Разделы презентаций


Культурология Лекция 4

Содержание

Тема Понятие о структуре культуры

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Культурология Лекция 4
Преподаватель
Минина-Бриллер Ольга Николаевна

Культурология    Лекция 4 ПреподавательМинина-Бриллер Ольга Николаевна

Слайд 2Тема Понятие о структуре культуры

Тема   Понятие о структуре культуры

Слайд 3Для того, чтобы понять сущность культуры, концепцию ее бытия, необходим

философский анализ феномена культуры. Прежде всего, определим, что такое «сущность»,

в чем смысл этой категории.

Феномен (греч. - являющийся) - то же, что явление; в философии - понятие, означающее явление, данное нам в опыте, постигаемое при помощи чувств.

Сущность - это та категория мысли, которая показывает изучаемое явление изнутри, дает возможность понять, что это, в чем его самобытность.
Для того, чтобы понять сущность культуры, концепцию ее бытия, необходим философский анализ феномена культуры. Прежде всего, определим,

Слайд 4Сущность и явление неразрывно связаны. Сущность более устойчива, чем конкретные

явления, но и она не является неизменной, неподвижной. Наука лишь

тогда достигает зрелости, когда она раскрывает сущность изучаемых ею явлений.
Сущность и явление неразрывно связаны. Сущность более устойчива, чем конкретные явления, но и она не является неизменной,

Слайд 5Существуют два ракурса рассмотрения сущности культуры: религиозный и светский.

В контексте

религиозной трактовки сам термин «культура» восходит к понятию «культ», т.

е. к вере, традициям.

Иной подход к выявлению сущности культуры - светский, который строится на основах рационалистического размышления, достижений науки.
Существуют два ракурса рассмотрения сущности культуры: религиозный и светский.В контексте религиозной трактовки сам термин «культура» восходит к

Слайд 6Начиная с 60-х годов XX века ведутся дискуссии вокруг определения

сущности культуры, форм ее проявления, ее логической структуры. И в

попытке определения культуры выделяются следующие направления:

Описательные
Антропологические
Ценностные
Нормативные
Адаптивные
Исторические
Функциональные
Семиотические
Символические
Герменевтические
Психологические
Дидактические
Социологические



Начиная с 60-х годов XX века ведутся дискуссии вокруг определения сущности культуры, форм ее проявления, ее логической

Слайд 7Сущность культуры как предельно фундаментальной категории можно определить таким образом:


культура есть специфическое содержание общества, не культура - все, что

вне общества.
Сущность культуры как предельно фундаментальной категории можно определить таким образом: культура есть специфическое содержание общества, не культура

Слайд 8При всем разнообразии культур отмечается ряд общих черт, имеющих фундаментальный

характер и присущих культурам различных социумов:

- речь;
- материальные черты;
- искусство;
-

мифология и научное знание;
- религиозная практика;
- семья и социальная система;
- собственность;
- правительство;
- война. (Кравченко А. Культурология).


При всем разнообразии культур отмечается ряд общих черт, имеющих фундаментальный характер и присущих культурам различных социумов:- речь;-

Слайд 9В культурологии выделяются две основные части, дающие возможность выявить ее

специфику: культурная статика, описывающая культуру в состоянии покоя, культурная динамика,

раскрывающая особенности ее движения, развития.
В культурологии выделяются две основные части, дающие возможность выявить ее специфику: культурная статика, описывающая культуру в состоянии

Слайд 10Сложнейшее явление - культура имеет свои исходные элементы - материальные

и нематериальные.

Совокупность материальных ценностей принято называть материальной культурой.

Совокупность духовных ценностей

принято называть духовной культурой.

Сложнейшее явление - культура имеет свои исходные элементы - материальные и нематериальные.Совокупность материальных ценностей принято называть материальной

Слайд 11Структурные элементы культуры

Структурные элементы культуры

Слайд 12Возникновение электронной техники в XX веке привело к появлению невиданной

ранее глобальной культуры, объединившей как материальные, так и духовные результаты

деятельности всего человечества.
Возникновение электронной техники в XX веке привело к появлению невиданной ранее глобальной культуры, объединившей как материальные, так

Слайд 15Каган рассматривает своеобразный «круг культуры», в который входят не только

процесс «опредмечивания», т. е. предметное бытие культуры, создание материальных ценностей,

но и «распредмечивания», в ходе которого человек растет, обогащается, меняется и сам становится предметом культуры.
Каган рассматривает своеобразный «круг культуры», в который входят не только процесс «опредмечивания», т. е. предметное бытие культуры,

Слайд 18По определению Моисей Кагана, «культура предстает перед нами, следовательно, как

особый облик природы, неизвестный ей самой, но реализующий заключенные в

ней возможности, способ ее существования...»
По определению Моисей Кагана, «культура предстает перед нами, следовательно, как особый облик природы, неизвестный ей самой, но

Слайд 19Сложно и многообразно соотношение природы и культуры в человеческом бытии,

в индивидуальном развитии каждого конкретного человека, что обусловливает поливариативиость проявлений

человеческой личности. Соотношение этих феноменов отражено в следующей схеме.


Сложно и многообразно соотношение природы и культуры в человеческом бытии, в индивидуальном развитии каждого конкретного человека, что

Слайд 20Культура в системе бытия

Культура в системе бытия

Слайд 21Необходимо рассмотреть культуру и с точки зрения потребностей человека и

общества, определяемых иерархией ценностей. Культура в конечном итоге служит средством

удовлетворения потребностей.

Потребность - это необходимость в чем-либо, т. е. внутренне обусловленное состояние человека или просто чувства, которые он осознает как необходимость удовлетворения.

Необходимо рассмотреть культуру и с точки зрения потребностей человека и общества, определяемых иерархией ценностей. Культура в конечном

Слайд 22Особой проблемой является роль художественной культуры в жизни культуры как

целостной системы. Выделение художественной культуры в самостоятельную подсистему разрушает традиционную

дихотомию «материальное/духовное».
Особой проблемой является роль художественной культуры в жизни культуры как целостной системы. Выделение художественной культуры в самостоятельную

Слайд 23Моисей Каган делает вывод об особой роли искусства в системе

культуры: если научное познание доставляет культуре необходимую информацию и является

сознанием культуры, то «функция искусства - быть самосознанием культуры», первое сообщает ей информацию о среде, в которой функционирует система, а другое - о ее собственных внутренних состояниях». Роль «самосознания» культуры играет искусство.
Моисей Каган делает вывод об особой роли искусства в системе культуры: если научное познание доставляет культуре необходимую

Слайд 25Историческая типология культуры - одна из важнейших проблем культурологии. Современная

наука датирует начало процесса антропогенеза108 (а вместе с ним -

социогенгеза человеческой культуры) временем в 2,5-1,7 млн лет назад.

Существуют периодизация и выделение исторических типов культуры в связи с возникновением и развитием философии: доосевые (дофилософские) и осевые (философские) культуры. Хронологическая граиь, разделяющая их, - середина I тыс. до п. э.


Историческая типология культуры - одна из важнейших проблем культурологии. Современная наука датирует начало процесса антропогенеза108 (а вместе

Слайд 26Спасибо за внимание

Спасибо за внимание

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика