Слайд 1Их именами названы улицы щучина
ул. Гастелло
ул. Батырева
ул. Шупени
ул. Заслонова
Слайд 2Гастелло Николай Францевич
улица Гастелло
Слайд 3Гастелло Николай Францевич - командир 4-й авиационной эскадрильи 207-го дальнебомбардировочного
авиационного полка 42-й дальнебомбардировочной авиационной дивизии 3-го бомбардировочного авиационного корпуса
дальнебомбардировочной авиации, капитан.
Слайд 4Биография Николая Гастелло
Родился в семье Франца Павловича Гастылло из деревни Плужины
(Белоруссия), который в 1900 году пришёл на заработки в Москву
(здесь его фамилию стали произносить на московский манер — «Гастелло»), где работал вагранщиком в литейных мастерских на Казанской железной дороге. Мать — Анастасия Семёновна Кутузова, была белошвейкой. Брат — Виктор Францевич (1913 — 28 сентября 1942 года), погиб в бою за деревню Дыбалово ( Ржевская область), перезахоронен в воинское захоронение у деревни Кокошкино того же района.
Семья Гастелло жила в районе Богородское, в двухэтажном бараке по 3-й Мещанской улице.
Слайд 5Н.Ф. Гастелло в годы ВОВ
В начале Великой Отечественной войны 26.6.1941
его эскадрилья выполняла боевое задание - бомбила моторизованную колонну противника.
Самолет Гастелло был подбит, и Гастелло направил горящую машину на колонну. Сам Гастелло и весь экипаж (лейтенанты А.А. Бурденюк, Г.Н. Скоробогатый, старший сержант А..А. Калинин) погибли. Подвиг Гастелло был широко использован советской пропагандой, причем о его экипаже практически не упоминалось. В это время, когда огромное число советских самолетов было уничтожено на взлетных полосах. а уровень подготовки советских летчиков был на несколько порядков ниже нацистских, самопожертвование Гастелло было использовано для поднятия боевого духа советских ВВС. Впоследствии многие летчики повторили подвиг Гастелло
Слайд 6«Огненный таран» Гастелло
В один из первых дней войны, 26 июня
1941 года, эскадрилья 207-го дальнебомбардировочного авиационного полка под командованием капитана
Николая Гастелло вылетела для нанесения удара по немецким боевым колоннам, двигавшимся в Минск. Бомбардировщики настигли немцев в районе шоссе Молодечно-Радошковичи. Сбросив высоту до 600-800 метров, они атаковали противника с нижних пулемётных установок. Самолёты уже разворачивались в сторону аэродрома, как один из них был подбит зенитным снарядом и загорелся. Сбить пламя не удавалось, до своих было не дотянуть. Теряя высоту, «Ил-4» неожиданно развернулся и врезался в колонну противника. Так был совершен легендарный «огненный таран» или таран наземной цели Гастелло, который стал образцом героизма и самопожертвования
Слайд 7Батырев Пётр Михайлович
улица Батырева
Слайд 8Батырев Пётр Михайлович — помощник командира по воздушно-стрелковой службе 163-го
гвардейского истребительного авиационного полка 229-й истребительной авиационной дивизии 4-й воздушной
армии 2-го Белорусского фронта, гвардии капитан.
Слайд 9Биография
Родился 1 марта 1918 года в деревне Чулпаново ныне Подольского
района Московской области в семье крестьянина. Русский. Член КПСС с
1944 года. Окончил школу № 2 в городе Подольске. После окончания школы ФЗУ, работал токарем на заводе в Подольске.
В Красной Армии с 1938 года. В ноябре 1939 года Батырев окончил Борисоглебскую военную авиационную школу пилотов и получил направление на должность младшего лётчика в один из истребительных полков. Участвовал в советско-финской войне 1939 – 1940 годов. После её окончания Батырев был переведён с повышением в должности на Кавказ, в один из полков, охранявших южную границу страны 937 году был принят в аэроклуб
Слайд 10Подвиг батырева
30 сентября 1944 года Батырев при выполнении очередного боевого
задания – разведки линии обороны противника в районе города Августов
(ныне республика Польша) встретился в воздухе с 8-ю «мессершмиттами». Ему пришлось вступить в неравный бой. Самолёт Батырева был подбит, а сам лётчик тяжело ранен. Но, несмотря на ранение, Батырев «дотянул» повреждённый самолёт до линии фронта. Уже над своей территорией лётчик от большой потери крови потерял сознание, и его самолёт упал возле посёлка Желудок Гродненской области.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство гвардии капитану Петру Михайловичу Батыреву было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Похоронен в сквере посёлка Желудок Гродненской области. 17 июля 1957 года на его могиле был открыт памятник. Его именем названа улица в поселке. Одна из улиц Подольска также носит имя прославленного летчика.
Слайд 11Шупеня степан петрович
Улица Шупени
Слайд 1210.11.1896-10.8.1979)
Один из организаторов и руководителей коммунистического подполья и партизанского движения
на территории Барановичской обл. в годы Великой Отечественной войны, почётный
гражданин г. Щучин (1977).
Слайд 13Биография
Родился в д. Нача Крупского р-на Минской обл. Член КПСС
с 1926. С 1918 в Красной Армии, участник Гражданской войны.
