Слайд 1Художественная культура СССР
в 30-е гг.
Слайд 2Культурная революция в СССР - коренной переворот в духовном развитии
общества, осуществленный в СССР в 20-30-е гг. XX в.
Задачи:
Создание "пролетарской культуры", основанной на марксистско-классовой идеологии, коммунистическом воспитании", массовости культуры.
Ликвидация неграмотности, создание социалистической системы народного образования,
Формирование новой, социалистической интеллигенции, перестройка быта, развитие науки, литературы, искусства под партийным контролем.
Слайд 3Развитие образования
В 1930/31 учебном году в стране начался переход ко
всеобщему обязательному начальному обучению в объеме 4 классов.
к 1937 г.
обязательным стало семилетнее обучение.
Только в течение 1933-1937 гг. в СССР открылось более 20 тыс. новых школ, примерно столько же, сколько в царской России за 200 лет.
К концу 30-х гг. Советский Союз вышел на первое место в мире по числу учащихся и студентов.
Слайд 4Развитие образования
В школу были возвращены старые, осужденные после революции методы
обучения и воспитания: уроки, предметы, твердое расписание, оценки, строгая дисциплина
и целый ряд наказаний вплоть до исключения.
Были переработаны школьные программы, созданы новые, стабильные учебники. В 1934 г. было восстановлено преподавание истории и географии на основе марксистско-ленинских оценок происходивших событий и явлений.
Слайд 5Образование
К концу 30-х годов процент грамотных в возрасте 9-49 лет
составил по РСФСР 90%;
грамотность мужчин составляла 96 %, женщин –
84 %, городского населения –95 %, сельского – 87 %;
Слайд 6Наука. «Все науки носят политический характер…»
Большое значение придавалось
деятельности Российской Академии наук;
были созданы новые научно-исследовательские институты: геологических наук,
горючих ископаемых, физический, физических проблем, машиноведения и др.;
С 1932 г. стали создаваться филиалы Академии наук в республиках ;
В 20-30-е гг. происходило становление советской исторической науки.
к концу 30-х гг. в СССР насчитывалось около 1800 научных учреждений, в которых было занято 98 тыс. научных работников;
Большой размах получила деятельность по изучению месторождений полезных ископаемых в стране;
В начале 30-х годов началось освоение Арктики. В 1937 г. экипаж летчиков во главе с В.П. Чкаловым совершил первый в мире беспосадочный полет через Северный полюс из СССР в США,
Слайд 7С.И.Вавилов
российский физик, один из основателей российской научной школы физической оптики
и основоположник исследований люминесценции и нелинейной оптики в СССР.
Никола́й Ива́нович
Вави́лов — российский и советский учёный-генетик, ботаник, селекционер, географ, академик АН СССР, АН УССР и ВАСХНИЛ.
Слайд 8«Отец» атомной бомбы
Игорь Васильевич Курчатов
(1902-1960).
В
1932 года приступил у изучению физики атомного ядра. 1937 год
– создан циклотрон. 1943 год- водородная бомба.
Слайд 9В 30-е годы на основе
научных изысканий
академика .В.Лебедева
в Советском Союзе впервые
в мире было организовано
массовое производство
синтетического каучука.
Труды А.Ф.Иоффе
заложили основы
современной
физики
полупроводников
В 1937 году четверо
исследователей:
И.Д.Папанин, .Т.Кренкель,
Е.А.Федоров и П.П.Ширшов
высадились в Арктике
и открыли там первую в мире
исследовательскую
дрейфующую станцию "СП-1".
Слайд 10Первый в мире беспосадочный полет через Северный полюс из СССР
в США. 1937 г.
Слайд 111938 г. – выпущен «Краткий курс истории ВКП(б)»
Сталин берет под
личный контроль учебники по истории;
Появляется новая отрасль исторической науки –
история партии;
Историческая наука должна руководствоваться марксистско-ленинской идеологией.
Особое внимание власть уделяла истории
Слайд 12 В 30-е гг. была культура была поставлена под
жесткий идеологический контроль.
Слайд 13Соцреализм
В 30-е гг. была завершена ликвидация разномыслия в
художественной культуре.
Отныне искусство должно следовать одному направлению -
социалистическому реализму и показывать жизнь такой, какой она должна быть в представлении партийных вождей. Искусство стало насаждать мифы и создавать иллюзию, что счастливое время уже наступило.
Используя его, власти умело манипулировали общественным мнением и направляли его в нужное русло.
Слайд 14 Искусство социалистического реализма являлось инструментом партийной идеологии. Писатель был
«инженером» души человека, пропагандистом.
Он воспитывал читателя в духе
коммунистической партии.
