Слайд 1Исторический экскурс по жизни и творчеству одаренной личности в сфере
искусства
Слайд 2Из истории
Изучение проблемы одаренности берет свое начало в научных
кругах США (примерно середина, конец 60-х годов 19 в). Группа
молодых ученых-психологов – Дж. Гилфорд, П.Торренс, Ф. Баррон, К. Тейлор и др. - осуществила ряд крупных исследований в психологии творческой одаренности, тем самым они способствовали объединению теоретических исследований по психологии индивидуальных различий
Слайд 3Из истории
В конце 70-х – начале 80-х развивается уже совсем
новая, прикладная область психологии – психология талантливых, но не успевающих
в учебе детей. В ней изучаются причины задержек в развитии талантов в детские годы и методы оказания психологической помощи.
Слайд 4Из истории
В нашей стране психологическим изучением детской одаренности и
разработкой психолого-педагогических вопросов обучения и воспитания незаурядных детей долгое время
занимались очень мало. В соответствии с господствовавшей идеологией считалось, что не нужно выделять особо способных детей, что все равны, что у каждого ребенка можно «сформировать» любые нужные качества. В понятиях «задатки», «одаренность» усматривалось нечто идеалистическое, вредное.
Слайд 5Б.М. Теплов «Способности и одаренность»
Он писал: “При установлении основных понятий
об одаренности наиболее удобно исходить из понятия способность. Три признака
как, мне кажется, всегда заключаются в понятии способность …
Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого…
Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности…(способности проявляются в какой-либо определенной деятельности).
В-третьих, понятие способность не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека”.
Слайд 6Определения
Способности рассматриваются как индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого,
от которых зависит возможность успеха деятельности, а одаренность - как
качественно своеобразное сочетание способностей (индивидуально-психологических особенностей), от которого также зависит возможность успеха в деятельности.
Благодаря такому своеобразию сочетания способностей у различных людей и происходит все многообразие продуктов творчества и в целом творческий прогресс.
Слайд 7Задатки - врожденные анатомо-физиологические особенности организма. К ним относятся, прежде
всего, особенности строения головного мозга, органов чувств и движения, свойства
нервной системы, которыми организм наделен от рождения.
Слайд 8Виды способностей
Общие способности необходимы для выполнения различных видов деятельности. Например,
такая способность, как наблюдательность, нужна и художнику, и писателю, и
врачу, и педагогу; организаторские способности, распределенность внимания, критичность и глубина ума, хорошая зрительная память, творческое воображение должны быть присущи людям многих профессий. Поэтому эти способности принято называть общими.
Слайд 9Виды способностей
Специальные способности являются условиями, необходимыми для успешного выполнения какого-либо
одного конкретного вида деятельности. К ним относятся, например, музыкальный слух,
музыкальная память и чувство ритма у музыканта, «оценка пропорций» у художника, педагогический такт у учителя и т. п.
Для успешного выполнения деятельности человеку необходимо иметь не одну, а много способностей, которые находились бы в благоприятном сочетании.
Слайд 10Виды одаренности
Как и отдельные способности, одаренность может быть специальной (к
конкретной деятельности) и общей (к различным видам деятельности).
Качественное своеобразие одаренности
человека обязательно сказывается на особенностях выполнения им деятельности. В жизни не трудно найти людей, одинаково успешно занимающихся одной и той же творческой деятельностью. Но очень трудно выделить из них хотя бы двух, которые выполняли бы ее одинаковым способом.
Слайд 11Критерии одаренности
Культурно-исторический. Суть его заключается в том, что в каждой
культуре и в каждую историческую эпоху существуют определенные (художественные, музыкальные)
предписания каждому конкретному возрасту развития ребенка, подростка и даже взрослого. Способность и одаренность выявляются именно на фоне этих условных предписаний.
Слайд 12Второй критерий
Возрастной или поколенческий: если ребенок или подросток может легко
и успешно делать нечто, чего не умеют делать сверстники, чаще
всего его называют одаренным. С изменением условий жизни, развитием системы образования, уровня возможностей нового поколения, более или менее изменяется и оценка уровня одаренности ребенка. Средний уровень возможностей нового поколения становится выше, чем у предыдущего.
Слайд 13Третий критерий
Абсолютный. Определить его словами труднее всего. Для музыкантов истинная
одаренность обнаруживает себя в своеобразии, свободе и продуктивности музыкального самопроявления,
в таинственном даре «уметь раньше, чем знать» (например, мыслить гармонически раньше, чем узнаешь законы гармонии и музыкального языка). Отсюда – впечатление какой-то удивительной «зрелости, без созревания», которое обычно больше всего поражает в одаренных людях. Оригинальность мышления.
Слайд 14Задание:
Необходимо посмотреть фрагменты фильмов о жизни и творчестве известных одаренных
людей в сфере искусства (музыкального, изобразительного, кинематографического). На основе восприятия
фрагментов попытайтесь выделить у каждого из персонажей признаки одаренности и выписать их на бумажных бланках.
Слайд 21Признаки детской одаренности:
Огромное желание заниматься определенным видом деятельности;
Чувствование, что именно
в этой сфере он сможет себя реализовать;
Опережающее развитие (перепрыгивание через
этапы);
Оригинальность мышления;
Способность генерировать идеи и создавать творческий продукт (развитое воображение и фантазия).