После окончания Коммунистического университета национальных меньшинств Запада (1935) на партийной и советской работе. С 1940 первый секретарь Щучинского райкома КП(б)Б. С июля 1941 в тылу врага. С 1942 уполномоченный ЦК КП(б)Б и Белорусского штаба партизанского движения по Щучинской зоне, в апреле — декабре 1943 руководитель Щучинского межрайпартцентра, в ноябре 1943 — июле 1944 секретарь Щучинского подпольного райкома КП(б)Б, одновременно с апреля 1943 командир партизанского соединения Щучинской зоны: с 19.3.1943 по июль 1944 член Барановичского подпольного обкома КП(б)Б. С 1944 на партийной и советской работе. Член ЦК КПБ в 1949-56, кандидат в члены ЦК КПБ в 1956-60. Депутат Верховного Совета СССР в 1950-54, Верховного Совета БССР в 1947-59.
Имя С П Шупени присвоено средней школе в д. Орля Щучинского р-на (на здании школы установлена мемориальная доска), комсомольско-молодёжному коллективу завода «Автопровод» в г. Щучин. В д. Зачепичи Щучинского р-на на месте базирования штаба партизанского соединения Щучинской зоны под командованием С. П. Шупени открыт мемориальный комплекс «Партизанская землянка» и музей, где экспонируются материалы о нём.
Слайд 14Заслонов константин сергеевич
улица Заслонова
Слайд 15( 7.01.1910 – 14.11.1942
Руководитель антифашистского подполья и партизанского движения на
территории Витебской области в 1941-1942 годах
Слайд 16Биография константина заслонова
Родился Константин Заслонов 7 января 1910 года в
городе Осташков Калининской области. Отец содержал небольшое хозяйство.
". В 1927
году школьная комсомольская организация направила Константина как отличника в Великолукскую профтехшколу железнодорожного транспорта, которую он окончил в 1930 году.
. С 1937 года был начальником депо станции Рославль, а с октября 1939 года - станции Орша.
Слайд 17В первые годы войны
В сентябре 1941 года в Москве Константин
Сергеевич из 30-ти оршанских железнодорожников сформировал партизанский отряд, и 1
октября они начали продвижение по оккупированной территории. До родного города 15 ноября дошли всего пятеро. Легализовавшись в Орше, в ноябре Заслонов устроился на работу в Оршанское депо начальником русских паровозных бригад. 2 декабря 1941 года Константин Сергеевич приступил к работе. Используя старые связи и новые возможности, Заслонов создал и возглавил несколько подпольных диверсионных групп, которые вместе с другими подпольными группами Оршанского антифашистского подполья во время Московской битвы 1941-1942 годов парализовали работу железнодорожного узла. Основной удар наносился по паровозному парку.
Слайд 18Деятельность в 1942 годы
Поэтому еще в январе 1942 года приступил
к подготовке лесной базы. Под угрозой провала Заслонов с группой
подпольщиков ушел из Орши и развернул партизанскую борьбу. С февраля 1942 года он стал командиром партизанского отряда, который насчитывал 35 человек, и уже в марте была первая боевая операция: уничтожение продовольственных складов.
15 июля 1942 года было принято решение о создании на базе партизанского отряда, насчитывавшего к тому времени 250 человек, партизанской бригады "Дяди Коли", которая после его смерти получила наименование "1-я партизанская бригада имени К.С.Заслонова". День создания бригады стал днем ее первого боевого крещения: шесть часов шел бой, заслоновцы уничтожили целую карательную группу. Партизаны бригады под руководством комбрига совершали диверсии на железных дорогах Орша-Смоленск, Витебск-Полоцк, Витебск-Орша, на шоссейных и грунтовых дорогах. Заслонов возглавлял боевые действия против немецко-фашистских захватчиков на территории Оршанского, Богушевского, Сенненского, Лиозненского и других районов.
Через много лет начальник Белорусского штаба партизанского движения Петр Захарович Калинин вспоминал: "Отряд К.С.Заслонова с первых же дней развернул активную боевую деятельность. За короткий срок заслоновцы уничтожили около десяти продовольственных складов, смело нападали на немецкие гарнизоны, расположенные в селах близ Орши, организовывали крушения железнодорожных эшелонов, следовавших к линии фронта".
В период, когда бригада совершала рейд, Центральный Комитет КП(б)Б принял решение - возложить на Константина Сергеевича Заслонова командование всеми партизанскими силами Оршанской зоны. 5 ноября, сдав бригаду комиссару Людвигу Ивановичу Селицкому, Константин Сергеевич приступил к новым обязанностям.
13 ноября 1942 года фашисты, узнав о том, что в деревне Куповать находится штаб бригады Заслонова, окружили ее. Более четырех часов продолжался бой. Заслонов решил дождаться темноты и идти на прорыв. Его скосила пулеметная очередь. 14 ноября 1942 года в бою с карателями у деревни Куповать Сенненского района легендарный комбриг погиб. Ему шел 33-й год. Поскольку даже за мертвого Заслонова немецкая администрация обещала большое вознаграждение, то местные жители деревни спрятали его тело. Позже тела погибших партизан были похоронены. После войны Константин Сергеевич Заслонов был перезахоронен в Орше.
7 марта 1943 года ему посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. Он награжден двумя орденами Ленина и медалью.