Слайд 1I.1 Определение общего недоразвития речи, история проблематики
Слайд 2Общее недоразвитие речи
у детей с нормальным слухом и сохранным
интеллектом представляет собой нарушение, охватывающее как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую
системы языка.
Общее недоразвитие речи — различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.
Слайд 3История проблематики
Впервые теоретическое обоснование общего недоразвития речи было сформулировано в
результате многоаспектных исследований различных форм речевой патологии у детей дошкольного
и школьного возраста, проведенных Р.Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии (Н.А. Никашина, Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова, Г.И. Жаренкова и др.) в 50—60-х годах XX в.
Отклонения в формировании речи стали рассматриваться как нарушения развития, протекающие по Законам иерархического строения высших психических функций. С позиций системного подхода был решен вопрос о структуре различных форм патологии речи в зависимости от состояния компонентов речевой системы.
Слайд 4Общее недоразвитие речи – нарушение полиэтиологическое.
ОНР может выступать как
самостоятельная патология, так и наблюдаться при таких сложных формах детской
речевой патологии, как алалия и афазия, а также иногда при дизартрии и ринолалии.
Слайд 5 Несмотря на различную природу дефектов, у детей с общим недоразвитием
речи имеются типичные проявления, указывающие на системные нарушения речевой деятельности.
К таким проявлениям относятся:
более позднее начало речи (первые слова появляются в 3-4, а иногда и в 5 лет);
экспрессивная речь отстает от импрессивной (ребенок понимает обращенную к нему речь, но сам не может озвучить свои мысли);
речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена;
речь детей с общим недоразвитием речи малопонятна.
Слайд 6Причины
общего недоразвития речи
Социальные причины
Биологические причины
Комплексные причины
Слайд 7Социальные причины
неправильные условия формирования речи ребенка в семье (дефицит общения
со взрослыми и с другими детьми, наличие няни, говорящей на
другом языке, проживание с глухими родителями и т. д.);
недостаточность речевого общения (например, дети, воспитывающиеся в условиях домов ребенка, детских домов);
неблагоприятные социальные условия, в которых воспитывается ребенок.
Слайд 8Биологические причины
инфекции или интоксикации матери во время беременности;
несовместимость крови матери
и плода по резус-фактору или групповой принадлежности;
патология натального периода (асфиксия,
родовые травмы);
постнатальные заболевания ЦНС и травмы мозга в первые годы жизни ребёнка;
нарушения здоровья ребенка вследствие соматических заболеваний;
наследственная предрасположенность.
Слайд 9Комплексные причины
наследственная предрасположенность, органическая недостаточность ЦНС (иногда легко выраженной), неблагоприятное
социальное окружение.
Слайд 10Наиболее сложным и стойким вариантом
является ОНР, обусловленное
ранним органическим
поражением мозга
Е.М. Мастюкова придаёт особое значение в этиологии ОНР перинатальной
энцефалопатии:
гипоксической (вследствие внутриутробной гипоксии и асфиксии в родах),
травматической (вследствие механической родовой травмы),
билирубиновой (вследствие несовместимости крови матери и плода по резус-фактору или групповой принадлежности).
Слайд 11Клинические виды ОНР
(Е.М. Мастюкова)
Слайд 12I группа – неосложненный вариант ОНР
наличие только признаков общего недоразвития
речи;
не выявляется локальных поражений ЦНС;
с психологической точки зрения отмечается
общая эмоционально-волевая незрелость, несформированность регуляции произвольной деятельности;
наблюдается недостаточность тонких дифференцированных движений пальцев рук, трудности динамической организации движений.
В анамнезе чаще всего отсутствуют указания на патологическое протекание беременности и родов, лишь иногда наблюдается нерезко выраженный токсикоз второй половины беременности, недлительная асфиксия. В постнатальном периоде у этих детей может отмечаться соматическая ослабленность, частые инфекционные и простудные заболевания.
Слайд 13II группа – осложненный вариант ОНР церебрально-органического генеза
ОНР характеризуется более
сложной симптоматикой и патогенезом;
нарушение речевого развития сочетается с неврологической и
психопатологической симптоматикой;
выраженная неврологическая симптоматика свидетельствует не только о незрелости ЦНС, но и о грубом повреждении определенных мозговых структур.
Слайд 141. Гипертензионно-гидроцефальный синдром, который характеризуется повышенным внутричерепным давлением, увеличением размера
головы, расширением венозной сети в области висков. У детей с
данным синдромом наблюдается быстрая истощаемость, повышенная возбудимость, расторможенность, раздражительность, частые головные боли, головокружения.
2. Церебрастенический синдром характеризуется повышенной нервно-психической истощаемостью, эмоциональной неустойчивостью, нарушением внимания, памяти. Церебрастенический синдром в одних случаях проявляется на фоне эмоционального и двигательного беспокойства, в других сопровождается вялостью, заторможенностью, пассивностью.
3. Синдромы двигательных расстройств проявляются в изменении мышечного тонуса, в нарушении координации движений, в несформированности общей, тонкой ручной, а также артикуляторной моторики, что в свою очередь проявляется в виде тремора, синкинезий, насильственных движений, легких парезов, спастичности, характеризующих стертую форму дизартрии.
Слайд 15В целом для детей II группы характерна недостаточность гнозиса, праксиса,
гнозопраксиса.
Незрелость эмоционально-волевой сферы проявляется у этих детей в эмоциональной лабильности,
в поверхностности эмоций, в недостаточности волевых процессов.
У детей этой группы в школьном возрасте наряду с нарушениями чтения и письма выявляются затруднения в овладении понятием числа, порядковым счетом, счетными операциями (дискалькулии).
Слайд 16ОНР III группы - алалия
(в основном моторная алалия)
этиология алалии
соотносится с поражением речевых зон как левого, так и правого
полушария.
У детей с моторной алалией имеют место сложные дизонтогенетически-энцефалопатические нарушения. Клинические и энцефалографические исследования показывают, что у детей с моторной алалией имеются не только локальные поражения коры головного мозга, но и поражение подкорковых структур мозга.
Несмотря на вариативность клинических характеристик детей с ОНР, общим для них является системное недоразвитие речи. При этом особенно сложным и стойким является нарушение формирования лексики и грамматического строя речи.