Разделы презентаций


И.Г.Сухин, старший научный сотрудник Института стратегии развития образования

Содержание

Два парадигмальных подхода к введению шахмат в школьную программу Зарубежный подход: «Шахматы в школе». Российский подход: «Шахматы – школе».

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1И.Г.Сухин, старший научный сотрудник Института стратегии развития образования Российской академии образования,

г. Москва
Научный подход в курсе «Шахматы – школе» к развитию

мышления детей


И.Г.Сухин, старший научный сотрудник Института стратегии развития образования Российской академии образования, г. МоскваНаучный подход в курсе «Шахматы

Слайд 2Два парадигмальных подхода к введению шахмат в школьную программу Зарубежный подход:

«Шахматы в школе». Российский подход: «Шахматы – школе».

Два парадигмальных подхода к введению шахмат в школьную программу  Зарубежный подход:  «Шахматы в школе».

Слайд 3 Принципиальное отличие подхода, заложенного в курсе «Шахматы

– школе», от зарубежных аналогов Сегодня существуют два

взгляда на введение шахмат в школьную программу. Первый из них (антинаучный) характерен для большинства зарубежных стран – «Шахматы в школе». При таком подходе учеников учат играть в шахматы, а развитие мышления выступает как ожидаемый, но побочный результат. Второй путь – российский– охарактеризован в 1980-е годы академиком Б.С. Гершунским как «Шахматы – школе». При нем на уровне целеполагания выявляется все ценное, чем могут быть полезны шахматы для общеобразовательной школы, и на этой основе разрабатывается научно обоснованный курс шахмат. В этом случае шахматы рассматриваются как инструмент развития, и процесс обучения основам шахматной игры выступает как средство для достижения цели. Этот путь в мире пока реализован только в отечественном курсе И.Г.Сухина «Шахматы – школе».
Принципиальное отличие подхода, заложенного в курсе «Шахматы – школе», от зарубежных аналогов

Слайд 4Зарубежный подход «Шахматы в школе» к сентябрю 2019 года реализуется

во всех зарубежных учебниках и учебно-методических комплектах (УМК), написанных для

начальной школы, и почти во всех отечественных (в том числе в курсах «Шахматы в школе» и «Шахматы в школы») Российский подход «Шахматы – школе» реализован только в Федеральном здоровьесберегающем надпредметном курсе «Шахматы – школе».
Зарубежный подход «Шахматы в школе» к сентябрю 2019 года реализуется во всех зарубежных учебниках и учебно-методических комплектах

Слайд 5Важнейшие аспекты введения шахмат в школьную программу 1. Определение базового

научнообоснованного целеполагания, ориентированного на решение фундаментальных задач, стоящих перед системой

образования.
Важнейшие аспекты введения шахмат в школьную программу    1. Определение базового научнообоснованного целеполагания, ориентированного на

Слайд 6 Видный отечественный методолог Н.Г. Алексеев учил, что

невозможно решить общую проблему (к примеру, развитие мышления) в общем

виде – это методологически неверно. Для этого нужно выбрать точную, конкретную цель, правильное направление, и это поможет решить проблему в целом. Поэтому в курсе «Шахматы – школе» цель – поэтапное, нефорсированное развитие у детей способности действовать «в уме», имеющее фундаментальное значение для начальной школы.
Видный отечественный методолог  Н.Г. Алексеев учил, что невозможно решить общую проблему (к примеру,

Слайд 7Гроссмейстер Ю.С.Разуваев: «Просто научить учеников в школе играть в шахматы

– это ерунда, а не цель. Пока же, на уроках

детей всего лишь учат играть в шахматы, а потом перенаправляют в кружки. Это неправильно. Мы должны достигать значимых для системы образования целей, а это, прежде всего, – развитие способности действовать "в уме"».
Гроссмейстер Ю.С.Разуваев:  «Просто научить учеников в школе играть в шахматы – это ерунда, а не цель.

Слайд 8Целеполагание российского федерального курса «Шахматы – школе» – чётко структурированное

поэтапное развитие у детей фундаментальной способности действовать «в уме».

Целеполагание российского федерального курса «Шахматы – школе» – чётко структурированное поэтапное развитие у детей фундаментальной способности действовать

Слайд 9Важнейшие аспекты введения шахмат в школьную программу 2. Разработка научного обоснования

для написания курса шахмат в начальной школе.