В центре произведения обязательно должен был стоять положительный герой:
Соцреализм
Слайд 15Принципы соцреализма
Народность. Герои произведений должны быть выходцами из народа, а
народ это в первую очередь рабочие и крестьяне.
Партийность. Необходимо
было показывать героические поступки, поиск новой жизни, революционную борьбу за светлое будущее.
Конкретность. В изображении действительности показать процесс исторического развития, который в свою очередь должен соответствовать доктрине исторического материализма (материя первична, сознание вторично).
Слайд 16Жданов А.А.
«Произведения должны быть идейными по содержанию, понятными
и доступными по форме, оптимистичными по настроению».
Герой соцреализма —
идеальный коммунист и пример для общества, прогрессивный человек, которому чужды сомнения души
Слайд 18 1934 г. - Союз советских
писателей.
23 апреля 1932 года выходит постановление ЦК ВКП(б) «О
перестройке литературно - художественных организаций»
Цель: объединить всех писателей в единый
17 августа 1934 года состоялся Первый съезд советских писателей.
На съезде присутствовали М. Горький (был избран председателем), А. Фадеев, А.Н. Толстой, С.Я. Маршак и многие другие.
Слайд 19 Классики соц. реализма
А.М. Горький
А. Фадеев
Фурманов
Слайд 20Николай Островский.
Роман «Как закалялась сталь»
Слайд 22Детская литература
К.Паустовский, В. Бианки, А. Гайдар, С. Михалков,
С. Маршак
Слайд 23А.Н. Толстой
«Пётр Первый»
«Хождение по мукам»
Слайд 24Цензура – государственный надзор за содержанием произведений искусства
Главлит – Главное
управление по делам литературы и издательств
Главрепертком – Комитет по репертуару
театральных учреждение
Комитет по делам искусства при СНК СССР
Комитет кинематографии
Запрещены к напечатанию «Мастер и Маргарита» М.Булгакова (1966), повести А.Платонова «Котлован», «Чевенгур», роман Е.Замятина «Мы» (напечатаны в 80-е гг.)
Слайд 25Борьба с формалистическим искусством
Все, что не отвечало требованиям метода социалистического
реализма, объявлялось формалистическим искусством, с которым в стране развернулась решительная
борьба. Начало ей положила серия статей, опубликованная в 1936 г. в газете «Правда». Названия статей говорят сами за себя: «Сумбур вместо музыки», «Какофония в архитектуре», «О художниках пачкунах».
В формализме были обвинены: композитор Д.Шостакович, режиссёр В.Мейерхольд, кинорежиссёр С. Эйзенштейн, архитектор К.Мельников, писатели Б.Пастернак и И.Бабель
Слайд 26 Участь не подчинившихся коммунистическому диктату была, как правило, трагической.
В
концентрационных лагерях, застенках НКВД погибли талантливейшие представители советской культуры:
О.
Мандельштам, написавший стихотворение «Мы живем под собою не чуя страны…»,
И. Бабель, ярко описавший события гражданской войны в произведении «Первая конная»,
режиссер В. Мейерхольд,
журналист М. Кольцов,
писатель Б.Пильняк.
Только из членов Союза писателей было репрессировано 600 человек.
Слайд 29А.А. Пластов «Колхозный праздник»
Слайд 37Выступление Сталина на XVI съезде
Слайд 41Корин П.Д. «Русь уходящая» («Реквием»)
Слайд 42«РЕКВИЕМ»
Замысел произведения возник в марте 1925 года под впечатлением от
всенародного прощания с патриархом Тихоном, в котором Корин принимал участие.
Потрясенный увиденным, он решил написать большое полотно, на котором главными героями стали бы реальные участники церемонии отпевания патриарха. За конкретным событием художник увидел обобщение – "церковь выходит на последний парад" (П.Д.Корин). Назвав будущую картину "Реквием", мастер определил ее содержание как заупокойную литургию, траурное прощание. Второе, широко известное в советское время название – "Русь уходящая" – было дано произведению А.М.Горьким и стало для Корина своеобразной "охранной грамотой".
Реальные персонажи портретов – митрополиты, архиепископы, игумены, нищие, слепые, монахи и монахини, пришедшие проститься со своим патриархом, – на холстах художника превращаются в символы трагических событий в истории России XX века.
Корин продолжал трудиться над проектом более 30 лет,
Слайд 48Шадр И.Д. Булыжник – оружие пролетариата.
Слайд 53Дворец Советов
(проект Б.М. Иофана)
Слайд 541931г. – конкурс проектов Дома Советов.
Прислано 160 проектов, среди
авторов –архитекторы А.Щусев, К.Мельников, Ле Корбюазье.
Победителем конкурса стал архитектор
Б.М.Иофан
Слайд 61Дом совета труда и обороны.
