Слайд 1И.А.Бунин
Рассказ
«Господин из Сан-Франциско»
Слайд 2«Господин из Сан-Франциско»
Рассказ был написан в 1915 году. Первоначальное название
«Смерть на Капри»
Слайд 3Философская линия
Рассказ продолжает традицию Л.Н.Толстого, изображавшего болезнь и смерть, как
важнейшие события, выявляющие истинную цену личности.
Слайд 4Философский смысл произведения
Жизнь прекрасна, но коротка, нужно ценить все её
проявления – и первозданную красоту нетленной природы, и молодую прелесть
девушки, и красоту душевного порыва, и все её духовные сокровища.
Современная лжекультура породила самые чудовищные формы подавления человеческого естества, превратила человека в придаток машины, в грандиозный образ «мирового зла», поэтому она обречена. Могущество, богатство, власть капитала призрачны и иллюзорны перед лицом единого для всех живых исхода – перед смертью.
Вечна лишь та «чаша жизни», которую человек сумел за свой короткий век наполнить благотворной влагой
Слайд 5Наряду с философской линией в рассказе разрабатывается социальная проблематика, связанная
с критическим отношением к бездуховности буржуазного общества, к возвышению технического
прогресса в ущерб внутреннему совершенствованию. Пафос рассказа – в ощущении неотвратимости гибели этого мира.
Слайд 6История создания
Шла Первая мировая война, налицо был кризис цивилизации. Бунин
обратился к проблемам актуальным, но не связанным непосредственно с Россией,
с текущей российской действительностью.
1910 год – весной посетил Францию, Алжир, Капри.
1911 год – посетил Египет и Цейлон.
С декабря 1913 года полгода жил на Капри.
Впечатления от этих путешествий отразились во многих рассказах.
Слайд 7История создания рассказа
СОБЫТИЯ И ЛИЦА, КОТОРЫЕ СОСТАВИЛИ ОСНОВУ РАССКАЗА, НАВЕЯНЫ
ЛИЧНЫМИ ВПЕЧАТЛЕНИЯМИ ОТ ВСТРЕЧ И ПУТЕШЕСТВИЙ.
Путешествуя по миру, И.А.
Бунин «стремился обозреть лицо мира»
Во время одного из плаваний по морям и океанам на огромном пароходе завязался спор о социальной несправедливости, в ходе которого Бунин доказал, что неравенство можно увидеть даже в разрезе корабля.
Кроме этого, писателю вспомнилась недавняя смерть в гостинице на Капри, где он отдыхал с женой, богатого американца, чье имя так и осталось для всех неизвестным.
Писатель умело объединил эти два события в одном рассказе, добавив многое из своих собственных наблюдений и мыслей. Впервые опубликован рассказ был в 1915 году.
Слайд 8Сюжет
Описание несчастного случая, неожиданно прервавшего налаженную жизнь героя, имени которого
«никто не помнил». Он один из тех, кто до пятидесяти
восьми лет «работал не покладая рук».
Слайд 9Тематика рассказа
Тема ужасающих социальных контрастов
Трагичность губительной власти денег над человеком
Тема
неизбежной гибели цивилизации
Тема отчужденности человека от основ нравственности и морали
Тема
жизни и смерти
Слайд 10Идея произведения
Идея обреченности бездуховного существования
Слайд 11Проблема произведения
В чем смысл жизни?
Слайд 12Особенности жанра
«Господин из Сан-Франциско» – социально-философский рассказ
Слайд 13Композиция
Рассказ имеет кольцевую композицию
Слайд 14Особенности композиции
Взаимодействие двух изобразительных планов: внешнего, реалистичного и внутреннего, философского
В
первом действие движется в конкретном настоящем с редкими экскурсами в
прошлое – к естественному финалу
Во втором – объединяются все образные ряды, сюжеты, темы, образы-символы, выражающие авторскую мысль. Рассказ выливается в форму философской притчи
Слайд 15Образ главного героя
Миллионер из Америки, которая в начале XX века
была самой могущественной страной империализма, задавала тон Европе и всему
миру.
Он живет по законам вседозволенности и купли-продажи
У него нет ни собственного имени, ни биографии, ни ума, ни сердца. Он лишен и внутреннего содержания. За время пути он «только один раз подумал, а остальное же время только пил, ел, одевался и раздевался»
Американский капиталист причастен к созданию гигантского парохода «Атлантида», и сам уподобляется механизму, живет по привычке, по образу и подобию людей своего круга, живет, как робот, автоматически справляя обычные физиологические потребности
Герой Бунина не способен к одухотворенной, творческой жизни, он не способен любоваться искусством, памятниками старины, красотой природы.
Жизнь господина из Сан-Франциско оказывается пустой, ничтожной, лишенной какого-либо смысла, что приводит к вырождению личности, к гибели человека
Слайд 16Образы-символы
Многопалубный корабль – макет устройства мира (верхняя палуба – «хозяева
жизни», нижняя – преисподняя)
Корабль – чудовищная машина, сотворенная людьми, -
символ подавления человеческой души
Господин из Сан-Франциско, без имени, биографии, отличительных черт, без чувств и нравственных исканий – глобальный образ современной цивилизации, образ громадного зла, образ греха
Название корабля «Атлантида» - символ трагического исхода современной цивилизации
Влюбленная пара, нанятая «играть в любовь за хорошие деньги» - символ фальши и продажности
Океан – знак бесконечности жизни и одновременно – знак стихии
Ящик из-под содовой – символ равенства всех перед смертью
Фигура Дьявола на скалах Гибралтара – прямой символ злых сил
Песни и молитвы абруццких горцев – символ гармоничного существования человека и природы
Простые итальянцы, люди труда - символы осмысленного человеческого существования
Слайд 18Кульминация
Сцена «неожиданно и грубо навалившейся» на «господина» смерти в «самом
маленьком, самом плохом, в самом сыром и холодном» номере «нижнего
коридора».
Слайд 19Конфликт
Конфликт далеко выходит за рамки частного случая. Развязка связана с
размышлениями о судьбе не одного героя, а всех прошлых и
будущих пассажиров «Атлантиды».
Слайд 20Антитеза
Отдых, танцы, беззаботность; «господа» во фраках и смокингах», дамы в
«богатых», «прелестных» «туалетах»; изящная влюбленная пара.
Работа, «непосильное напряжение»; «сияние… чертога»
и «мрачные и знойные недра преисподней»; «облитые едким, грязным потом и по пояс голые люди, багровые от пламени».
Слайд 21«Атлантида»
Верхние «этажи»: жизнь как в «отеле со всеми удобствами»; живущих
«благополучно много».
«Подвалы»: «великое множество» тех, кто работает в «подводной утробе»
- у «исполинских топок».
Слайд 23ВЫВОД
В рассказе постепенно нарастает тема конца сложившегося миропорядка, неизбежности гибели
бездушной и бездуховной цивилизации. Она заложена в эпиграфе: «Горе тебе,
Вавилон, город крепкий!». Эта библейская фраза звучит предвестием будущих великих катастроф.