Важнейшие аспекты введения шахмат в школьную программу   2. Разработка научного обоснования для написания курса шахмат

Слайд 10Российский курс «Шахматы – школе» опирается на: 1) культурно-историческую теорию

формирования высших психических функций (Л.С. Выготский); 2) теорию о поэтапном

формировании умственных действий (П.Я.Гальперин); 2) культурологическую теорию содержания образования (И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин); 3) работы о стадиях развития способности действовать “в уме” (Я.А.Пономарёв и др.); 4) новейшие исследования в области нейронаук.
Российский курс «Шахматы – школе» опирается на:  1) культурно-историческую теорию формирования высших психических функций (Л.С. Выготский);

Слайд 11Важнейшие аспекты введения шахмат в школьную программу 3. Разработка общеобразовательной программы

курса шахмат в начальной школе.

Важнейшие аспекты введения шахмат в школьную программу   3. Разработка общеобразовательной программы курса шахмат в начальной

Слайд 12Программа первого года обучения «Шахматы, первый год» курса «Шахматы –

школе» впервые опубликована в журналах «Начальная школа» (1994, №9) и

«Вестник образования» (1994, №9).
Программа второго года обучения «Шахматы, второй год» курса «Шахматы – школе» опубликована в журналах «Начальная школа» (1995, №8) и «Вестник образования» (1995, №9).
Программа третьего года обучения «Шахматы, третий год» курса «Шахматы – школе» опубликована в журналах «Начальная школа» (1997, №10) и «Образование» (1998, №4).
Программы трёх лет обучения «Шахматы, первый год», «Шахматы, второй год» и «Шахматы, третий год» приведены в сборниках «Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1 – 4)» (М.: Просвещение, 1998), «Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1 – 4). В двух частях. Часть вторая» (М.: Просвещение, 2000, 2001, 2002).
Отдельным изданием программы впервые вышли в 2010 году: И.Г.Сухин «Программы курса «Шахматы – школе»:
Для начальных классов общеобразовательных учреждений»
(Обнинск: Духовное возрождение,
2010, 2011, 2013, 2016. – 40 с.).
В 2019 годы изданы и рабочие программы курса.
Программа первого года обучения «Шахматы, первый год» курса «Шахматы – школе» впервые опубликована в журналах «Начальная школа»

Слайд 13Важнейшие аспекты введения шахмат в школьную программу 4. Написание курса шахмат

для начальной школы.

Важнейшие аспекты введения шахмат в школьную программу    4. Написание курса шахмат для начальной школы.

Слайд 14ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КУРС «ШАХМАТЫ – ШКОЛЕ»

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КУРС «ШАХМАТЫ – ШКОЛЕ»

Слайд 15Важнейшие аспекты введения шахмат в школьную программу 5. Кто должен преподавать

шахматы в начальной школе?

Важнейшие аспекты введения шахмат в школьную программу    5. Кто должен преподавать шахматы в начальной

Слайд 16К 2019 году во всех зарубежных странах пришли к пониманию,

что преподавать шахматы в начальных классах должны именно учителя начальных классов. А

вот в России это поняли ещё в 1993 году.
К 2019 году во всех зарубежных странах пришли к пониманию, что преподавать шахматы в начальных классах должны

Слайд 17Важнейшие аспекты введения шахмат в школьную программу 6. Как следует готовить

учителей начальных классов?

Важнейшие аспекты введения шахмат в школьную программу    6. Как следует готовить учителей начальных классов?

Слайд 18 На курсах повышения квалификации, которые должен проводить учёный - автор

курса. В курсе «Шахматы - школе» подобные занятия проводятся по

новой образовательной технологии - «Технологии развития способности действовать “в уме” с использованием шахматного материала» или «Шахматно-задачной технологии И.Г.Сухина».
На курсах повышения квалификации, которые должен проводить учёный - автор курса.  В курсе «Шахматы -

Слайд 19Курсы повышения квалификации: Обнинск: 03-12-2013. На курсах И.Г.Сухина слушатели постранично

работают с учебником «Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые

чудес и тайн полны».
Курсы повышения квалификации: Обнинск: 03-12-2013.  На курсах И.Г.Сухина слушатели постранично работают с учебником «Шахматы, первый год,

Слайд 20 Главная цель курса «Шахматы - школе» – поэтапное развитие способности

детей действовать «в уме»
В 1960-е годы Я.А.Пономарёвым было установлено, что

важнейшая не сводимая к простому накоплению знаний и умений интеллектуальная способность, которая развивается в ходе обучения, – это способность действовать «в уме».
Эта способность является одним из важнейших показателей общего развития психики человека, представляет собой нерасторжимое единство воображения, внимания, памяти и мышления и заключается в возможности человека оперировать в мысленном плане с заместителями реальных предметов (не совершая с ними развернутых операций в пространстве).
Развитие способности действовать «в уме» важно для всех видов деятельности человека, так как каждый из них требует выполнения операций в определённой последовательности.