А. Лангман
Слайд 62А.Н. Душкин. Станция метро Маяковская
Слайд 65Дом на набережной
Б. Иофан
Он был построен в 1931 году специально
для партийной элиты того времени. Здесь жили члены правительства, известные
ученые, герои гражданской войны, герои Труда, известные писатели и деятели культуры.
Слайд 66Здание НКВД -ОГПУ на Лубянской площади
А. В Щусев, Н. М.
Проскурин, А. В.Иванов
Слайд 67Традиционализм
(сталинский классицизм)
Слайд 68Характерные черты
помпезность,
роскошь,
величественность
монументальность.
Слайд 69Северный речной вокзал 1937 год.
И. Жолтовский.
Дом на Моховой
1931-1935 год
Слайд 70И.А. Фомин
Станция метро Площадь Свердлова
Слайд 75Новый — звуковой — период в истории советского кино начала
картина режиссера Николая Владимировича Экка «Путевка в жизнь», вышедшая в 1931
году. Фильм, рассказывавший о воспитании беспризорных трудом, с триумфом обошел экраны всего мира, свидетельствуя о советском гуманизме, о заботе советских людей о детях, о будущем, о новых поколениях.
Слайд 78А.Г. Зархи, И.Е. Хейфиц «Депутат Балтики»
Слайд 81Братья Васильевы
в гл. роли Б. Бабочкин
Слайд 82Г.М. Козинцев.
«Трилогия о Максиме»
Слайд 87В 30-е годы на экран вышло много хороших кинокомедий, насыщенных
музыкой, сочетающих острую сатиру с радостным утверждением того нового, доброго,
что рождается социалистическим обществом.
Особое признание заслужило комедийное творчество режиссеров
Г. В. Александрова и И. А. Пырьева.
Слайд 88Музыкальные комедии
Режиссер Г. Александров.
Актриса Любовь Орлова
Слайд 90Музыкальное искусство
Пресекались новаторские поиски в области музыки;
На оценке произведений сказывались
личные эстетические вкусы вождей: неприятие музыки Шостаковича.
Т.Н.Хренников
А.И.Хачатурян
Д.Д.Шостакович
С.С.Прокофьев
Слайд 91С.С. Прокофьев
Балет «Ромео и Джульетта»
Слайд 93Музыкальное искусство
Своего расцвета достигло песенное творчество. Произведения И.Дунаевского,
Б.Мокроусова, М.Блантера, братьев Покрасс знала вся страна.
И.Дунаевский
и
В.Лебедев-Кумач.
Слайд 94Исаак Осипович Дунае́вский
Песни к кинофильмам
«Весёлые ребята» (1934)
«Вратарь» (1936)
«Цирк» (1936);
«Дети
капитана Гранта» (1936)
«Волга-Волга» (1938);
«Светлый путь» (1940)
Слайд 95Марш энтузиастов
Музыка: И. Дунаевский Слова: А. Д'Актиль
В буднях
великих строек,
В веселом грохоте, в огнях и звонах,
Здравствуй, страна героев,
Страна
мечтателей, страна ученых!
Нам нет преград ни в море ни на суше,
Нам не страшны, ни льды, ни облака.
Пламя души своей, знамя страны своей
Мы пронесем через миры и века.
Слайд 96 Шиpока стpана моя pодная,
Много в ней лесов полей и
pек.
Я дpугой такой стpаны не знаю,
Где так вольно дышит человек.
От Москвы до самых до окpаин,
С южных гоp до севеpных моpей,
Человек пpоходит как хозяин
Hеобъятной Pодины своей.
Широка страна моя родная
Музыка - Исаак Дунаевский, слова - Василий Лебедев-Кумач
Слайд 97Москва майская
Музыка Дм. и Дан. Покрасс, слова В.Лебедев-Кумач
Кипучая,
Могучая,
Никем не
победимая,
Страна моя,
Москва моя,
Ты самая любимая!
Слайд 98
Марш веселых ребят
Музыка – И. Дунаевский, слова – В.Лебедев-Кумач
Мы можем петь и смеяться, как дети Среди упорной борьбы
и труда, Ведь мы такими родились на свете, Что не сдадимся нигде и никогда.
Нам песня строить и жить помогает, Она, как друг, и зовет и ведет, И тот, кто с песней по жизни шагает, Тот никогда и нигде не пропадет!
Слайд 99Марш советских танкистов
музыка братьев Покрасс, стихи Бориса Ласкина.
Броня крепка, и танки наши
быстры,
И наши люди мужеством полны.
В строю стоят советские
танкисты –
Своей великой Родины сыны.
Гремя огнём, сверкая блеском стали,
Пойдут машины в яростный поход,
Когда нас в бой пошлёт товарищ Сталин,
И первый маршал в бой нас поведёт.