Слайд 1Художник-музыкант
Микалоюс Константинас
Чюрлёнис
Слайд 2
Микалоюс Константинас
Чюрлёнис
(1875-1911)
Литовский композитор и художник.
"Вселенная представляется мне большой симфонией;
люди - как ноты".
Слайд 3М. К. Чюрленис с женой Софией вскоре после свадьбы (фотография
1909 года). «Та о которой я столько мечтал .»
-писал
он о своей Зосе.
О Чюрлёнисе невозможно говорить бесцветно.
Его музыка играет красками,
а в картинах звучит музыка.
Автор музыкальной живописи
Микалоюс Константинас Чюрлёнис
был музыкантом, художником, поэтом. Мечта о единении искусств (идея "синтеза искусств") нашла в Чюрлёнисе едва ли не лучшее по сей день воплощение.
Во всей мировой живописи произведения этого мастера занимают особое место.
Лучшие его произведения волнуют именно своей "музыкальной живописью".
Слайд 4Аделе Мария Магдалена Радманайте–Чюрленене и Константинас Чюрленис
Родился в провинциальном городке
Варена (на юге Литвы), вырос в Друскининкае.
Играл на фортепиано,
скрипке, флейте.Благодаря поддержке местного аристократа (князя Н. Огинского, внука автора знаменитого "Полонеза"), смог получить музыкальное образование.
Не всё складывалось просто (да и у кого всё скользит, как по маслу), но Чюрлёнис закончил Лейпцигскую консерваторию, учился в Варшавской школе изящных искусств...
Уйдя от рутинного перечисления биографических подробностей, представим себе просто одарённого человека, серьёзно увлечённого:
- литературой,
- математикой,
- химией,
- астрономией,
- психологией.
- палеантологией.
- минералогией.
- нумизматикой.
- гипнозом...
Лейпцигская консерватория начала XX века
Анапа. В кругу друзей.
Слайд 5Микалоюс Константинас Чюрлёнис был тихим, мечтательным человеком. Когда он садился
за рояль, то весь преображался.
Его музыка мягка, лирична, красочна, сдержанно
драматична. Она рождена литовскими народными напевами, родной природой - трепетная, как осенний воздух, медлительная и плавная, словно течение рек по равнинам Литвы, неброская, как холмы его родины, задумчивая, точно дымка литовских предутренних туманов.
И главное - она живописна. Сочиняя музыку, Чюрлёнис сам видел эти картины «очами своей души». Они жили в его воображении настолько ярко, что композитору хотелось перенести их на полотно.
Красота мира, увиденного М. Чюрлёнисом, оригинальность его взгляда запечатлены в его картинах и музыкальных произведениях.
Его картины носят названия музыкальных жанров: соната, фуга, прелюдия.
Слайд 6Музыкальные законы причудливо отражаются и в картине «Фуга», где, как
это часто бывает у мастера, живому, хаотическому и все же
чуть ирреальному лесу таинственно отвечает перевернутый, прозрачный и музыкально упорядоченный лес в вышине.
«Фуга»
Слайд 7Описание моря есть у Чюрлёниса и в его литературных
зарисовках.
Могучее
море. Велико, беспредельно, безмерно.
Целое небо обводит своею голубизной твои волны,
А
ты… дышишь тихо и спокойно, ибо знаешь,
Что нет конца твоей мощи, нет пределов твоему величию,
Твоё бытие бесконечно.
Велико, могуче, прекрасно море!
Слайд 8
Триптих
«Соната моря»
Широко знаменитая «Соната моря» – это «сюита» из трех
картин Чюрлениса, которая по праву считается одной из самых живописных
его работ.
Выбрав вечно влекущее к себе море объектом для одной из сонат, Чюрленис написал для нее три картины:
«Аллегро», «Анданте» и «Финал».
Аллегро
переводится как бурно, радостно или весело. Именно такими словами и можно охарактеризовать первую картину сонаты. Одна волна за другой напористо наступают на берег, искрясь и переливаясь на солнце. С глубины поднялись и плавают среди пузырьков янтарь, ракушки, камешки и многое другое. Берег весь в холмах, очертания его легко потерять и перепутать с одним из гребней волны. Но волны разбиваются о берег радостно, не изображая борьбы, а скорее активно играя с ним. И настроение картина поднимает, радуя своими яркими красками и живостью действия
Слайд 9
Следующая картина сонаты – Анданте.
