Слайд 1Художественная культура Древнего и средневекового Китая: наследие мудрости ушедших поколений.
Слайд 2 Два основных исторических пласта:
художественная культура древности –
с IV тыс. до н.э. до III
в. н. э.
художественная культура средневековья –
IV - XIX вв.
Вселенная в виде гармонии
двух начал :
инь – земное , женское, тёмное;
янь - небесное, мужское, светлое.
Слайд 4Матерью – прародительницей считалась земля, отцом было небо, дающее тепло
и воду для жизни.
Слайд 5По древним представлениям китайцев все предметы и явления произошли от
взаимосвязи светлого начала ЯН и тёмного начала ИНЬ. Эта взаимосвязь
порождает в природе и в жизни единство и борьбу противоположностей: движение и покой, тепло и холод, свет и тьму, добро и зло. Не следует выбирать что лучше - и то и другое необходимо. Одно немыслимо без другого. Одно переходит в другое.
Чередование инь и ян так же неизбежно, как чередование дня и ночи, движения и покоя, зимы и лета, тепла и холода.
Слайд 6Культ природы.
Если природа прекрасна в своём совершенстве, то как сделать
столь же прекрасным и совершенным человека?
Слайд 8«Канон пути и благости» («Путь к добродетели») – есть духовное
бытие , которое существует всегда – «дао» («путь»).
Даосизм. Дао, по
мнению Лао Цзы, выступает основой всех вещей, началом неба и земли. И познать тайну Дао человеку можно лишь в процессе созерцательности, самоуглубления.
“Все существующее – это бесконечный поток естественного развития” .
Слайд 9Люди не должны вмешиваться в естественные процессы мироздания, разрушать естественную
гармонию, ведь тот, кто действует, неизбежно потерпит неудачу. Именно поэтому
мудрецы, согласно Лао Цзы, бездеятельны – они знают путь к постижению истины. Когда все станут бездеятельными, на свете наступит полное спокойствие, а значит гармония – то, к чему должен стремиться каждый.
Лао Цзы справедливо полагает, что нельзя усиливать технологические возможности человечества без формирования высокого нравственного и этического уровня людей.
Слайд 10Кун Цзы – Конфуций
(ок.551 -479 гг до н.э.)
!
Слайд 11Конфуций учил, что каждый человек в своей жизни по воле
Неба занимает предназначенное ему место. Каждый обязан добросовестно выполнять свои
обязанности на своём месте. «Правитель должен быть правителем, отец — отцом, а сын — сыном». Люди не должны нарушать законы, установленные Небом, иначе в стране начнутся междоусобицы, ссоры, беспорядки.
Главная обязанность каждого человека — почитать своих родителей: кормить их наилучшей пищей, печалиться, когда они больны, глубоко скорбеть, когда они умрут, ухаживать за их могилами и приносить жертвы душам родителей. Конфуций считал: чем крепче будет семья, тем крепче будет государство.
Слайд 12«Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть
учителем».
«Утром познав истину, вечером можно умереть».
«Благородный муж думает о сложном.
Низкий человек думает о том, что выгодно».
«Служа отцу с матерью, увещевайте их как можно мягче. Если ваши советы не возымеют действия, будьте по прежнему почтительны и смиренны. Даже если вы раздосадованы в душе, не высказывайте своего недовольства».
«Добродетель не останется в одиночестве. У нее обязательно найдутся соседи.»
Слайд 13Первое китайское государство Шан (или Инь) возникло во II тыс.
до н.э.
Предметы прикладного искусства
Слайд 14Периоды Цинь и Хань ( III в. до н.э.- III
в. н.э.)
Цинь Шихуанди (правил с 221 по 206 гг. до
н.э.)
Слайд 15Уничтожил разрозненные мелкие царства и создал провинции, направив туда наместников.
Повелел
строить дороги.
Установил единые меры длины, объёма, веса.
Установил общую денежную систему.
Упрощена
запись иероглифов.
Расцвет науки и искусства, развитие ремёсел.
Слайд 18Терракотовая армия императора Цинь Шихуанди
!
Слайд 19Незадолго после объединения Китая, началось строительство усыпальницы императора. Неподалеку от
Саньяня. К строительству этого сооружения были привлечены 700 тысяч ремесленников
и рабочих, которые в будущем и стали прообразом знаменитой терракотовой армии.