Главная цель курса «Шахматы - школе» – поэтапное развитие способности детей действовать «в уме» В

Слайд 21 Известно, что способность действовать «в уме» необходимо специально развивать, причем

её развитие – процесс медленный, предполагающий длительное умственное воспитание детей

и завершающийся приблизительно в 12 лет. Наиболее интенсивно эта способность развивается в младшем возрасте, но в общеизвестных системах обучения она целенаправленно не формируется. По этой причине способность действовать «в уме» достигает оптимального развития всего у 5% людей. Чётко структурированное обучение детей основам шахматной игры является тем оптимальным средством, которое позволяет развить способность действовать «в уме». Все составляющие курса «Шахматы - школе» и были разработаны для достижения этой глобальной цели.
Известно, что способность действовать «в уме» необходимо специально развивать, причем её развитие – процесс медленный, предполагающий

Слайд 22В Федеральном курсе «Шахматы – школе» реализована шахматно-задачная технология обучения.

В Федеральном курсе «Шахматы – школе» реализована шахматно-задачная технология обучения.

Слайд 23«Шахматно-задачная технология» основана на системно-деятельностном подходе.

«Шахматно-задачная технология»  основана на системно-деятельностном подходе.

Слайд 24“Шахматно-задачная технология” базируется на: - культурно-исторической теории формирования высших психических

функций; - культурологической теории содержания образования; - теории поэтапного формирования умственных действий;

- исследованиях способности действовать “в уме”.
“Шахматно-задачная технология” базируется на:  - культурно-исторической теории формирования высших психических функций; - культурологической теории содержания образования;

Слайд 25 Важнейшим аспектом обучения педагогов “Шахматно-задачной технологии” является

организация 36–80-часовых курсов. На курсах 10% учебного

времени занимает знакомство с правилами шахмат и 90% – обучение “Шахматно-задачной технологии” проведения уроков.
Важнейшим аспектом обучения педагогов “Шахматно-задачной технологии” является организация 36–80-часовых курсов.

Слайд 26 Работа по «Шахматно-задачной технологии» обеспечивает почти 100%

положительную мотивацию, потому что технология работы – задачная, и неуспешных

нет. Задачи – занимательные, нестандартные, требующие творческого подхода. Во многих из них кажущийся очевидным путь ведет в тупик. Эти задачи одновременно нагружают оба полушария ребенка: и левое, ответственное за развитие логического мышления, и правое, отвечающее за развитие творческого мышления.
Работа по «Шахматно-задачной технологии» обеспечивает почти 100% положительную мотивацию, потому что технология работы –

Слайд 27 Все составляющие курса «Шахматы - школе» и

«Шахматно-задачная технология» разработаны И.Г.Сухиным на базе новейших исследований в нейронауках

и прежде всего на органичном сочетании холистической и аналитической систем мышления.
Все составляющие курса «Шахматы - школе» и «Шахматно-задачная технология» разработаны И.Г.Сухиным на базе новейших

Слайд 28ХОЛИЗМ
Аристотель:
«Целое больше, чем сумма его частей».

ХОЛИЗМАристотель: «Целое больше, чем сумма его частей».

Слайд 29Пример проявления холизма в шахматах
Ладья - 4,5.
Слон - 3.
Ферзь -

9.

