Слайд 1Художественное образование
Нормативно-правовые документы
Концепции
ФГОС ОО
2015-2016 учебный год
Слайд 2Нормативно-правовые документы федерального уровня
Закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12. 2012 года № 273-ФЗ
Приказ Министерства образования РФ от 09.03.04
г. № 1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»;
Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. N 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», с изменениями и дополнениями
Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10. 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», с изменениями и дополнениями
Слайд 3Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12. 2010 г.
№ 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования»
Письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 07.07. 2005 г. N 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 июня 2015 г. № 576 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
Слайд 4Постановление Федеральной службы по надзору в свете защиты прав потребителей
и благополучия человека, Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010
г. N 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», с изменениями
Письмо Министерства образования и науки РФ от 01.04. 2005 г. № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 04.10. 2010 г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений»
Рекомендации Министерства образования и науки РФ от 24.11. 2011 г. № МД-1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием»
Слайд 5ООП НОО, ООП ООО, одобренные Федеральным учебно-методическим объединением по общему
образованию от 8 апреля 2015 № 1/15;
СанПиН 2.4.2. 2821-10"Санитарно-эпидемиологические требования
к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"(утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189);
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1015.
Слайд 6
Концепция духовно-нравственного развития
и воспитания личности гражданина России
Слайд 7Концепция - методологическая основа
ФГОС ОО
Национальный воспитательный идеал
Высоконравственный, творческий, компетентный
гражданин России
Слайд 8
Концепция ПРЕДСТАВЛЯЕТ ценностно‑нормативную
основу взаимодействия общеобразовательного учреждения с
субъектами социализации
Концепция
ОПРЕДЕЛЯЕТ
характер современного национального воспитательного идеала;
цели и задачи духовно‑нравственного развития
и воспитания детей и молодежи;
систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно‑нравственная консолидация многонационального народа Российской Федерации;
основные социально‑педагогические условия и принципы духовно‑нравственного развития и воспитания обучающихся.
Концепция ФОРМУЛИРУЕТ
социальный заказ современной общеобразовательной школе
Слайд 12Важнейшее условие успешного развития России – воспитание человека,
формирование свойств
духовно-развитой личности,
любви к своей стране,
потребности творить и совершенствоваться
Из Концепции духовно-нравственного
развития и воспитания личности гражданина России
Слайд 13Программа по духовно-нравственному развитию и воспитанию младших школьников
Основные направления, базовые
национальные ценности и принципы духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников
Духовно-нравственное
развитие и воспитание младших школьников
Методические рекомендации. Пособие для учителей в 2-х частях,
Под редакцией А .Я. Данилюка, М. 2011
Слайд 14Воспитание младших школьников
Направления
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам
и обязанностям человека
Воспитание нравственных чувств и этического сознания
Воспитание трудолюбия, творческого
отношения к учению, труду, жизни
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических нормах и ценностях (эстетическое воспитание)
Слайд 15Принципы современного воспитания, воспитание нравственных чувств
и этического сознания
Целенаправленная ориентированность
воспитанников на нравственные ценности
Единство, целостность и преемственность в нравственном воспитании
младших школьников
Учет индивидуальных, возрастных особенностей детей как предпосылка успешности духовно-нравственного развития и воспитания
Использование оптимума педагогических факторов во взаимодействии с воспитанниками
Интеграция компонентов духовно-нравственного развития и воспитания
Слайд 16Базовые национальные ценности
Стремление к познанию и истине;
Творчество и созидание;
Целеустремленность и
настойчивость;
Бережливость, трудолюбие
Слайд 17Принципы эстетического воспитания
Принцип единства идейного и художественного в произведениях искусства
как основа системы эстетического воспитания
Принцип взаимосвязи науки и искусства в
воздействии на личность
Принцип творческой самодеятельности школьников
Слайд 18Базовые национальные ценности
Красота
Гармония
Духовный мир человека
Нравственный выбор
Смысл жизни
Эстетическое развитие
Этическое развитие
Самовыражение
в творчестве и искусстве
Художественное творчество
Слайд 19ФГОС ОО
Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. N 1089
«Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного
общего и среднего (полного) общего образования», с изменениями и дополнениями
Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10. 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», с изменениями и дополнениями
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12. 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 мая 2012 г. N 413 г. Москва
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования"
Слайд 20
ФГОС – новая парадигма образования
от школы информационно-трансляционной
к школе
деятельностной
- начальная школа –первичные навыки самостоятельного поиска
знаний
- основная школа –самостоятельная навигация по освоенным предметным знаниям при решении конкретных задач
- старшая школа –применение полученных знаний в учебной, проектной и учебно-исследовательской деятельности на предпрофессиональном уровне подготовки
Слайд 21Фундаментальное ядро
содержания образования
для создания базисных учебных планов, программ, учебно-методических
материалов и пособий.
