Слайд 1Иконы
Составила:
учитель ОРКСЭ
Алдина Светлана Владимировна
МБОУ СОШ № 32
Слайд 2Слово «икона» греческого происхождения и означает – «образ», «портрет».
В период
формирования христианского искусства в Византии этим словом обозначалось всякое изображение
Спасителя, Богоматери, святого, ангела или события в Священной Истории, независимо от того, было ли это изображение скульптурным, монументальной живописью или станковой, и независимо от того, какой техникой оно было исполнено.
Слайд 3Теперь слово «икона» применяется по преимуществу к моленной иконе, писанной
красками, резаной, мозаической и т.п.
Слайд 4Православная Церковь постоянно уточняла свое искусство как в содержании так
и в форме. При помощи красок, форм и линий нам
раскрывается духовный мир человека. Красота здесь – красота внутренняя, духовная.
Слайд 5Не все изображения изображение Спасителя, Богоматери, святого, ангела или события
в Священной Истории можно назвать иконой.
Протоирей Сергий Булгаков так
описал свое впечатление о "Сикстинской Мадонне Рафаэля: "Здесь - красота, лишь дивная человеческая красота, с ее религиозной двусмысленностью, но... безблагодатность. Молиться перед этим изображением: - это хула и невозможность! Красота Ренессанса не есть святость, но то двусмысленное, демоническое начало, которое прикрывает пустоту, и улыбка его играет на устах леонардовских героев".
Слайд 6Икона – сама молитва. Она наглядно и непосредственно открывает нам
ту бесстрастность (свободу от страстей), учит нас «поститься глазами». И
действительно, «поститься глазами» невозможно ни перед каким другим образом, будь он беспредметным (абстрактым) или обычным
Слайд 7Цель иконы – не в том, чтобы возбудить или усилить
в нас то или иное естественное человеческое чувство. Икона не
«трогательна», не чувствительна.
Цель её – направить наши чувства, ум и всю нашу человеческую природу на путь преображения, очищения нас от всякой экзальтации.
Слайд 8Первые иконы Спасителя и Божией Матери
Основные образа, занимающие центральное положение
в богослужении: образ Спасителя Бога и образ Пресвятой Богородицы. Поэтому
и первые иконы, появившиеся одновременно с христианством, суть иконы Христа и Богоматери.
Слайд 9Первые иконы Спасителя и Божией Матери
Церковное Предание утверждает существование иконы
Спасителя еще при Его жизни – это образ, который мы
знаем под названием Нерукотворный Спас.
История этого образа сводится к следующему: Эдесский царь Авгарь. Больной проказой, послал ко Христу своего архивария-художника, прося Христа прийти в Эдессу и исцелить его. Христос, видя, что архиварий хочет написать Его портрет, умылся, вытер свой лик платком, и на этом платке отпечатался Его образ. Получив плат, Авгарь исцелился. Это сильно подействовало на распространение христианства среди жителей Эдессы.
Плат долго хранился в Эдессе как драгоценное сокровище города.
В 944 году византийские императоры выкупили Нерукотворный Образ у Эдессы. После разгрома Константинополя крестоносцами в 1204г. следы плата теряются.
Слайд 10Первые иконы Спасителя и Божией Матери
Первые иконы Божией Матери церковное
Предание приписывает святому Евангелисту Луке, который после Пятидесятницы написал их
три
Слайд 11Первые иконы Спасителя и Божией Матери
По церковному преданию, икону написал
евангелист Лука на доске стола, за которым трапезничал Христос с
Марией и Иосифом. Это тип иконы называется «Елеуса» («Умиление»). Здесь подчеркивается естественное человеческое чувство, материнская любовь и нежность. Это образ матери, глубоко скорбящей о предстоящих страданиях сына и в молчании переживающей их неизбежность.
Владимирская икона Божией Матери
Слайд 12Первые иконы Спасителя и и Божией Матери
Другой образ относится к
типу «Одигрия» («Путеводительница»).
Икона выражает уже не безграничную любовь, здесь
центром композиции является Христос, обращённый к предстоящему (зрителю), Богородица же, также изображённая фронтально (или с небольшим наклоном головы), указывает рукой на Иисуса.
Слайд 13Авторство святого Евангелиста Луки здесь нужно понимать в том смысле,
что иконы эти являются списками (вернее списками со списков) с
икон, писанных когда-то Евангелистом
Тихвинская икона Божией Матери
Казанская икона Божией Матери
Троеручица (Трихейруса)
Слайд 14Первые иконы Спасителя и Божией Матери
И, наконец, третья икона, по-видимому,
изображала Богоматерь без Младенца. Четких данных об этой иконе нет.
Вероятнее всего, это была икона типа "Оранта" ("Молящаяся"). Изображение Богородицы в полный рост, с молитвенно воздетыми вверх руками. Богородица молится за весь род человеческий, и воздетые руки Оранты стали символом этой вечной, неостановимой, несущей миру надежду и защиту молитвы. На Руси такие изображения получили имя "Нерушимая стена".
Слайд 15Посредством иконной живописи «…мы созерцаем изображение телесного Его вида и
чудес, и страданий Его, освящаемся и вполне удовлетворяемся, и радуемся,
и считаем себя счастливыми (…)». (преп. Иоанн Дамаскин)