работ. Именно в данной работе философ занимается исследованием
конфликта между массовой и элитарной культурой, подвергая всестороннему анализу новый для культуры его времени феномен человека «массового» общества потребления.
Идеи испанского мыслителя глубоко проникли в культуру XX в. и повлияли на способ видения и анализа многих теоретических и практических проблем, с которыми сталкивается современное общество, а именно: причин стандартизации и «усреднения» социальной жизни, «омассовления» и дегуманизации культуры, предпосылках и сущности тоталитаризма и ряд других. Не менее важным является его требование свободы мысли в отношении прошлого и необходимости первенства будущего над прошлым, что и является предпосылкой исторического прогресса.
Слайд 12
Сейчас наследие Ортеги занимает прочное место в университетских курсах
философских, исторических, филологических и социологических отделений университетов Европы и мира.
То, о чем говорит Ортега, не только не теряет своей насущности, но становится еще более актуальным. Массовая культура остается важной составляющей нашей повседневности. А разобраться в том, в чем ее притягательность, в чем ее сила и в чем ее опасность можно попытаться, открыв труды испанского философа.
«Чем для XVIII века был „Общественный договор“ Руссо, а для XIX — „Капитал“ Маркса, тем же для XX века стало „Восстание масс“ Ортеги». – Atlantic Monthly