Уникальность терракотовой армии состоит в том, что при детальном рассмотрении лиц воинов вы не найдете ни одного похожего лица. Все лица и формы индивидуальны. Рост воинов 180-190 см, вес каждого около 136 кг. Каждый воин имел при себе настоящее оружие: арбалеты, пики и мечи. Еще в земле были найдены фигуры чиновников, музыкантов и акробатов.
Слайд 21Эпоха Хань в истории Китая отмечена новым расцветом культуры и
искусства, развитием науки. Зарождается историческая наука. Ее основоположник Сыма Цянь
создал пятитомный трактат, где подробно изложил историю Китая с древнейших времен. Китайские ученые приложили немало усилий, чтобы переписать древние сочинения с ветхих бамбуковых пластинок, служивших книгами, на шелковые свитки. Важнейшим открытием стало изобретение в I в. н.э. бумаги.
Караванные пути связали Китай с другими странами. Например, по Великому Шелковому пути китайцы везли на запад шелк и тончайшие ручные вышивки, которые славились на весь мир. В письменных источниках сохранились сведения об оживленной торговле Ханьской империи с Индией и далеким Римом, в котором Китай издавна называли Страной Шелка.
Слайд 22Ханьская империя (206 г. до н.э. – 220 г. н.э.)
Подголовник
(нефрит); обнаружен в гробнице, принадлежавшей, вероятно, ханьскому правителю
Скульптура «аллеи духов»
погребения ханьского чиновника, провинция Хэнань. Это фантастическое животное сочетает в себе черты нескольких животных, прежде всего хищников: тигра, леопарда, льва и орла. Вероятно, такой устрашающий облик лучше всего соответствовал охранению и защите.
Слайд 23 Главные центры Ханьской империи — Лоян и Чанъань —
воздвигали по изложенным в древних трактатах правилам — по плану
с четким делением на кварталы. Дворцы правителей находились на главной магистрали города и состояли из жилых и парадных покоев, садов и парков.
Знатных людей хоронили в просторных гробницах, стены которых были выложены керамическими или каменными плитами, а потолки поддерживали каменные колонны, которые завершались, как правило, парой драконов. Снаружи к погребальному холму вела Аллея Духов — охранителей могил, обрамленная статуями зверей.
Слайд 24В погребениях обнаружены предметы, дающие представление о повседневной жизни Ханьской
эпохи — керамические раскрашенные модели домов, глиняные расписные кувшины, бронзовые
зеркала, раскрашенные фигурки танцовщиц, музыкантов, домашних животных.
Слайд 25По обычаю, в погребения клали различные ритуальные предметы (Би-диск).
Слайд 26
В оформлении погребения главную роль играли рельефы. Наиболее богаты по
содержанию рельефы в погребениях провинций Шаньдун и Сычуань. На рельефах
представлены сцены жатвы, охоты на диких уток, мчащиеся легкие колесницы, в которые впряжены тонконогие горячие кони («Процессия с колесницей и всадниками»). Все изображения очень реалистичны.
Слайд 27Музыкальное искусство Древнего Китая.
Слайд 28В мировой музыкальной культуре китайская музыка является древнейшей. Она с
самого начала своего развития тесно связана с китайской философией и
медициной. Китайская музыка сохранилась до нашего времени как целостное эстетическое явление.
Слайд 30Уянская костяная флейта является одним из наиболее важных открытий китайской музыкальной
археологии.
Флейты этого типа, как правило, изготовленные из кости крыла большой птицы, представляют
собой продольные или поперечные духовые инструменты с пальцевыми отверстиями
Слайд 31Гуцинь – древнейший щипковый музыкальный инструмент в Китае. Гуцинь, история
которого насчитывает свыше 3000 лет, был наиболее почитаемым музыкальным инструментом
в древнем Китае. История нотации музыки для гуциня насчитывает не менее 1500 лет, до наших дней сохранилось более 150 древних нотных записей и свыше 3000 композиций для этого вида музыкального инструмента.
Слайд 34Средневековый период.
После падения Ханьской империи (III в.н.э.) Китай оказался разделённым
на два государства:
на севере образовалось Вэйское государство;
на юге
продолжали править китайские императоры.