В ней все тихо и
спокойно. Только два ярких луча светильников освещают горизонт. Проследуй по
светящимся пузырькам, идущим от них, и увидишь, как на дне спящего моря воцарился целый город, в котором нашли приют и затонувшие корабли. Добрая рука поднимает один из них и бережно, как дети пускают маленькие лодочки, опускает на поверхность, даруя ему вторую жизнь.
Слайд 10
Все море кипит, и грозная и величественная волна поднимается ввысь
в Финале
и, как чудовище когтями, уже стремится поймать и
поглотить беспомощные кораблики. Возможно, едва заметные инициалы автора на волне дают понять, что такая же погибель ожидает, как ему кажется, все его труды: они окажутся погребены глубоко на дне, где о них никто не вспомнит… Но как бы не казалась страшна волна, эти корабли должны в конце концов выплыть из нее, не даром ведь рука спасала один из парусников в Анданте. А картины Микалюса Чюрлениса никогда не будут забыты, даже спустя многие сотни лет.
Слайд 11
«Рай»
Картина в основном написана в оранжево-золотой гамме,
посмотрев на нее кажется, что она нас согревает до глубины
души. Автор показывает зрителям не наш реальный мир, а другой совсем загадочный и фантастический, в котором можно увидеть много света и чистоты.
На полотне художник четко вырисовывает даже самые малейшие детали, такие как листики травы, лепестки ромашек, одуванчики и много других цветов, так же красиво рисует разноцветных бабочек, кружащих над поляной.
Прекрасные ангелы бродят по поляне, ни о чем не беспокоясь, их души чисты и прекрасны, рядом ступени, ведущие прямо к Богу. Синеватое небо затянуто белыми облаками, кругом нежно летают белоснежные голуби, спокойное море омывает берег, оно отражает небеса.
Всмотревшись в облака странной формы и пробившееся сквозь них небо кажется, что это все зовет нас обратно, туда, к старой обыденной жизни, на мгновение хочется вернуться, но тут же посмотрев на ступени, ведущие наверх, понимаешь, что нет жизни прекрасней и спокойней чем здесь.
Слайд 12
«Истина»
Истина — это то,
что не даст нам спокойно спать, не даст спокойно думать.
Но когда приобретаешь истину, то чувствуешь себя абсолютно спокойным человеком и всё понимающим.
Художник передал нам истинное ощущение света души от обладанием истины. Он показал нам, как много истин могут слететься на огонь души, который мы держим в своих руках. Но истина именно в силе духа, в силе души, в силе самого человека. Нужно нам просто жить и если не постичь истину, то хотя бы немного с ней соприкоснуться. Если не принять в себя, то хотя бы просто понять что она всё равно всегда рядом.
Слайд 13
«Сказка королей»
«Сказка королей» написана в 1909 году. Чюрленис выступает как
художник-новатор, для которого нет какой-то ниши в искусстве, он первый
в своем роде, он понимает мир на много глубже и пытается передать образы из своего мира.
На картине
«Сказка королей», предоставляет увидеть двух королей, которые не могут оторвать взгляд от сказочного мира в ладонях одного из них.
Слайд 14
«Лес»
Лес изображён, как некое волшебство удивительной формы, а над
ним небо – светящиеся и таинственные «звезды», прозрачные и неуловимые
светила непостижимого космоса.
Слайд 15
«Сотворения мира»
Перед глазами мир сверкает, цветет, одним словом – живет!
Чюрлёнис рассказывает зрителю с помощью полотна не о создании земли,
а о прогрессивности в красоте мира. Его картины наполнены оптимизмом, позитивом, теплотой и приятной гармонией. По словам Ромена Роллана, неповторимое, гениальное творчество Чюрлёниса явило миру новый особенный духовный континент!
Слайд 16
Триптих
«Сказка Путешествие королевны»
I часть
Слайд 19
Ребята, мы сегодня узнали, что музыкальные сочинения литовского композитора и
художника Микалоюса Чюрлениса живописны, а картины – музыкальны.
Я предлагаю составить
синквейн о Чюрлёнисе.
Синквейн – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).