Ферзь > Ладья + Слон

Пример проявления холизма в шахматахЛадья - 4,5.Слон - 3.Ферзь - 9.Ферзь > Ладья + Слон

Слайд 30 ПРИОРИТЕТ РОССИИ Россия с 1994 года стала первой страной в

мире, где разработан именно НАУЧНО ОБОСНОВАННЫЙ Федеральный курс шахмат "Шахматы

– школе", преподавать который призваны учителя начальных классов.
ПРИОРИТЕТ РОССИИ   Россия с 1994 года стала первой страной в мире, где разработан именно

Слайд 31ПРИОРИТЕТ РОССИИ Именно в России разработана новая образовательная технология обучения

«Технология развития способности действовать “в уме” с использованием шахматного материала»

или «Шахматно-задачная технология И.Г.Сухина» Задачная технология обучения по здоровьесберегающему курсу «Шахматы – школе» обеспечивает почти 100% положительную мотивацию у детей.
ПРИОРИТЕТ РОССИИ   Именно в России разработана новая образовательная технология обучения «Технология развития способности действовать “в

Слайд 32Книги И.Г.Сухина издавались не только в РФ, но и за

рубежом: в Испании - в 1992 г. с предисловием чемпиона

мира Г.Каспарова, в США - в 2007 г. с предисловием чемпиона мира В.Крамника, а в 2008 году с предисловием чемпионки мира Ж.Полгар. В 2011 г. серия из 7 книг И.Г.Сухина “Chess camp” Рекомендована Шахматной федерацией США.
Книги И.Г.Сухина издавались не только в РФ, но и за рубежом: в Испании - в 1992 г.

Слайд 33И.Г.Сухиным написано также несколько шахматных книг для детей дошкольного возраста.

В 2014 году одна из них - «Шахматы для

самых маленьких» - в очередной раз переиздана (под названием «Шахматы для детей»), при этом на обложке издательство «АСТ» указало следующее: «7-ое издание бестселлера».
И.Г.Сухиным написано также несколько шахматных книг для детей дошкольного возраста.   В 2014 году одна из

Слайд 34Это старая истина - нет пророка в своём отечестве. Поэтому,

хотя главный труд И.Г.Сухина - курс «Шахматы - школе»

- был написан по предложению Министерства образования РФ и получил его высший гриф - «Рекомендовано», центральные СМИ об этом никогда не писали. Чтобы войти в широкое информационное поле, нужны огромные усилия. Миром СМИ правит негатив, позитив СМИ неинтересен. Поэтому задача - сделать так, чтобы все дети России стали немного умнее, - пока отдана в руки энтузиастов. К счастью, их в России пока ещё хватает!
Это старая истина - нет пророка в своём отечестве. Поэтому, хотя главный труд   И.Г.Сухина -

Слайд 35И.Г.Сухин - кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Института стратегии

развития образования Российской академии образования (Москва),  Почётный работник общего образования

Российской Федерации, лауреат Фонда Первого Президента Республики Саха, методолог шахматного всеобуча в РФ, кандидат в мастера по шахматам (чемпион клуба "Спартак" Москва, 1977), руководитель Интернет-проектов "Занимательные и методические материалы из книг Игоря Сухина" – http://suhin.narod.ru и "Шахматы для детей от 0 до 14 лет, родителей и педагогов: Учиться на одни пятёрки (Сайт шахматного всеобуча)" – http://chess555.narod.ru И.Г.Сухин – автор Федерального курса для начальной школы "Шахматы – школе", автор более ста книг для учителей, родителей и детей, изданных в России, Испании, Турции, Германии, Словении и США суммарным тиражом около 2,0 млн. экземпляров. Ряд работ получили гриф "Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования РФ". Тематика книг: шахматные учебники и пособия для начальной школы, детей 2-6 лет, занимательная математика, игры с буквами и словами, разнообразные затеи для начальной школы, литературные тесты, викторины и др.
И.Г.Сухин - кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Института стратегии развития образования Российской академии образования (Москва),  Почётный

Слайд 36«Сайт шахматного всеобуча» (http://chess555.narod.ru) Сайт «Избранные страницы из книг Игоря Сухина (http://suhin.narod.ru)

«Сайт шахматного всеобуча» (http://chess555.narod.ru)  Сайт «Избранные страницы из книг Игоря Сухина (http://suhin.narod.ru)

Слайд 37Игорь Георгиевич Сухин Е-мейл: suhin_i@mail.ru Контактный телефон: 8-499-966-79-48
Презентацию подготовил 19.08.2018

И.Г.Сухин.
Коррекция 10.09.2019.

Игорь Георгиевич Сухин   Е-мейл: suhin_i@mail.ru  Контактный телефон: 8-499-966-79-48   Презентацию подготовил 19.08.2018 И.Г.Сухин.Коррекция

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика