Слайд 1Художники России
XVIII-XIX вв.
8 классы
Слайд 2Передвижники
Составной частью реформ в области образования было и реформирование
Императорской Академии художеств. В 1859 г. был принят новый устав
Академии, которым вводился целый ряд прогрессивных изменений в её работу. Тем не менее, консервативные подходы в формах проведения конкурса на большую золотую медаль привели к конфликту: 9 ноября 1863 года 14 самых выдающихся учеников императорской Академии художеств, допущенных до соревнования за первую золотую медаль, обратились в Совет Академии с просьбой заменить конкурсное задание (написание картины по заданному сюжету из скандинавской мифологии «Пир бога Одина в Валгалле») на свободное задание — написание картины на избранную самим художником тему.
На отказ Совета все 14 человек покинули Академию. Это событие вошло в историю как «Бунт четырнадцати». Именно они организовали «Санкт-Петербургскую артель художников» позже,
в 1870 году некоторые ее члены вошли в «Товарищество передвижных художественных выставок»
Артель была первой попыткой образования в России независимого объединения художников. Опыт Артели учитывался при создании Товарищества.
Принцип: актуальные проблемы общества
Слайд 3Илья́ Ефи́мович Ре́пин
(1844 - 1930)
русский художник-живописец, мастер портрета,
исторических и бытовых сцен. Академик Императорской Академии художеств, представитель реализма.
Автопортрет
(1878)
Слайд 4Лев Николаевич Толстой босиком
1901
Портрет Л.Н. Толстова
1887
Слайд 5«Мужичок из робких» 1877г.
Удивительная вещь. Такого образа в русском
искусстве еще не было. Перед нами живой человек, со сложнейшим
характером и трудно объяснимой психологией. Он слишком живой, слишком сложный для словесных определений
Слайд 6Портрет композитора
М.П. Мусоргского (1881)
Слайд 7«Портрет П. М. Третьякова» 1883
Слайд 8 «Царевна Софья в Новодевичьем монастыре»
стала первой работой исторической
тематике, 1879 году
Слайд 9«Иван Грозный и сын его Иван»
1884
Слайд 10Запорожцы ( Запорожцы пишут письмо турецкому султану)
1880—1891
Слайд 11«Бурлаки на Волге», 1870—1873
Один из отзывов Репина о бурлаках:
— Какой,
однако, это ужас, — говорю я уж прямо. — Люди вместо скота
впряжены! Савицкий, неужели нельзя как-нибудь более прилично перевозить барки с кладями, например буксирными пароходами?
— «Далекое близкое» (Автобиография), Илья Репин.
Увиденные молодым Репиным в 1869 бурлаки, которые тащили неподъемную грузовую баржу, взволновали его душу. Эту тему, уезжая на Волгу, художник разрабатывал в течение ряда лет. Запечатленное угнетение бедных являло собой призыв к милосердию по отношению к простому человеку. Удивительно, как в, казалось бы, обезличенной тяжелым трудом серой толпе живописец выявил индивидуальные черты каждого из бурлаков, наделил их характером, судьбой, прочитывающейся в изможденных годами невзгод лицах.
Слайд 12«Кре́стный ход в Ку́рской губе́рнии», 1880—1883 годах.
Из глубины картины
на зрителя движется людской поток. Впереди (в правой части картины)
идут певчие и несут украшенную пёстрыми лентами будку, которая представляет собой гигантский фонарь с позолоченным куполом и мерцающими свечами внутри него. За ними две женщины несут икону, а далее следуют церковники и мещане, военные и купцы. По краям процессия оцеплена конными полицейскими, которые охраняют идущих от толпы простолюдинов, впереди которых находится молодой горбун-инвалид, которому палкой преграждают путь к священной иконе
Слайд 13«Не жда́ли», 1884—1888
Репин начал работать над картиной «Не ждали» в
начале 1880-х годов, находясь под впечатлением от убийства императора Александра
II, совершённого марта 1881 года, а также от публичной казни принимавших в нём участие народовольцев-первомартовцев, которая состоялась 3 (15) апреля 1881 года и на которой он сам присутствовал
Слайд 14«Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в день
столетнего юбилея со дня его учреждения», 1903
колоссальная по размерам картина,
над которой в течение трех лет работал Илья Репин с помощниками. По жанру — коллективный портрет с 81 фигурой. Размер картины — 400 х 877 см
Слайд 15Портрет П. А. Столыпина.
1910
Описание картины «Портрет писателя В.Г.Короленко»,
1912
Слайд 16Илья Репин - интересные факты
· Свои первые творения художник пишет
на иконы в храме (копирует их).
·
После долгих путешествий по
Волге Репин пишет картину "Бурлаки на Волге", которая принесла ему первую славу.
· Один иконописец бросился с ножом на картину "Иван Грозный" и порезал ее со словами: "Довольно крови!" Картину позже пришлось реставрировать.
· Репин написал портрет Мусоргского - тот через год умер,
- потом портрет Писемского - тот вскоре скончался,
- потом портрет Тютчева - он скоро умер.
- люди стали шутить: "пусть нарисует Столыпина, замучил уже этот премьер-министр". Репин пишет его портрет, Столыпин едет в Киев, где его застрелили.
Слайд 17Васи́лий Григо́рьевич Перо́в
(1833/1834—1882)
— русский живописец, один из членов-учредителей Товарищества
передвижных художественных выставок
Автопортрет, 1870
Слайд 19Для понимания картины надо учесть, что она изображает действо, которого
просто нет в современной церковной жизни.
1. Место действия. Это не
храм, а изба (храм видел слева вдали).
2. Направление движения: из двери - направо (для выходящего). При крестном ходе никониане идут направо. Причем идущие явно уходят, а не собираются совершать круговое движение вокруг здания.
3. Время действия. Вечер. Значит, это не пасхальная полночь (когда, собственно, и совершается пасхальный крестный ход) и не утро любого из дней Светлой седмицы, когда ход повторяется. В любом случае это литургическое действие происходит вокруг храма.
4. Священник в голубом облачении, а не в белом (если это ночной ход) или красном (если дневной). То есть вообще не в пасхальном. Это значит, что он "на требе", то есть совершает частную службу.
Слайд 21Тройка
(«Ученики мастеровые
везут воду»), 1866
Слайд 22Тройка. В этой картине Василий Перов обращается к теме детского
труда. Трое уставших и замёрзших детей тащат по зимней улице
сани с бочкой, полной воды. Выливающаяся вода замерзает сосульками на поверхности бочки, что еще раз даёт понять, насколько холодно должно быть детям. Сзади повозку толкает взрослый мужчина. Ледяной ветер дует в лицо детям. Повозку сопровождает собака, бегущая справа перед детьми.
Если для крайнего мальчика и девочки художник нашёл натурщиков быстро, то для фигуры центрального мальчика его найти не мог. Большая часть работы уже была написана, а главная фигура, которая должна была являться композиционным центром, так и оставалась нетронутой. Но к счастью, Перов встретил на улице крестьянку с сыном и сразу понял, что именно такой мальчик нужен для его картины. Перову удалось уговорить женщину разрешить написать портрет её сына, во время работы художник узнал, что мальчика зовут Васей, что он — последняя надежда и радость вдовы, похоронившей других своих детей. Вскоре картина была закончена и куплена Третьяковым. А через несколько лет к художнику пришла бедная женщина, в которой oн с трудом узнал мать Васи. Она рассказала, что её сын заболел и умер в прошлом году, и попросила купить у Перова картину, на которую хотела потратить последние свои сбережения. Художник объяснил, что картина уже давно продана и отвел в галерею бедную женщину, где та упала на колени перед картиной и стала молиться. Увидев эту сцену, Перов специально написал портрет Васеньки и подарил его женщине
Слайд 24«Чаепитие в Мытищах, близ Москвы», 1862 г.
Слайд 25Иван Иванович Шишкин
(25 января 1832 – 20 марта 1898г.)
Самые
известные картины И.И Шишкина:
«Рожь» (1878 г.), «Лесные дали» (1884 г.)
«Дубова
роща» (1887 г.), «Утро в сосновом лесу» (1889 г.).
Один из крупнейших русских пейзажистов, создавший целую галерею картин, ставших зримыми символами Росси.
Крамской, высоко ценивший искусство Шишкина, писал о достоинствах этого художника: «Шишкин нас просто изумляет своими познаниями… Это человек – школа».
Всё дело в том, что Шишкин. Углублённо изучал ботанику и биологию, он был большим знатоком растительного мира.