В IV в. – буддизм. Конфуций и Лао Цзы стали новыми буддийскими святыми.
Слайд 35Монастырь Юньган «Храм заоблачных высей» (IV – VI вв.)
!
Слайд 38Монастырь Лунмэнь «Ворота дракона»
(VI – IX вв.)
Слайд 40Монастырь Цяньфодун «Пещера тысяч Будд» (с перерывами с IV –
XIV вв.)
Слайд 42Пагоды Сунъюэсы (520)
Наряду с деревом при сооружении пагод широко применялся
кирпич — крупный, прочный, преимущественно светлых оттенков. Из кирпича построена
одна из самых первых китайских пагод — Сунъюэсы (провинция Хэнань, 520 г.), сохранившаяся до наших дней. В ее облике еще чувствуются отголоски индийского храмового зодчества.
Слайд 43Гу Кайчжи «Наставница поучает придворных дам».
Слайд 44Се Хэ. Первый из шести законов живописи.
Слайд 45В эстетической теории китайской живописи, богатой источниками трактат Се Хэ
«Заметки о категориях старинной живописи» («Гухуа пиньлу»), является одним из
первых трудов, который во многом определил формы дальнейшего развития художественной критики.
В трактате были сформулированы шесть законов живописи (люфа), которые определили направление всего последующего развития эстетики китайской живописи, которая в той или иной форме развивала и комментировала эти шесть законов.
Слайд 46В китайскую науку о живописи были введены основные эстетические категории,
которыми пользовались все дальнейшие теоретики искусства:
пинь — класс или категория;
фа — закон,
принцип;
циюнь — одухотворенный ритм;
шэндун — живое движение;
гуфа — структурный метод пользования кистью;
инъусесян — соответствие изображения объекту;
цзинъинвэйчжи — размещение частей свитка;
суйлэйфуцай — соответствие цвета роду вещей;
чуаньимосе — следование традиции, копирование образцов.
Слайд 47Первый закон живописи одухотверенный ритм живого движения.
Второй закон обычно
переводят как «структурный метод пользования кистью», подразумевая чисто технический аспект
работы с инструментом.
Третий закон «Соответствие формы реальным вещам» и четвёртый закон «Соответствие красок» требуют достоверности изображения.
Пятый закон о композиции свитка только назван, но не разработан Се Хэ.
Шестой закон призывал следовать образцам и копировать старых мастеров.
Слайд 48Искусство эпохи Тан (618 – 907) и
Сун (960 –
1279)
Самая знаменитая из танских пагод — Большая пагода диких гусей
— Даяньта, выстроенная в 652—704 гг. в Сиани.
!
Слайд 50Изобразительное искусство.
В VII – X вв. сложились основные жанры живописи
(на шёлковых и бумажных горизонтальных и вертикальных свитках):
«люди» – портрет
или бытовой жанр;
«цветы и птицы» – животные, насекомые, растения;
«горы – воды» - пейзаж.
!
Слайд 51Янь Либэнь. Фрагменты картины «Тринадцать императоров».
Слайд 52Янь Либэнь. «Тибетские (или Согдианские) посланники
перед Танским императором».
Слайд 54Чжоу Фан. Женщины с цветами . VIII—IX вв. Фрагмент
Шелк,
водяные краски, тушь. 46 х 180 см
Слайд 56Ли Чжаодао
Император удостоил посещением Сычуань
Слайд 57Ли Сысюнь (651—716 гг.)
Лодки на реке. Терем
Слайд 58Ван Вэй (701—761 гг.)
Снег. Речка
!
Слайд 60Ван Вэй
Река Янцзы в снегу (фрагменты)
Слайд 61Статуя
Будды Вайрочана
в скальном храме Лунмэнь. Известняк 672 –
676гг.
!
Слайд 62Живопись эпохи Сун. Го Си «Осенний туман рассеялся над горами
и равнинами».
Слайд 64Ли Чэн. Читающий стелу. 10 век. Шелк, тушь.
Слайд 66Хуан Цюань — основоположник стиля «цветы и птицы»
Слайд 67"Редкостные птицы" Хуан Цюань.
Берег. Холод. Птицы
Слайд 69Декоративно-прикладное искусство.
Слайд 71Архитектура. Пекин «Запретный город». Императорский дворец.
!