Его основное назначение в системе нормативного сопровождения
стандартов — определить:
1) систему ведущих идей, теорий, основных понятий, относящихся к областям знаний, представленным в средней школе;
2) состав ключевых задач, обеспечивающих формирование универсальных видов учебных действий, адекватных требованиям стандарта к результатам образования.
Документ конкретизирует цели как результаты общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся
Слайд 22Концептуальные основы ФГОС ОО, механизмы их реализации
в образовательном процессе
Слайд 27Новое содержание образования
Современное содержание образования не может ограничиваться перечнем требований
к предметным знаниям, умениям и навыкам
Оно должно охватить все основные
компоненты социализации:
Систему духовно-нравственных ценностей;
Систему научных представлений о природе, обществе и человеке;
Систему универсальных учебных действий
Слайд 28 Фундаментальное ядро
Цель обучения искусству в школе —
воспитание художественной
культуры как части всей духовной культуры учащихся на основе специфических
методов эстетического познания: наблюдение искусства,
постижение мира через переживание, художественное обобщение,
содержательный анализ произведений,
моделирование художественно-творческого процесса
Слайд 29Проблемы
Эмоциональная недоразвитость – душевная чёрствость – нравственная глухота – духовная
слепота (всё это может присутствовать в интеллектуально развитом человеке)
Сегодня, начиная
с ранних лет жизни закладывается эмоциональное недоразвитие ребёнка и трансформация системы ценностей в сторону узкого прагматизма… Эмоциональное недоразвитие и прагматический сдвиг в системе базовых ценностей личности неизбежно порождают душевную чёрствость и нравственную глухоту. У ребёнка крадутся миры природы, поэзии, музыки…
Пробуждение добрых чувств – прерогатива искусства, затрагивающего прежде всего эмоциональную сферу
Слайд 30Искусство не средство, а способ существования человека как ЧЕЛОВЕКА;
Искусство направлено
на понимание как на поиск новых смыслов;
Художественная литература –
аккумулятор смысла, осознанного человечеством за время своего существования;
Искусство служит для активизации человеческого в человеке;
Педагогика искусства имеет дело с образами, а не с формальными знаниями
Слайд 31Предметные результаты
в сфере познавательной деятельности :
– понимание смысла (концепции)
конкретного художественного произведения, особенностей языка произведения искусства;
- освоение смыслов, аккумулированных
в произведениях искусства, выявление идеалов эпохи, передаваемых через явления художественной культуры;
- выявление художественных средств выразительности, специфики художественного образа в различных видах искусства
Слайд 32Материально-техническое оснащение образовательного процесса должно обеспечивать
возможность
художественного творчества с использованием
ручных, электрических и ИКТ-инструментов и таких материалов, как: бумага, ткань,
нити для вязания и ткачества, пластик, различные краски, глина, дерево,
реализации художественно-оформительских и издательских проектов, натурной и рисованной мультипликации;
исполнения, сочинения и аранжировки музыкальных произведений с применением традиционных народных и современных инструментов и цифровых технологий;
проведения массовых мероприятий, собраний, представлений; досуга и общения обучающихся с возможностью для массового просмотра кино- и видеоматериалов, организации сценической работы, театрализованных представлений, обеспеченных озвучиванием, освещением и мультимедиа сопровождением;
Слайд 33Развитие личности осуществляется в процессе собственной деятельности
(по теории развивающего обучения):
познавательная
деятельность – деятельность, направленная на овладение знаниями;
учебная деятельность проявляется в
форме активности школьников, побуждая их к усвоению способов воспроизводства теоретических знаний;
Слайд 34Компетентностный подход в
художественном образовании осуществляется
в процессе развития:
эмоционального
опыта личности,
познавательного опыта личности,
опыта творчества и опыта практической
деятельности.
Слайд 35Личностные результаты
развитие эмоционально-чувственной сферы личности в процессе восприятия произведений искусства;
формирование
художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать искусство во всем
его многообразии видов и жанров;
желание и способность самостоятельно оценивать произведения искусства;
способность создавать различные по жанру, тематике, технике художественные работы, передавать в них свое отношение к окружающему миру;
умение в реальной практике использовать в творческой работе разные художественные материалы и инструменты, приемы и способы, компьютерные и Интернет-технологии
Слайд 36Внеучебная деятельность
Акцент при освоении программ делается на результатах личностного развития,
не подлежащих оцениванию.
Внеучебная деятельность оставляет ребенку право на разную
степень погруженности в осваиваемый материал.
Если учебная - предполагает в обязательном порядке результат и его оценивание,
то внеучебная - оставляет пространство для вариаций: от простого ознакомления, до погружения и приобретения навыка
Слайд 39Выводы
Государственная политика в области художественного образования в ОО:
нормативно-правовая база сферы
образования
образовательная деятельность на основе ФГОС ООО
Цель преподавания музыки и МХК
– воспитание художественной культуры как части общей культуры человека