Слайд 1Хронология
Эпоха гуннов охватывает IV в. до н.э. - III в.
н.э.
По китайским источникам, слово «хунну», или «сюнну», т.е. «гунн»
происходит от названия реки Орхон в современной Монголии. В III веке до н.э. кочевые племена объединил Моде.
По сведениям ученого-востоковеда Л.Н. Гумилева, это произошло в 209 году до н.э.
До прихода гуннов антропологический тип жителей Казахстана был европеоидный, с проникновением гуннов появляются монголоидные черты.
Слайд 2
Шаньюй– глава государства гуннов.
Государство образовалась в результате слияния 20
племен
Слайд 3Карта: «Государство гуннов».
Слайд 5ОБЩЕСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО
Государство гуннов строилось по военному принципу: оно было разделено
на левое, центральное и правое крылья.
Китайцы называли правителя гуннов
шаньюй.
Вторыми лицами государства после шаньюя были «туменбасы» - темники - сыновья правителя или близкие родственники. Они возглавляли 24 рода и подчинялись лично шаньюю.
У каждого темника имелось по 10 ООО вооруженных всадников.
Три раза в год все вожди, военачальники собирались у шаньюя и обсуждали государственные дела.
Власть передавалась по наследству от отца к сыну.
У гуннов сложилась система законов и правил поведения. За тяжкие преступления и предательство наказывали смертной казнью, за мелкие - резали лицо, использовали иные виды наказаний.
По сведениям китайских хроник, в IV-III вв. до н.э. гуннские племена объединились. Войны гуннов с китайцами растянулись на более чем 300 лет. В III в. до н.э. правители Китайского государства Цинь для защиты от гуннов начали строить Великую китайскую стену.
Слайд 6ПИСЬМЕННЫЕ ИСТОЧНИКИ
О государстве гуннов оставил записи римский летописец Прииск, побывавший
в 448 году в ставке Аттилы.
Итальянский композитор Джузеппе Верди
написал оперу «Аттила». В казахских легендах Аттила известен под именем Едиль.
Римский историк А. Марцеллин писал: «Гунны умеют преодолевать холод, голод и жажду. Они не сходят со своих коней ни днем, ни ночью, на них питаются и даже спят».
А. Марцеллин подчеркивал воинственность гуннов, Прииск характеризует их как мирный народ.
Римский историк Прииск писал о городе, в котором был построен бревенчатый дворец Аттилы. Особенно удивила Прииска баня из белого камня.
Слайд 9МОДЭ- основатель государства ГУННОВ
Первым же объединителем державы Хунну был шаньюй,
т. е. верховный правитель по имени Модэ. Его отец, шаньюй
Тумань, пытался убить сына, но это не удалось; восхищенный храбростью Модэ, Тумань отдал под его командование десять тысяч воинов.
Царевич немедленно взялся за обучение своей армии, и обучал весьма своеобразно. Первым и главным правилом стало: всем воинам немедленно пускать стрелы туда, куда пустил свою стрелу Модэ. Чтобы проверить дисциплинированность своих солдат, однажды царевич выстрелил в собственного великолепного коня. Кое-кто из воинов заколебался; им немедленно отрубили головы.
В другой раз Модэ пустил стрелу в свою молодую красавицу-жену. Опять-таки, некоторые лучники не смогли последовать его примеру... и поплатились головами. Наконец, настал знаменательный день. Во время большой охоты Модэ выстрелил в своего отца: вся охрана, уже автоматически, повторила его действия, и шаньюй Тумань погиб, сплошь утыканный стрелами... Случилось это в 209 г. до н. э.
Так, в жутковатом, но действенном духе древнего варварства пробил себе путь к власти Модэ, затем создавший единое государство Хунну. Об этом шаньюе рассказывают и другое. Однажды правитель воинственного соседнего народа дунху, под угрозой войны, потребовал от Модэ, чтобы тот отдал ему, правителю, своего лучшего коня и любимую жену. Модэ не возражал: «К чему жалеть для соседей одну лошадь и одну женщину?»...
Но когда дунху захотели получить узкую полоску гуннской земли, совершенно бесплодную и, по сути, никому не нужную, — шаньюй заявил: «Земля есть основание государства, как можно отдавать ее?». Не дожидаясь нападения дунху, Модэ сам пошел на них — и одержал победу.
Слайд 10
Основу гуннского войска составляла быстрая конница, имелись стенобитные, камнеметные машины.