Он подолгу рассматривал изображаемый предмет через увеличительное стекло, а потом с поразительной точностью переносил его бумагу. Вот почему растения на его картинах приобретают абсолютно правдивые и естественные формы. Это не просто деревья и кустарники, а деревья и кустарники совершенно определённой породы. Главный герой его живописи – это лес.
Слайд 28«Утро в сосновом лесу», 1889
Замысел картины Шишкину подсказал его друг
К. Савицкий, Он же
Нарисовал медведей и расписался на картине
вместе с Шишкиным, но
Купивший картину Третьяков снял эту подпись.
Слайд 29Виктор Михайлович Васнецов
(1848 – 1926 гг.)
Васнецова влекла русская старина, притягивал
волшебный мир народной сказки.
В.М. Васнецов с упоением предавался изучению
родной истории,
собиранию сказок, легенд, преданий.
«Я только Русью и жил», - признавал он.
Живопись В.М. Васнецова близка русскому человеку
тем, что в его картинах живёт неизбывная вера в чудо.
Вслед за народными сказками он напоминает: утро
вечера мудренее, а невозможное возможно. Надо
только не падать духом, не унывать и не терять
надежды: всегда найдутся добрые люди, которые
помогут одолеть напасти.
Удивительно, но глядя на его сказочные полотна –
«Иван – Царевич на сером волке», «Ковёр – самолёт»,
«Алёнушка», «Богатыри» и др., - мы признаём:
сказочный мир и его герои как раз такие, какими мы их
и сами воображали.
Слайд 30Васнецов. Богатыри , 1898
Богатыри, 1881 - 1898
Слайд 32После побоища Игоря Святославича с половцами, 1880
Слайд 33Иван Николаевич Крамской
(8 июня 1837 – 5 апреля 1887 г.)
И.Н.
Крамской – вождь и идейный вдохновитель
Товарищества передвижных художников. Он
выделялся
в среде художников не только
большим талантом, но и сильным характером,
смелостью и независимостью суждений. Его
мечтой было писать такие картины, которые
заставили бы зрителей содрогнуться от стыда
За безучастие к тем, кто голодает, бедствует,
терпит нужду. Художник, по Крамскому, должен
не только жизни, но и в живописи учиться
искренне любить и ненавидеть.
Крамской был художником мыслителем. Он
прекрасно владел не только кистью, но и пером,
А.П. Чехов сказал: «Я жалею, что он не был
писателем».
Широкую известность И.Н. Крамскому принесли
картины: «Христос в пустыне»(1872г.) и
«Неизвестная» (1878г.)
О Крамском говорили, что он мастер портрета.
Слайд 34«Христос в пустыне», 1872
Крамской писал: «Это не Христос, это есть
выражение моих личных
мыслей». Иисус Крамского скорее похож на русского интеллигента,
Изображённого в момент мучительных раздумий о своём предназначении.
Слайд 35«Неизвестная», 1883
Вечную загадку женщины художник пытается разгадать в картине
«Неизвестная».
Молодая дама на полотне Крамского так и остаётся для
Всех таинственной
незнакомкой.
Слайд 36Василий Иванович Суриков
(1848-1916 гг.)
Суриков – это художник, который всё, от
конской
сбруи до пёстрой московской толпы, писал с
натуры и тщательно,
до деталей выверено. Он
не разрешал себе фантазировать, и его погружение
в историю основано на глубоком изучении той или
иной эпохи. Больше всего художника привлекало
XVII столетие: это был последний век Московской
Руси, преддверие преобразований, перемен, ломки
старого уклада жизни.
Своим творчеством художник как бы напоминал: мы
все зависим от прошлого, им определенно и наше
будущее.
Самые известные полотна художника: «Боярыня
Морозова» (1887г.), «Утро стрелецкой казни» (1881г.),
«Взятие снежного городка» (1891г.), «Переход
Суворова через Альпы в 1799 году» (1899г.).
Слайд 37«Утро стрелецкой
казни»,1881
Это картины – раздумья о судьбах России, о трагических
поворотах
истории, подобных тому, что совершил Пётр I,
создавая новую державу, ломая,
рубя и давя на виселице
старую Русь.
