Слайд 2Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Проблема применения игровых
технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практики не
нова. Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социальной природы, значения для развития обучаемого в отечественной педагогике занимались Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.
Слайд 3В педагогической науке феномен игры рассматривается как способ организации воспитания
и обучения, как компонент педагогической культуры, изучаются формы и способы
оптимизации игровой деятельности современного поколения..
Одним из первых обратил внимание на феномен игры Ф. Шиллер. Он рассматривал игру как один из действенных факторов формирования мировоззрения человека.
Слайд 4Д.Б. Эльконин, анализируя феномен игры, приходит к выводу, что игра
– это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между
людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности. По мнению Д.Б. Эльконина, главными структурными единицами игры можно считать:
- роли, которые берут на себя играющие;
- сюжет, отношения, которые передаются в игре и копируются из жизни взрослых, воспроизводятся играющими;
- правила игры, которым играющие подчиняются.
Слайд 5С.А. Шмаков выделяет следующие черты, присущие большинству игр:
- свободная развивающая
деятельность, предпринимаемая по желанию самого человека, ради удовольствия от самого
процесса деятельности, а не только от результата («процедурное удовольствие»);
- творческий, в значительной мере импровизационный, активный характер этой деятельности («поле творчества»);
- эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция («эмоциональное напряжение»);
- наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.
Слайд 6В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного
процесса, игровая технология используется в следующих случаях:
в качестве самостоятельных технологий
для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
в качестве технологии занятия или его фрагмента (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
как технология внеклассной работы.
Слайд 7Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит
по таким основным направлениям:
дидактическая цель ставится перед учащимися в форме
игровой задачи;
учебная деятельность подчиняется правилам игры;
учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом
Слайд 8При использовании игровых технологий на уроках необходимо соблюдение следующих условий:
1)
соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;
2) доступность для учащихся данного возраста;
3)
умеренность в использовании игр на уроках.
Слайд 9Можно выделить такие виды уроков с использованием игровых технологий:
1) ролевые
игры на уроке;
2) игровая организация учебного процесса с использованием игровых
заданий);
3) игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке;
4) использование игры на определённом этапе урока;
5) различные виды внеклассной работы, которые могут проводиться между учащимися разных классов одной параллели.
Слайд 10Социокультурное назначение игры. Игра – сильнейшее средство социализации ребенка, включающее в
себя как социальноконтролируемые процессы целенаправленного воздействия их на становление личности,
усвоение знаний, духовных ценностей и норм, присущих обществу или группе сверстников, так и спонтанные процессы, влияющие на формирование человека. Социокультурное назначение игры может означать синтез усвоения человеком богатства культуры, потенций воспитания и формирования его как личности, позволяющей функционировать в качестве полноправного члена коллектива.
Слайд 11Функция межнациональной коммуникации. И. Кант считал человечество самой коммуникабельностью. Игры национальны
и в то же время интернациональны, межнациональны, общечеловечны. Игры дают
возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход из конфликтов, не прибегая к агрессивности, учат разнообразию эмоций в восприятии всего существующего в жизни.
Слайд 12Функция самореализации человека в игре. Это одна из основных функций игры.
Для человека игра важна как сфера реализации себя как личности.
Именно в этом плане ему важен сам процесс игры, а не ее результата, конкурентность или достижение какой-либо цели. Процесс игры – это пространство самореализации. Человеческая практика постоянно вводится в игровую ситуацию, чтобы раскрыть возможные или даже имеющиеся проблемы у человека и моделировать их снятие.
Слайд 13Коммуникативная игра. Игра – деятельность коммуникативная, хотя по чисто игровым правилам
и конкретная. Она вводит учащегося в реальный контекст сложнейших человеческих
отношений. Любое игровое общество – коллектив, выступающей применительно к каждому игроку как организация и коммуникативное начало, имеющее множество коммуникативных связей. Если игра есть форма общения людей, то вне контактов взаимодействия, взаимопонимания, взаимоуступок никакой игры между ними быть не может.
Слайд 14Диагностическая функция игры. Диагностика – способность распознавать, процесс постановки диагноза. Игра
обладает предсказательностью; она диагностичнее, чем любая другая деятельность человека, во-первых,
потому, что индивид ведет себя в игре на максимуме проявлений (интеллект, творчество); во-вторых, игра сама по себе – это особое «поле самовыражения».
Слайд 15Игротерапевтическая функция игры. Игра может и должна быть использована для преодоления
различных трудностей, возникающих у человека в поведении, в общении с
окружающими, в учении. Оценивая терапевтическое значение игровых приемов, Д.Б. Эльконин писал, что эффект игровой терапии определяется практикой новых социальных отношений, которые получает ребенок в ролевой игре.