Слайд 11Конфликт между гуннами и
китайцами из-за Великого
Шелкового пути
Слайд 14РЕЛИГИЯ
Главным божеством был Тенгри-хан
Человеческих жертвоприношений (как у хунну), по-видимому,
не было. У гуннов были капища и идолы (литые из
серебра)
Этнолог Л. П. Потапов, основываясь на сообщениях Приска, жившего некоторое время при дворе Аттилы, полагает, что у гуннов были шаманы («кам»). Это слово даже входило в некоторые титулы гуннской правящей верхушки: ata kam (букв. «шаман-отец») — носил верховный шаман, который среди прочего определял «какие месяцы и годы будут благоприятными для народа»; второй титул (у тестя Аттилы) — as kam («соучастник», «товарищ» или «сподвижник»)
Слайд 16 452 г. – захват гуннами Италии
к Риму
Слайд 17ВОЕННЫЕ ПОХОДЫ ГУННОВ
По сведениям китайских хроник, в IV-III вв. до
н.э. гуннские племена объединились. Войны гуннов с китайцами растянулись на
более чем 300 лет.
В III в. до н.э. правители Китайского государства Цинь для защиты от гуннов начали строить Великую китайскую стену. Наибольшего усиления гунны достигли во II-I вв. до н.э., при правлении шаньюя Моде. Гунны победили основателя династии Хань Лю-Бана и подчинили китайцев своей власти. Таким образом, была создана могущественная держава гуннов, простершаяся от озера Байкал до Тибета, от Восточного Туркестана до реки Хуанхэ.
В середине I в. до н.э., или точнее в 55 году до н.э. Гуннское государство разделилось на южных и северных гуннов. Южные гунны попали под власть династии Хань. Северные гунны в конце I в. до н.э., чтобы сохранить независимость, во главе с шаньюем Чжи-чжи двинулись на запад. Гунны заключили с кангюями мирное соглашение.
Начало второй волны массового передвижения гуннских племен на запад относится к I в. н.э. Движение гуннских племен с востока на запад, начавшееся во II в. до н.э. растянулось до IV в. н.э. Движение гуннов на Запад привело в движение все другие племена и народы и получило название Великое переселение народов.
В 375 году гунны под предводительством Баламбера переправились через Волгу. Территория Причерноморья была покорена гуннами. Готские племена вошли в состав гуннов.
В 395 году гунны совершили походы в Закавказье и Месопотамию, подошли к Константинополю, столице Восточной Римской империи. Император обязался платить гуннам дань золотом.
В 437 году гунны совершили поход в глубь Европы, на территории Франции разгромили Бургундское королевство.
В 445 году Аттила (400-453 гг.) объединил разрозненные племена гуннов в Румынии и Венгрии. При нем государство гуннов достигло своего могущества Аттила вторгся в Восточную Римскую империю, затем направился во Францию.
Во время правления Аттилы у гуннов сложился военно-демократический строй. В 451 году на территории современной Франции в Каталаунской битве войско Аттилы впервые потерпело поражение.
В 452 году Аттила вторгся в Италию и подошел к Риму. Он освободил Европу от господства Римской империи. После смерти Аттилы в 453 году гуннские родовые союзы распались.
Слайд 18
Образ жизни
Гунны внушали цивилизованному миру наибольший из всех варваров страх.
Основным занятием было кочевое скотоводство, часть гуннов вела оседлый образ
жизни и развивала земледелие.
Гунны жили в юртах
Римский историк Аммиан Марцеллин, «крёстный отец гуннов», так описывает их:
…все они отличаются плотными и крепкими руками и ногами, толстыми затылками и вообще столь чудовищным и страшным видом, что их можно принять за двуногих зверей или уподобить сваям, которые грубо вытёсываются при постройке мостов.
«Гунны никогда не прикрываются никакими строениями, питая к ним отвращение как к гробницам… Кочуя по горам и лесам, они с колыбели приучаются переносить холод, голод и жажду; и на чужбине они не входят в жилища за исключением крайней необходимости; у них даже не считается безопасным спать под кровлей. …но зато, как бы приросшие к своим выносливым, но безобразным на вид лошадёнкам и иногда сидя на них по-женски, они исполняют все свои обычные дела; на них каждый из этого племени ночует и днюет… ест и пьёт и, пригнувшись к узкой шее своей скотины, погружается в глубокий чуткий сон…
Слайд 19ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО
Гуннские ювелиры умели напаивать на изделия золотые шарики -
зернь, узоры в виде витых проволочек - скань, вставки цветных
камней - инкрустация. Ученые называют такой стиль полихромным.
Слайд 20Захоронения
В погребениях знатных гуннов – курганах находят много дорогих вещей,
а в могилах простых общинников - скромные вещи личного пользования.
Слайд 21ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ
(шаньюй чжи-чжи)