Слайд 1Культурология
Лекция 4
Преподаватель
Минина-Бриллер Ольга Николаевна
Слайд 2Тема
Понятие о структуре культуры
Слайд 3Для того, чтобы понять сущность культуры, концепцию ее бытия, необходим
философский анализ феномена культуры. Прежде всего, определим, что такое «сущность»,
в чем смысл этой категории.
Феномен (греч. - являющийся) - то же, что явление; в философии - понятие, означающее явление, данное нам в опыте, постигаемое при помощи чувств.
Сущность - это та категория мысли, которая показывает изучаемое явление изнутри, дает возможность понять, что это, в чем его самобытность.
Слайд 4Сущность и явление неразрывно связаны. Сущность более устойчива, чем конкретные
явления, но и она не является неизменной, неподвижной. Наука лишь
тогда достигает зрелости, когда она раскрывает сущность изучаемых ею явлений.
Слайд 5Существуют два ракурса рассмотрения сущности культуры: религиозный и светский.
В контексте
религиозной трактовки сам термин «культура» восходит к понятию «культ», т.
е. к вере, традициям.
Иной подход к выявлению сущности культуры - светский, который строится на основах рационалистического размышления, достижений науки.
Слайд 6Начиная с 60-х годов XX века ведутся дискуссии вокруг определения
сущности культуры, форм ее проявления, ее логической структуры. И в
попытке определения культуры выделяются следующие направления:
Описательные
Антропологические
Ценностные
Нормативные
Адаптивные
Исторические
Функциональные
Семиотические
Символические
Герменевтические
Психологические
Дидактические
Социологические
Слайд 7Сущность культуры как предельно фундаментальной категории можно определить таким образом:
культура есть специфическое содержание общества, не культура - все, что
вне общества.
Слайд 8При всем разнообразии культур отмечается ряд общих черт, имеющих фундаментальный
характер и присущих культурам различных социумов:
- речь;
- материальные черты;
- искусство;
-
мифология и научное знание;
- религиозная практика;
- семья и социальная система;
- собственность;
- правительство;
- война. (Кравченко А. Культурология).
Слайд 9В культурологии выделяются две основные части, дающие возможность выявить ее
специфику: культурная статика, описывающая культуру в состоянии покоя, культурная динамика,
раскрывающая особенности ее движения, развития.
Слайд 10Сложнейшее явление - культура имеет свои исходные элементы - материальные
и нематериальные.
Совокупность материальных ценностей принято называть материальной культурой.
Совокупность духовных ценностей
принято называть духовной культурой.
Слайд 12Возникновение электронной техники в XX веке привело к появлению невиданной
ранее глобальной культуры, объединившей как материальные, так и духовные результаты
деятельности всего человечества.
Слайд 15Каган рассматривает своеобразный «круг культуры», в который входят не только
процесс «опредмечивания», т. е. предметное бытие культуры, создание материальных ценностей,
но и «распредмечивания», в ходе которого человек растет, обогащается, меняется и сам становится предметом культуры.
Слайд 18По определению Моисей Кагана, «культура предстает перед нами, следовательно, как
особый облик природы, неизвестный ей самой, но реализующий заключенные в
ней возможности, способ ее существования...»
Слайд 19Сложно и многообразно соотношение природы и культуры в человеческом бытии,
в индивидуальном развитии каждого конкретного человека, что обусловливает поливариативиость проявлений
человеческой личности. Соотношение этих феноменов отражено в следующей схеме.
Слайд 21Необходимо рассмотреть культуру и с точки зрения потребностей человека и
общества, определяемых иерархией ценностей. Культура в конечном итоге служит средством
удовлетворения потребностей.
Потребность - это необходимость в чем-либо, т. е. внутренне обусловленное состояние человека или просто чувства, которые он осознает как необходимость удовлетворения.
Слайд 22Особой проблемой является роль художественной культуры в жизни культуры как
целостной системы. Выделение художественной культуры в самостоятельную подсистему разрушает традиционную
дихотомию «материальное/духовное».
Слайд 23Моисей Каган делает вывод об особой роли искусства в системе
культуры: если научное познание доставляет культуре необходимую информацию и является
сознанием культуры, то «функция искусства - быть самосознанием культуры», первое сообщает ей информацию о среде, в которой функционирует система, а другое - о ее собственных внутренних состояниях». Роль «самосознания» культуры играет искусство.
Слайд 25Историческая типология культуры - одна из важнейших проблем культурологии. Современная
наука датирует начало процесса антропогенеза108 (а вместе с ним -
социогенгеза человеческой культуры) временем в 2,5-1,7 млн лет назад.
Существуют периодизация и выделение исторических типов культуры в связи с возникновением и развитием философии: доосевые (дофилософские) и осевые (философские) культуры. Хронологическая граиь, разделяющая их, - середина I тыс. до п. э.