Слайд 1Игровые занятия с детьми, имеющими нарушения развития
Слайд 2Место игры в маршруте ребенка в ЦЛП
Первичный прием
Индивидуальные игровые диагностические
занятия
Индивидуальная игра для решения конкретных задач
Игра в диаде или мини-группе
Игра
в большой группе
Использование элементов игры в обучающих и коррекционных занятиях
Игра в детско-родительской паре
Слайд 3Принципы игрового взаимодействия
Свобода входа и выхода из игры
Удовольствие от
игры
«Мнимая» ситуация, превращения объектов
Все участники понимают правила игры
Диалог,
очередность
Слайд 4Диагностические игровые занятия
Диагностические игровые занятия помогают определить дальнейший путь
ребенка в Центре.
Основные задачи диагностического этапа:
взаимная адаптация ребенка и
педагога
установление эмоционального контакта
определение границ нормально переносимых нагрузок для ребенка
анализ механизмов регуляции поведения ребенка
Слайд 5Уровни развития игры:
Сенсорная
Предметная
Игры по правилам
Сюжетно-ролевая игра
Слайд 6Установление контакта в игре
Наблюдение за активностью ребенка
Присоединение к активности ребенка
Увеличение
напряжения
Привлечение внимания к себе
Развитие отношений
Слайд 7развитие эмоциональных отношений
( Стивен Гатстейн,
Стенли Гринспен)
Удовольствие от общения. Ищем игры, которые доставляют ребенку удовольствие.
Ребенок начинает смотреть в лицо взрослого, ожидая кульминации события.
Проявляет инициативу в общении: тянет за руку, издает различные звуки. Начинает «считывать» эмоции взрослого, интересуется выражением лица взрослого.
Совместная «творческая» игра : взрослый предлагает различные вариации любимой игры. Возникает очередность, диалог. Одна игра плавно сменяет другую. Интерес постепенно смещается с самой игры на совместное «творчество».
Интересуется чужими эмоциями, хочет поделиться своими эмоциями: приносит понравившуюся игрушку, хочет поделиться своими находками, своей радостью или печалью.
Сравнивает идеи, эмоции. Пытается понимать чужие переживания. Начинает понимать желания других людей.
Приспосабливает свое поведение к группе детей, к правилам жизни группы.
Слайд 8Решение коррекционных задач в игре
Часто во время индивидуальных игровых
занятий решаются коррекционные задачи, которые разрабатывает для конкретного ребенка команда
специалистов:
- нейропсихологические
- обучающие
- двигательные
- сенсорные
- речевые
- терапевтические (психологические)
Слайд 9Совместная игра в диаде, мини-группе
Для некоторых детей важным этапом на
пути от индивидуальной игры с педагогом к групповым формам работы
является игра в диаде или мини-группе.
Часто мы используем игру в диаде для детей, которые уже адаптировались в группе, но им трудно вступить в отношения сразу с большим количеством детей.
На таких занятиях обычно присутствуют 2-3 ребенка и двое взрослых. Взрослые могут сопровождать каждый «своего» ребенка, а могут договориться об определенном распределении ролей
Слайд 10Игровые занятия в большой группе
Свободная игра
Игра по правилам
Фольклорные игры
Сюжетно-ролевые игры
Настольные
игры
Слайд 11Уровни участия в игре
Параллельная игра
Наблюдение за игрой других детей
Участие
с поддержкой взрослого
Самостоятельное участие
Инициатива во взаимодействии
Слайд 12Качества «игрока»
по Роджерсу К., Лэндрету Г.
Естественность: осознание собственных чувств
и реакций, их принятие. Чувства взрослого по отношению к ребенку
гораздо важнее, чем знания о нем.
Теплая забота и принятие. Безусловный интерес к ребенку. Отсутствие суждений и оценок. Это обеспечивает ребенку свободу и позволение быть собою.
Сензитивность: сосредоточение на деятельности ребенка, его опыте, мыслях и чувствах. Игрок находится в полном эмоциональном контакте с миром чувственного опыта, составляющего реальность ребенка.
«Почувствовать личный мир клиента, как будто это твой собственный мир, но не утрачивая этого «как будто» - вот это эмпатия, и это представляется сущностью терапии»
Слайд 13Качества игротерапевта (по Экслайн В.)
Терапевт искренне интересуется ребенком и строит
теплые заботливые отношения с ним.
Принимает ребенка безусловно и не требует
от него никаких изменений.
Создает у ребенка чувство безопасности и дозволенности в системе отношений так, чтобы ребенок мог свободно исследовать и выражать собственное «Я».
Чувствителен к переживаниям ребенка и деликатно отражает его чувства таким образом, что ребенок постепенно приходит к самопониманию.
Позволяет ребенку быть лидером во всех областях отношений и сопротивляется малейшему соблазну направлять игру ребенка.
Глубоко верит в способность ребенка действовать ответственно, уважает способность ребенка решать личные проблемы и позволяет ребенку делать это самому.
Ценит постепенность терапевтического процесса и не пытается ускорить его.
Устанавливает только такие ограничения которые помогают ребенку принять на себя ответственность в данной системе отношений ( доступные для ребенка ограничения).
В фокусе внимания находится ребенок, а не проблема. Как только мы сосредотачиваемся на проблеме, мы теряем из виду ребенка.
Слайд 14
Именно отношения – условия развития ребенка.
Важно помнить:
Личность важнее
проблемы
Настоящее важнее прошлого
Чувства
важнее действий и мыслей
Понимание важнее объяснения
Принятие важнее исправления
Направленность важнее инструкций терапевта
Мудрость ребенка важнее знаний терапевта
Слайд 15
ЛИТЕРАТУРА
Игровая терапия. Искусство отношений. Лэндрет Г.Л.
Игровая терапия. Экслайн В.
Развитие личности
в игровой терапии. Экслайн В.
Игры и занятия с особым ребенком.
Ньюмен С.
Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия Янушко.Е.
Адаптация ребенка в группе и развитие общения на игровом занятии КРУГ.
Играем вместе. Интегративные игровые процессы в обычном детском саду. Хаймлих Ул. и др.
Крокодилопопугай. Игры в помещении для развития и отдыха. Баум Х.