Слайд 39«Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем», 1895
Слайд 41Меншиков изображён на картине, как яркая историческая личность, выходец из
народа и баловень судьбы, трагическое напоминание об эпохе самовластия и
переворотов. Мастерски написаны дети Меншикова — старшая дочь Мария, прижавшаяся к отцу и глубоко задумавшаяся о чём-то далёком, сын Александр, машинально снимающий воск с подсвечника, и младшая дочь Александра, вводящая в композицию жизнеутверждающее начало
Мари́я Алекса́ндровна Ме́ншикова (26 декабря 1711 — 26 декабря 1729 )) — фрейлина, дочь ближайшего соратника и фаворита Петра I Великого А. Д. Меншикова, невеста императора Петра II.
Слайд 42Иса́ак Ильи́ч
Левита́н
(1860 - 1900)
русский художник, мастер «пейзажа
настроения».
Слайд 43И.И. Левитан «Над вечным покоем», 1894
Слайд 44И.И. Левитан «Вечерний звон», 1892
Слайд 45«Владимирка», 1892
В 1892 году Левитан как «лицо иудейского вероисповедания» был
вынужден покинуть Москву и некоторое время жил в Тверской и
Владимирской губерниях. Затем, благодаря хлопотам друзей, художнику «в виде исключения» позволили вернуться. К этому периоду относится его полотно «Владимирка» (1892), где изображена дорога, по которой гнали в Сибирь каторжан.
Слайд 46И.И. Левитан «Туман над водой», 1890
Слайд 47И.И. Левитан «Весна. Большая вода», 1897
Слайд 48Ива́н Константи́нович Айвазо́вский (арм. Ованнес Айвазян; 1817 —1900 гг) — русский
художник-маринист, баталист, коллекционер, меценат. Живописец Главного Морского штаба, академик и
почётный член Императорской Академии художеств, почётный член Академий художеств в Амстердаме, Риме, Париже, Флоренции и Штутгарте.
Слайд 51Верещагин – На Шипке всё спокойно, Апофеоз войны
Васи́лий Васи́льевич Вереща́гин
(1842—1904) — русский живописец и литератор, один из наиболее известных художников-баталистов
Слайд 52На Шипке все спокойно. Триптих,
1878—1879
Слайд 53Полотно «На Шипке все спокойно!» Верещагина – одно из самых
выразительных произведений Балканского цикла – создано в 1878 году. Полотна
этого триптиха представляют собой не батальные сцены, а эпизоды, рассказывающие о страшных буднях войны и героизме рядового солдата. Название триптиха взято Верещагиным из циничного рапорта одного из генералов.
Генералы, бодро отчитывающиеся перед верховным командованием о ходе военных операций, часто скрывали истинное положение дел. Конечно же, они не упоминали в своих рапортах о том, как солдаты, голодные, плохо экипированные, замерзали в горах под непрекращающимся неприятельским обстрелом.
Три картины Верещагина, объединенные одним сюжетом, рассказывают о гибели простого солдата во время военных действий русско-турецкой войны. Действие происходит в Болгарии на Шипкинском горном перевале. На первом холсте мы видим занесенного снегом часового, который был забыт начальством на своем посту. Центральная картина триптиха показывает нам этого же солдата, который продолжает стоять, засыпанный снегом по самую грудь. На третьем холсте вместо часового – большой сугроб из снега. И только уголок шинели, виднеющийся из-под сугроба, говорит нам о том, что солдат остался верен своему воинскому долгу до конца.
Слайд 54«Апофео́з войны́», 1871
На раме сделана надпись: «Посвящается всем великим завоевателям —
прошедшим, настоящим и будущим».
Слайд 55Никола́й Никола́евич Ге ( 1831 - 1894) — русский живописец и портретов, исторических
и религиозных полотен. Изредка выполнял также скульптурные работы.
Слайд 56Ге - Петр I допрашивает царевича Алексея, 1871
Слайд 57Дети, бегущие от грозы,
1872
Константи́н Его́рович Мако́вский ( 1839 — 1915) — русский живописец,
один из ранних участников товарищества
Слайд 58Алексе́й Кондра́тьевич Савра́сов
(1830—1897) — русский художник-пейзажист, член-учредитель Товарищества передвижников
Саврасов –
Грачи прилетели, 1871
Слайд 59Архи́п Ива́нович Куи́нджи (при рождении Куюмджи;
( 1841 - 1910) — русский
художник греческого происхождения, мастер пейзажной живописи.