Слайд 1Икона и картина.
Предложенные вопросы и изображения помогут в составлении сравнительной
таблицы. Они акцентируют внимание только на некоторых выбранных особенностях картины
и иконы.
Вопросы не являются обязательными для письменного ответа на них. Они предлагаются для осмысления, рассуждения и помощи в работе по заданной теме.
Слайд 2Зачем нужна икона и зачем нужна картина?
Слайд 3Кого и что изображают на иконе и картине?
Спас Ярое Око.
Икона. XIV век. Успенский собор московского Кремля.
Эль Греко. Христос.
Слайд 4Богоматерь Одигитрия. Икона. XIV век. Монастырь Ватопед.
Леонардо да Винчи. Мадонна
Бенуа (Мадонна с цветком). 1478-1480. Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Слайд 5Апостол Иоанн Богослов. XIV век. Фреска из храма Успения на
Волотовом поле (не сохр.). Новгород.
Эль Греко. Апостол Иоанн Богослов. 1594-1604.
Музей Прадо. Мадрид.
Слайд 6Что является содержанием иконы и картины?
Эль Греко. Петр и Павел.
1614. Эрмитаж, Санкт Петербург.
Петр и Павел. Икона. XIV век. Успенский
собор Московского Кремля.
Слайд 7Кто является создателем иконы и картины?
Кому принадлежит замысел?
Евангелист Лука,
пишущий икону Богоматери. Икона. XVI век. Псковский музей-заповедник.
Ян Вермер. Аллегория
живописи. 1666—1667. Музей истории искусств. Вена.
Слайд 8Каково соотношение соборного опыта Церкви и индивидуальности художника при написании
иконы?
Седьмой Вселенский Собор. Икона. XVII в. Новодевичий монастырь.
Прп. Алимпий
Печерский. Фрагмент иконы.
Слайд 9Результатом чьего опыта является появление картины?
Слайд 10Какими качествами и навыками должен обладать художник для написания картины?
Слайд 11Какое значение имеет художественная одаренность создателя картины?
Леонардо да Винчи. Джоконда.
1503-05. Лувр. Париж.
Неизвестный художник. Женский портрет на лиловом фоне.
1850-е годы. Вологодский музей.
Слайд 12Какими качествами и навыками должен обладать иконописец для создания иконы?
Прп.
Андрей Рублев. Икона. XX век.
Евангелист Лука, пишущий образ Богоматери. Икона.
XVII век. Белград, Сербия. Национальный Музей.
Слайд 13Какое значение имеет художественная одаренность иконописца?
Спас Нерукотворный. XII век. ГТГ
Спас
Мокрая Брада. XVI век. Северные письма
Слайд 14Всегда ли икона обладает художественной ценностью произведения искусства?
Св. Николай, XII
век, ГТГ
Св. Николай, Петрозаводск. Музей изобразительных искусств Республики Карелия.
Слайд 15Реализм и символизм в иконе и в картине. Что такое
иконный реализм? Какие реалии передает икона?
Тайная вечеря. Икона. XV век.
Благовещенский собор Московского Кремля.
Леонардо да Винчи. Тайная вечеря. Фреска. 1495-1498. Милан.
Слайд 16Какова роль символов в картине?
Ян ван Эйк. Бракосочетание Арнольфини. 1434.
Лондонская национальная галерея.
Слайд 17Какова роль символов в иконе?
Страшный Суд. Икона. XV век. ГТГ.
Слайд 18Какими видами перспектив пользуются художники при создании картины и иконы?
Слайд 19Принцип изображения предмета в обратной перспективе (слева) и в прямой
(справа)
Слайд 20Время в иконе и в картине.
Рождество Христово. Икона.
Питер Брейгель. Охотники
на снегу. 1565. Музей истории искусств, Вена,
Слайд 21Что передает движение в иконе и в картине?
Питер Рубенс. Святой
Георгий и дракон. 1606-1607. Музей Прадо, Мадрид
Чудо Георгия о
змие. Икона. XV век. ГТГ
Слайд 22Как изображаются складки одежды на иконе (слева) и на картине
(справа)?
Слайд 23Горки на иконе (слева) и горы на картине (справа).
Слайд 24Лик на иконе (слева) и лицо на картине (справа) .
Архангел
Михаил. Икона. XIV век. Византийский музей. Афины.
Рафаэль Санти. Дама с
единорогом. 1505. Рим. Галерея Боргези.
Слайд 25В чем различие нимба на иконе и на картине?
Слайд 26Каково понятие красоты в иконе и в картине?
Рафаэль Санти. Мадонна
Конестабиле.1502-1503. Эрмитаж.
Владимирская Богоматерь. Икона. XII век. ГТГ.
Слайд 27Что лежит в основе создания образа?